г. Санкт-Петербург |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А56-81964/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Трощенко Е.И.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.
при участии:
от заявителя: Бондаренко Е.Е. по доверенности от 11.01.2021
от заинтересованного лица: Муштаев Д.В. по доверенности от 30.12.2020
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4153/2021) Жилищно-строительного кооператива N 1059 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2020 по делу N А56-81964/2020 (судья Петрова Т.Ю.), принятое
по заявлению Жилищно-строительного кооператива N 1059
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
третье лицо: ООО "УК Управдом-Сервис N 1"
о признании недействительным распоряжения от 10.09.2020 N 2707-рл
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 1059 (далее - заявитель, Кооператив, ЖСК N 1059) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция, ГЖИ Санкт-Петербурга) от 10.09.2020 N 2707-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Управдом-Сервис N 1" (далее - Общество, ООО "УК Управдом-Сервис N 1").
Решением суда от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных Кооперативом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, ЖСК N 1059 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 22.12.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Кооператив осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам: г.Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 13, корп. 1, лит. А, а также г.Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 11/21. Податель жалобы указывает, что нумерация квартир указанных домов сквозная, единая на оба дома; кроме того, указанные дома имеют общее имущество и неразрывно связаны коммуникациями, земельным участком, общими приборами учета, контроля и автоматизации, расположенными в МКД N 13, корпус 1. Также податель жалобы полагает сфальсифицированным протокол от 21.08.2020 N 1-П13К1 о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 13, корп. 1, лит. А, проведенного в очно-заочной форме; сведения о фальсификации указанного протокола и бюллетеней были направлены в Инспекцию, которая, несмотря на представленную информацию, приняла оспариваемое распоряжение от 10.09.2020 N 2707-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Также податель жалобы ссылается на наличие в Красносельском районном суде Санкт-Петербурга дела N 2-6566/2020, в рамках которого оспаривается решение общего собрания собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома, оформленное протоколом от 21.08.2020 N 1-П13к1.
В судебном заседании представитель Кооператива поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
ООО "УК Управдом-Сервис N 1", извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.08.2020 ООО "УК Управдом-Сервис N 1" обратилось в ГЖИ Санкт-Петербурга с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 13, корп. 1, лит. А (далее - МКД).
К заявлению Общество приложило протокол общего собрания от 21.08.2020 N 1-П13к1 с приложениями NN1-6, реестр заключенных договоров управления МКД, копию заявления о передаче всех элементов технической документации на МКД и доказательства направления указанного заявления в адрес предыдущей управляющей организации.
Инспекцией не установлено признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 21.08.2020 N 1-П13к1, что отражено в акте от 07.09.2020.
По результатам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом для внесения изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга, Инспекцией составлено заключение от 10.09.2020 об их соответствии требованиям утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Инспекцией вынесено распоряжение от 10.09.2020 N 2707-рл о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург с 01.10.2020, согласно которому сведения об МКД внесены в раздел реестра домов под управлением ООО "УК Управдом-Сервис N 1".
Полагая вынесенное распоряжение незаконным, ЖСК N 1059 обратился в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Кооператива и отмены решения суда от 22.12.2020 в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В силу части статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации. При этом, реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр (редакции, применимой к спорным правоотношениям, действовавшей до 20.12.2020) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр..
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются в числе прочего следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления МКД либо об изменении способа управления МКД или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в МКД (пункт 3 Порядка N 938/пр).
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "УК Управдом-Сервис N 1" 28.08.2020 обратилось в ГЖИ Санкт-Петербурга с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург в отношении многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 13, корп. 1, лит. А. К заявлению Общество приложило протокол общего собрания от 21.08.2020 N 1-П13к1 с приложениями NN1-6, реестр заключенных договоров управления МКД, копию заявления о передаче всех элементов технической документации на МКД и доказательства направления указанного заявления в адрес предыдущей управляющей организации.
Инспекцией не установлено признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 21.08.2020 N 1-П13к1, что отражено в акте от 07.09.2020.
Инспекцией установлено, что решение о выборе в качестве управляющей организации по управлению спорным МКД ООО "УК Управдом-Сервис N 1" принято при наличии необходимого кворума (на общем собрании приняли участие собственники помещений МКЖ, обладающие 61,04% голосов или 6722,457 м.кв. от общего числа голосов собственников помещений МКД (11012,7 м.кв.)); к протоколу от 21.08.2020 N 1-П13к1 были приложены решения (бюллетени) собственников помещений; протокол от 21.08.2020 N 1-П13к1 оформлен в соответствии с Требованиями к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденными приказом Минстроя от 28.01.2019 N 44/пр.
Доводы подателя о том, что Инспекция должна была отказать во внесении изменений в реестр лицензий на том основании, что указанный протокол от 21.08.2020 N 1-П13К1 и решения собственников помещений МКД сфальсифицированы, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку установление факта фальсификации протокола общего собрания относится к компетенции суда общей юрисдикции, а не Инспекции, которая не наделена полномочиями по проверке и установлению достоверности подписей в протоколе общего собрания собственников и решениях (бюллетенях) собственников помещений МКД, принявших участие в голосовании при проведении общего собрания собственников.
Ссылки подателя жалобы на наличие в Красносельском районном суде Санкт-Петербурга дела N 2-6566/2020, в рамках которого оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленное протоколом от 21.08.2020 N 1-П13к1, также подлежат отклонению применительно к положениям Порядка N938/пр, согласно которому наличие судебного спора не является основанием для отказа во внесении изменений в реестр лицензий. При этом в силу части 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Доводы подателя жалобы о том, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении Кооператива и расположенные по адресам: Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 13, корп. 1, лит. "А", а также Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, д. 11/21, имеют общее имущество и неразрывно связаны коммуникациями, земельным участком, общими приборами учета, контроля и автоматизации, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего спора и документально не подтверждены.
При изложенных обстоятельствах у Инспекции отсутствовали предусмотренные пунктом 9 Порядка N 938/пр основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий по заявлению ООО "УК Управдом-Сервис N 1" от 28.08.2020.
Кроме того, как правомерно отмечено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2017 по делу N А56-47015/2016 ЖСК N 1059 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Инспекцией при рассмотрении заявления ООО "УК Управдом-Сервис N 1" соблюдены требования Жилищного кодекса Российской Федерации и Порядка N938/пр, в связи с чем оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения от 10.09.2020 N2707-рл не имеется.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Кооператива и отмены решения суда первой инстанции от 22.12.2020 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Кооперативом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 19.02.2021 N 5) подлежит возврату ЖСК N 1059 из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 декабря 2020 года по делу N А56-81964/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 1059 - без удовлетворения.
Возвратить Жилищно-строительному кооперативу N 1059 из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 19.02.2021 N 5.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81964/2020
Истец: Жилищно-строительный кооператив N1059
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "УК УПРАВДОМ-СЕРВИС N 1", к/у Богатырев А.А.