город Ростов-на-Дону |
|
23 апреля 2021 г. |
дело N А32-22440/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Темрюкский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2021 по делу N А32-22440/2020 по заявлению ОАО Агрофирма "Голубицкая" к администрации муниципального образования Темрюкский район при участии третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о признании незаконным бездействия, обязании обратиться с заявлением об уточнении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество Агрофирма "Голубицкая" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Темрюкский район (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации муниципального образования Темрюкский район обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, выраженный в форме бездействия на обращение общества от 19.12.2019 исх. N 62;
- обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район устранить допущенные нарушения путем обращения в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, площадью 6 485 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Голубицкая, ул. Рабочая, 29, сведения о которых (границах) закреплены в межевом плане от 25.11.2019.
Определением от 27.07.2020 изменен процессуальный статус Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Решением суда от 04.02.2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район, выразившееся в нерассмотрении заявления АО Агропромфирма "Голубицкая" от 19.12.2019 N 62 об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 и обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78. Суд обязал администрацию муниципального образования Темрюкский район в течение десяти дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об осуществлении государственного кадастрового учета в целях уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 площадью 6485 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, с/о Голубицкий, ст-ца Голубицкая, ул. Рабочая, 29, в соответствии с межевым планом от 25.11.2019, подготовленным по заказу АО Агропромфирма "Голубицкая" кадастровым инженером Шкабура Татьяной Николаевной. Суд также взыскал с администрации муниципального образования Темрюкский район в пользу АО Агропромфирма "Голубицкая" возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 рублей.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просила решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба повторяет доводы отзыва на заявление, апеллянт указывает, что администрация не является собственником участка, к тому же общество не переоформило право постоянного (бессрочного) пользования.
В отзыве общество указало на несостоятельность доводов жалобы.
Стороны явку представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежат нежилые здания автогаража ОАО АПФ "Голубицкая", расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:30:0402014:78, по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, станица Голубицкая, улица Рабочая, 29, в том числе: административное здание, литер: А, кадастровый номер: 23:30:0402014:230, общей площадью - 142,5 кв.м.; склад, литер: В, кадастровый номер: 23:30:0402014:355, общей площадью 78,8 кв.м.; сварочный цех, литер: Д, кадастровый номер: 23:30:0402014:356 общей площадью 35,4 кв.м.; склад, литер: Ж, кадастровый номер: 23:30:0402014:237, общей площадью - 68,5 кв.м.; гаражи, литер: 3, кадастровый номер: 23:30:0402014:234, общей площадью - 81,6 кв.м.; электроцех, литер: К, кадастровый номер: 23:30:0402014:231, общей площадью - 70,9 кв.м.; компрессорная, литер: Е, кадастровый номер: 23:30:0701000:2489, общей площадью - 5,9 кв.м.; пожарное депо, литер: Б,б, кадастровый номер: 23:30:0402014:238, общей площадью - 71,3 кв.м.; боксы, литер И,и, кадастровый номер: 23:30:0402014:235, общей площадью - 396,5 кв.м., а также сооружения: навес, литера: Г,Г1,Г2,ГЗ, общей площадью - 776 кв.м.; мощение асфальтовое, литер 6, площадью 2056 кв.м.; яма смотровая, литер 8, площадью 6,5 кв.м.. Территория, на которой расположены вышеуказанные здания и сооружения, имеет железобетонное и металлической ограждение, состоящее из следующих сооружений: калитка металлическая, литер 1, площадью 3,8 кв.м.; ворота металлические, литер 2, площадью 14,5 кв.м.; ворота металлические, литер 3, площадью 7,5 кв.м.; забор ж/бетонный, литер 4, площадью 414,7 кв.м.; ворота металлические, литер 5, площадью 14,9 кв.м.; забор металлический на металлических столбах, литер 7, площадью 22,7 кв.м. (в дальнейшем - объекты Автогаража).
Владеет заявитель данными объектами Автогаража с 19 января 1999 года, а до 19 января 1999 г. данными объектами владело ТОО агропромфирма "Голубицкая" и Винсовхоз "Голубицкий", правопреемником которого является заявитель.
Генеральный план пользования земельным участком под вышеуказанными объектами МТМ отображен в техническом паспорте зданий Автогаража изготовленного по состоянию на 22.12.1999 г., площадь участка составляла 6 501 кв.м.
На момент возведения вышеуказанных объектов Автогаража совхозом "Голубицкий" земля, в том числе под вышеуказанными объектами, была предоставлена совхозу "Голубицкий" на праве постоянного бессрочного пользования, в размере 2 589,32 га в границах, обозначенных в государственном Акте на право пользование землей от 12.12.1979 года А-1 N 247343 (приложение к межевому плану от 25.11.2019).
Право постоянного бессрочного пользование землей перешло от совхоза "Голубицкий" к ОАО Агропромфирма "Голубицкая" в порядке универсального правопреемства, что подтверждается постановлением главы Администрации Темрюкского района от 26.05.1992 г. N 1578 и постановлением главы Администрации Темрюкского района от 19.01.1999 г. N 106.
В целях переоформления прав на земельный участок, площадью 6 485 кв.м. с кадастровым номером 23:30:0402014:78, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Голубицкая, ул. Рабочая, 29 (далее - земельный участок), используемый для эксплуатации и обслуживания принадлежащих на праве собственности заявителя объектов недвижимости "Автогараж", в соответствии с положениями ч.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в дальнейшем - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), п.З ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", главы V.l ЗК РФ, общество как лицо владеющее данным земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования, с учетом сложившегося с 1970 годов порядка его использования, а также с учетом согласования границ земельного участка, путем опубликования в средствах массовой информации (публикация в газете "Тамань" от 22.07.2019 N 28 (10792), территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений расположенных на участке, подготовило межевой план от 25.11.2019 для уточнения местоположения границ земельного участка (копия прилагается) и направило его 26.11.2019 в Управление Росреестра по Краснодарскому краю для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
05.12.2019 г. Управление Росреестра по Краснодарскому краю приостановило действия по осуществлению кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка, указав, что с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета обратилось лицо, не являющееся собственником земельного участка, права которого зарегистрированы в ЕГРН. Указав, что с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка вправе обратиться лица, указанные в статье 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
19 декабря 2019 г. Заявитель обратился в Администрацию с обращением о необходимости обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, для возобновления действий по осуществлению государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка, как лицом указанным в статье 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Однако, как указало общество, в результате бездействий заинтересованного лица и не обращении с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, Управление Росреестра по Краснодарскому краю решением от 06 марта 2020 г. N 23/20-52005, отказало в уточнение местоположения границ земельного участка, сославшись на обращение с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости лица, не имеющего прав на такое обращение.
В связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, заявитель не имеет возможность оформить свои права на него, что подтверждается неоднократными отказами в предоставлении данного участка как в собственность заявителя, так и в аренду (копии заявления от 21.04.2016 N 100, отказа от 17.05.2016 N 02-17/16-890, заявления от 03.11.2016, заявления от 27.03.2018 N15, отказа от 11.04.2018 N В-140/07-4198/18-26 - прилагаются).
Так, отказывая заявителю в предоставлении земельного участка в собственность, 11.04.2018 заинтересованное лицо указало, что в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах земельного участка, в предоставление муниципальной услуги обществу отказано.
Как указал заявитель, самостоятельно внести изменения в ЕГРН в части установления границ данного земельного участка, заявитель не имеет возможности ввиду отсутствия прав на земельный участок, о чем свидетельствует и отказ Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 06.03.2020N 23/20-52005.
19 декабря 2019 г. общество обратилось в Администрацию муниципального образования Темрюкский район, с заявлением о необходимости обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, необходимого для оформления прав заявителя на данный земельный участок, используемый для эксплуатации и обслуживания, принадлежащих на праве собственности заявителя 9 (девяти) объектов недвижимости "Автогараж".
Администрация муниципального образования Темрюкский район, в удовлетворении данного заявления отказала, в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 Администрация не обратилась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: несоответствие таких решений (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в арбитражный суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 2 статьи 201 Кодекса).
В соответствии с п.4 ч.2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости.
Согласно положений, закрепленных в ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, в том числе предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Судом первой инстанции верно установлено, что Граница земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 площадью 6485 кв. м, с видом разрешенного использования - для эксплуатации автогаража, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (выписка из ЕГРН от 06.08.2020 N 99/2020/341827670). Данная ситуация с границами земельного участка сохраняется, по крайней мере, с 2011 года. Так, согласно кадастровой выписке от 25.11.2011 N 2343/12/11-489610, граница земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Общество обращалось с заявлением от 21.04.2016 N 100 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет для эксплуатации и обслуживания гаражей земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, однако письмом от 17.05.2016 N 02-17/16-890 администрация сообщила об оставлении заявления без рассмотрения, в связи с отсутствием, в том числе, кадастрового паспорта земельного участка с установленными границами в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Общество обратилось с заявлением от 03.11.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, однако границы земельного участка администрацией так и не были уточнены.
Общество обратилось с заявлением от 27.03.2018 N 15 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, однако письмом от 11.04.2018 N В-140/07-4198/18-26 администрация муниципального образования Темрюкский район отказала в предоставлении земельного участка, поскольку согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 04.04.2018 границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем невозможно определить местоположение данного земельного участка, для уточнения границ испрашиваемого земельного участка необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Общество по своей инициативе заказало кадастровые работы для подготовки межевого плана в целях уточнения местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78.
В соответствии с межевым планом от 25.11.2019, подготовленным кадастровым инженером Шкабура Т.Н., местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством инструментального определения координат фактически существующих границ участка, закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, периметр участка огорожен бетонным забором, строениями и бетонными столбами, существующими 15 и более лет.
Также местоположение земельного участка обосновано техническим паспортом БТИ инвентарный N 24490 от 22.12.1999.
Согласование границ земельного участка проводилось посредством публикации в газете "Тамань" от 22.07.2019. Возражения относительно границ земельного участка не поступили.
В качестве дополнительных документов при подготовке межевого плана использовались выписка о предоставлении координат исходной геодезической сети от 08.11.2019 для определения пунктов опорно-межевой сети и кадастровый план территории.
Общество обратилось с заявлением от 26.11.2019 в Управление Росреестра по Краснодарскому краю об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, однако уведомлением от 05.12.2019 N 23/19-272017 Управление Росреестра сообщило о приостановлении начиная с 05.12.2019 осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, поскольку в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона о регистрации при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Получив указанное уведомление Управление Росреестра о приостановлении государственного кадастрового учета, общество обратилось с заявлением в администрацию муниципального образования Темрюкский район от 19.12.2019 N 62, в котором просило, в связи с приостановлением 05.12.2019 действий по осуществлению государственного кадастрового учета, обратиться в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, для возобновления действий по осуществлению государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ данного участка. Ответ на данное обращение общества не последовал.
Решением от 06.03.2020 N 23/20-52005 Управление Росреестра по Краснодарскому краю отказало обществу в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, в связи с истечением срока приостановления и неустранением указанных в уведомлении о приостановлении причин.
Таким образом, верным является вывод суда о том, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 остались неуточненными, не установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства, и Управлением Росреестра по Краснодарскому краю отказано в заявлении общества об осуществлении государственного кадастрового учета указанного земельного участка в соответствии с представленным обществом межевым планом.
Администрация не отреагировала на просьбу общества обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, и не только не обратилась в Росреестра, но и не направила обществу какого-либо ответа по существу заявления.
При осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (пункт 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-Ф "О государственной регистрации недвижимости").
В письме Письмо Минэкономразвития России от 27.05.2019 N Д23и-17270 по вопросу применения данной нормы разъяснено следующее. Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Закона N 218-ФЗ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ относится и описание местоположения объекта недвижимости, вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
В отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственной собственности, в том числе до ее разграничения, необходимо отметить следующее.
Согласно части 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, в том числе земельный участок, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Указанными выше положениями законодательных актов не установлено требование о том, что для реализации правомочий по представлению в орган регистрации прав заявления об осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости право заявителя на объект недвижимости должно быть обязательно зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Более того, законодательством, например подпунктом 5 пункта 13, пунктом 15 статьи 39.15, подпунктом 4 пункта 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, определены случаи, при которых с такими заявлениями вправе обращаться лица, не обладающие правом собственности на уточняемый земельный участок.
распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Следовательно, иной возможности кроме как обращение Администрации как лица, указанного в пункте 2 статье 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, не имеется.
В соответствии с пунктами 13 - 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка; 4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ; 5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Между тем, администрация в письмах от 17.05.2016 и от 11.04.2018 отказывала обществу в предоставлении спорного земельного участка, как в аренду, так и в собственность, в связи с тем, что границы земельного участка не установлены, и администрации невозможно определить местоположение земельного участка.
Заявление общества от 03.11.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка администрацией осталось по существу не рассмотренным.
То есть процедура предварительного согласования предоставления земельного участка, предусмотренная статьей 39.15 Земельного кодекса, с предоставлением обществу возможности самостоятельно уточнить границы земельного участка, не проводилась, а сразу были даны отказы в предоставлении земельного участка по причине отсутствия границ и не было рассмотрено по существу заявление общества об утверждении схемы расположения земельного участка.
Приведенные администрацией в отзыве и дополнительных пояснениях доводы (общество не переоформило права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок; заявитель вправе обратиться об утверждении схемы после внесения изменений в документы территориального планирования; администрация не является собственником земельного участка, а является распорядителем земельного участка в силу возложенных на нее отдельных полномочий; для дальнейшего использования земельного участка необходимо привести границы в соответствии с границами единой территориальной зоны; земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах; заявитель вправе подготовить для уточнения местоположения земельного участка проект межевания территории; существующий вид разрешенного использования земельного участка отсутствует в правилах землепользования и застройки) - судом отклонены, поскольку не отвечают на вопрос о том, по каким причинам границы земельного участка должны оставаться в ЕГРН неуточненными (неустановленными).
В своей жалобе администрация указала, что обращение от 19.12.2019 г. исх. N 62 невозможно было рассмотреть по причине рассмотрения АС Краснодарского края заявления Общества к Администрации о признании незаконным отказа в согласовании графического материала спорного участка (дело N А32-47179/2019).
Обращение от 19.12.2019 г. исх. N 62 было направлено обществом в Администрацию именно в целях мирного урегулирования спорных правоотношений, которые рассматривались в деле N А32-47179/2019.
К тому же, обстоятельства, изложенные в обращении от 19.12.2019 г. исх. N 62, а именно отказ обществу в осуществлении кадастрового учета в части уточнения местоположения границ земельного участка, по причине того, что с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета обратилось лицо, не являющееся собственником земельного участка, в очередной раз свидетельствуют о том, что самостоятельно общество не может уточнить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401014:78.
Также, доводы заинтересованного лица о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения, утвержденных решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 19.03.2010 N 44, в редакции изменений, внесенных решением Совета муниципального образования Темрюкский район от 20.11.2018 г. N 546 и решения Совета муниципального образования Темрюкский район от 18.06.2019 г. N 641, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401014:78 расположен в границах территориальной зоны "П-5" - зона предприятий, производств и объектов V класса вредности, часть участка по северной границе - в границе территориальной зоны "Ж-1" - зона застройки индивидуальными жилыми домами, необоснованны и не могут быть приняты во внимание.
Согласно Схеме расположения границ земельного участка на карте планируемого размещения объектов местного значения ст-цы Голубицкой, как части Генплана ст-цы Голубицкой, подготовленной кадастровым инженером Лупачевым Т.А. 06.02.2020, границы земельного участка расположены в границах производственной зоны: зона предприятий, производств и объектов V класса опасности ("ПК-5").
Доказательств, что спорный земельный участок расположен в иных зонах заинтересованное лицо в процессе не представило.
Апелляционный суд учитывает, что оспариваемые обществом бездействия связанны с уточнением местоположения границ (ранее учтенного) земельного участка, которые существуют более 15 (пятнадцати) лет.
В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (п.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ).
Границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам (ч.2 ст.34 ГрК РФ).
Из указанного следует, что границы территориальных зон должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования и устанавливаться по границам красных линий, границам участков или иным границам.
Как следует из материалов дела, границы участка с кадастровым номером с кадастровым номером 23:30:0401014:78 существуют с 1970 годов, имеют отображение, описание и зафиксированы в техническом паспорте объекта по состоянию на 22.12.1999 г.
Соответственно, при подготовке правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения, утвержденных решением Совета муниципального образования Темрюкский район только 19.03.2010, существующее землепользование,, должно было быть учтено, а границы территориальных зон не могли быть установлены по зданиям, сооружениям.
В апелляционной жалобе администрация указывает на тот факт, что не является собственником спорного земельного участка, а является в силу ст.3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распорядителем такого земельного участка, однако данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного Обществом требовании.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, к которым согласно пункту 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ относится и описание местоположения объекта недвижимости, вправе обратиться собственник объекта недвижимости либо его представитель при наличии нотариально удостоверенной доверенности.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Указанными выше положениями законодательных актов не установлено требование о том, что для реализации правомочий по представлению в орган регистрации прав заявления об осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости право заявителя на объект недвижимости должно быть обязательно зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами, указанными в пункте 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими (абз.2 п.1 ст. 3.3 Закона N 137-ФЗ).
В жалобе заинтересованное лицо также указывает о не переоформлении заявителем права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, в соответствии со статьей 3 Закона N 137-ФЗ, в связи с чем отсутствуют доказательства наличия нарушенного права заявителя, однако данные утверждения не обоснованны и не могут быть приняты во внимание.
Вместе с тем, на протяжении с 2016 года общество неоднократно подавало заявления на переоформление своего права постоянного бессрочного пользования, однако, в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78, заявителю было отказано в предоставлении данного участка как в собственность заявителя, так и в аренду, что свидетельствует о том, что с одной стороны, администрация препятствует обществу в определении местоположения и уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 23:30:0402014:78 и установлении их в ЕГРН, с другой стороны, отказывает в предоставлении данного земельного участка в собственность или аренду без установления его границ в ЕГРН.
Вышеуказанные обстоятельства указывают на нарушение прав заявителя, так как общество без установления границ земельного участка не имеет возможности переоформить свое право постоянного бессрочного пользования на право собственности или аренды.
При таких обстоятельствах, суд правомерно счел возможным удовлетворить требования общества, посредством признания незаконным бездействия администрации в виде нерассмотрения по существу заявления общества от 19.12.2019 и возложить на администрацию обязанность обратиться в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка в части уточнения местоположения границ земельного участка в соответствии с представленным обществом межевым планом от 25.11.2019.
Доводы жалобы правомерность выводов суда не опровергают, в связи с чем не принимаются апелляционным судом.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2021 по делу N А32-22440/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22440/2020
Истец: ОАО Агрофирма "Голубицкая", ОАО АПФ Голубицкая
Ответчик: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район, Управление Росреетра по КК
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю