22 апреля 2021 г. |
А79-4376/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Насоновой Н.А., Родиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Неряхиной К.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.02.2021 по делу N А79-4376/2020 по иску казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу о взыскании 382 740 руб., в отсутствие сторон.
Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - истец, КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Макарову Алексею Николаевичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 382 740 руб. неосновательного обогащения.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате проведенных Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики контрольных мероприятий "Проверка использования бюджетных ассигнований, направленных на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения за 2018-2019 годы" установлено нарушение пункта 7 приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", а именно: оплата работ, не предусмотренных составом работ по зимнему содержанию.
Решением от 19.02.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указывает следующее: в акты выполненных работ включены работы, относящиеся к видам работ по ежегодному зимнему содержанию, в то время как такие работы в состав работ не входили (пункт 6 Технического задания).
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии (Заказчик) и ИП Глава КФХ Макаров Алексей Николаевич (Подрядчик) на основании протокола подведения аукциона в электронной форме N 2-3411 от 12.12.2016 (номер аукциона 0115200001116003411) заключили настоящий государственный контракт от 24.12.2016 N 149 (контракт) в редакции дополнительных соглашений от 21.04.2017 N 1, от 16.05.2017 N 2, от 12.12.2017 N 3, от 13.07.2018 N 4, от 01.12.2019 N 5, по условиям которого Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них в Вурнарском, Ибресинском, Канашском районах Чувашской Республики в 2017-2019 годах, (уровень содержания - допустимый) (далее -автомобильных дорог), обеспечивающих круглогодичное безопасное и бесперебойное движение транспортных средств, а также обустройство, безопасность дорожного движения и повышение пропускной способности автомобильных дорог (Приложение N 1).
Требования к выполняемому комплексу работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения определяются Техническим заданием и перечнем работ, установленным в Государственных стандартах, Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автодорог общего пользования, Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и Руководстве по оценке уровня содержания автомобильных дорог общего пользования Чувашской Республики (пункт 1.1 контракта).
Пунктом 1.2 контракта конкретные виды и объемы работ по содержанию автомобильных дорог, сроки их выполнения, а также требуемый уровень содержания определяются Техническим заданием (Приложение N 2).
Согласно пункту 2.1 контракта общая стоимость работ и услуг по содержанию автомобильных дорог в 2017-2019 годах составляет 164 427 654,98 (Сто шестьдесят четыре миллиона четыреста двадцать семь тысяч шестьсот пятьдесят четыре рубля девяносто восемь копеек), НДС не облагается, в том числе стоимость работ, подлежащих выполнению и оплате в 2017 году - 52 399 307,70 (Пятьдесят два миллиона триста девяносто девять тысяч триста семь рублей семьдесят копеек) (Приложение N 1 к контракту).
Стоимость работ, подлежащих выполнению в 2018-2019 годах, определена ежеквартальным сборником средних сметных цен для отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог на территории Чувашской Республики, в уровне цен по состоянию на II квартал 2016 года.
Из содержания пункта 2.2 контракта следует, что стоимость работ на весь период выполнения работ является твердой и не может изменяться в ходе исполнения настоящего контракта, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 2.4 контракта основанием для оплаты работ является оформленный в установленном порядке акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), составленные в соответствии с Техническим заданием. Оплата выполненных работ производится в течение 30 календарных дней с момента подписания сторонам справки формы КС-3 на основании счета-фактуры и приложенного к справке акта выполненных работ по установленной форме КС-2.
В соответствии с пунктом 4.2 контракта Подрядчик обязан выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями, предъявляемыми Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автодорог, ГОСТ, СНиП, ТУ, Техническим заданием к настоящему Контракту и другими нормативными документами, к состоянию проезжей части, обочин, обустройства и обстановки пути, земляного полотна, искусственных сооружений, полосы отвода и снегозащитных лесопосадок, а также в соответствии с природоохранными мероприятиями и действующими санитарными нормами, своевременно занести их в журнал производства работ по установленной форме.
На основании пункта 6.2 контракта подрядчик несет имущественную ответственность за качество и объем выполненных работ, сроки, оговоренные настоящим контрактом.
Согласно пункту 6 Технического задания в состав работ по зимнему содержанию входят: уход за постоянным снегозащитными сооружениями; заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление; механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин; погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация; распределение противогололедных материалов; регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов; очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регулярных сооружений, подходов и лестничных сходов; круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка; обслуживание и восстановление без хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололедных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов к базам хранения противогололедных материалов и скважин для добычи природных рассолов; закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их 6 весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов; борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений.
Названный перечень работ составлен в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
Как указывает истец, контрольным мероприятием "Проверка использования бюджетных ассигнований, направленных на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения за 2018-2019 годы", проведенным в КУ "Чувашупрдор "Минтранса Чувашии Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики было установлено, что в нарушение пункта 7 приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии оплачены работы, не предусмотренные составом работ по зимнему содержанию.
Спорные работы с наименованием "Уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги" содержатся в актах о приемке выполненных работ формы КС-2 от 02.02.2018 N N 01, 03 за период с 01.01.2018 по 25.01.2018 на общую сумму 80 486 руб., оплаченных платежным поручением от 12.02.2018 N 26123;
от 02.03.2018 N N 09, 11 за период с 26.01.2018 по 25.02.2018 на общую сумму 51 027 руб., оплаченных платежным поручением от 15.03.2018 N 58397;
от 28.11.2019 N 65, 67, 69 за период с 28.10.2018 по 25.11.2018 на общую сумму 85 602 руб., оплаченных платежным поручением от 30.11.2018 N 340033;
от 01.04.2019 N 17, 20, 22 за период с 26.02.2019 по 25.03.2019 на общую сумму 88 231 руб., оплаченных платежным поручением от 03.04.2019 N 73780;
от 04.12.2019 N N 77, 79, 81 за период с 26.10.2019 по 25.11.2019 на общую сумму 77 394 руб., оплаченных платежным поручением от 06.12.2019 N 349813.
Истец полагая, что ответчиком ИП Глава КФХ Макаровым Алексеем Николаевичем неправомерно предъявлены работы на сумму 382 740 руб., выполнение которых не предусмотрено в период зимнего содержания автомобильных дорог, в рамках соблюдения досудебного претензионного порядка направил в его адрес письмо от 22.04.2020 исх. N 04-04/1690 с просьбой о возврате в добровольном порядке денежной суммы в размере 382 740 руб. в срок до 30.04.2020.
Поскольку претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Руководствуясь статьями 309, 310, 709, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также 34 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии основания для удовлетворения иска.
При этом суд исходил из следующего.
Согласно пункту 4.5 контракта Подрядчик обязан исполнять предписания и распоряжения Заказчика в установленный срок и своевременно представить в адрес Заказчика отчет об исполнении предписания. При наличии письменного заявления Подрядчика Заказчик может принять решение о продлении сроков устранения нарушений с учетом уважительных (объективных) причин, не позволяющих в установленные сроки устранить нарушения. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний и распоряжений Заказчика, либо несвоевременного и (или) неполного предоставления отчета об их исполнении. Подрядчик несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законом и контрактом.
Во исполнение письма заказчика от 17.07.2018 N 02/20-106, направленного в адреса подрядных организаций, КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии сообщило о необходимости проведения работ, в том числе по обеспечению вывоза скопившего мусора на остановках общественного транспорта на закрепленных территориях в срок до 22.01.2018. Данное поручение было исполнено и в адрес КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии было направлено письмо от 19.01.2018 исх. N 3 с отчетом о проведенных работах по уборке мусора на остановках общественного транспорта на закрепленной территории.
Кроме того, в предписаниях, вынесенных КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии в адрес подрядчика, указано на необходимость выполнения мероприятий на указанном участке автомобильной дороги произвести уборку мусора и вырубку кустарников в пределах полосы отвода (от 15.11.2018 N 199) и необходимость выполнения мероприятий на а/д "Чебоксары-Сурское" на участке км 61+456 -82+390 по уборке мусора с элементов автомобильной дороги, автобусных остановок, карманов и тротуаров, а также по ликвидации возвышения (занижения) обочин относительно кромки проезжей части более 4 см (от 07.11.2019 N 212).
Письмами от 19.01.2018 N 3, от 29.11.2018 ответчик сообщил истцу о выполненных работах на основании поручения и предписаний. При этом выполненные работы были внесены в унифицированные документы формы КС-2, КС-3 с основанием оплаты за конкретные работы.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая выполнение ответчиком предусмотренных контрактом работ в полном объеме, пришел к выводу о недоказанности КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии факта неосновательного обогащения общества за счет истца.
При этом суд отметил, что само по себе включение в "зимние" акты спорных работ в отсутствие превышения твердой цены контракта и фактического выполнения предусмотренного контрактом объема работ не свидетельствует о правомерности исковых требований.
При таких обстоятельствах суд в удовлетворении иска отказал.
Выводы суда первой инстанции являются верными.
Довод апеллянта о возникновении на стороне ответчика неосновательного обогащения несостоятелен. Спорные работы выполнены и приняты заказчиком, превышения твердой цены контракта не допущено. Доказательств необоснованного расходования ответчиком бюджетных средств и завышения стоимости принятых работ не представлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного Чувашской Республики - Чувашии от 19.02.2021 по делу N А79-4376/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4376/2020
Истец: Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Макаров Алексей Николаевич
Третье лицо: ГУ Управление по вопросам миграции МВД России по Чувашской Республике, отдел адресно-справочной работы УВМ МВД по Чувашской Республике, Первый арбитражный апелляционный суд