г. Самара |
|
23 апреля 2021 г. |
А65-28257/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Лихоманенко О.А.и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от Межрайонной ИФНС России N 18 по РТ - Махиянова Д.С., диплом, доверенность от 15.04.2021,
от УФНС по РТ - Махиянова Д.С., доверенность от 12.01.2021,
от ОАО "Набережночелнинский элеватор" - Габделхакова А.В., дов. от 24.11.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по РТ
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 года по делу N А65-28257/2020 (судья Кириллов А.Е.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Набережночелнинский элеватор"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан,
об отмене решения МРИ ФНС N 18 по РТ от 06.10.2020 и об обязании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Набережночелнинский элеватор" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан (ответчик 1) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ответчик 2) с заявлениями об отмене решения Межрайонной ИФНС N 18 по РТ от 06.10.2020 N 5498А об отказе в государственной регистрации, о признании решения УФНС по РТ от 17.11.2020 N2.8-18/031233 от отказе в удовлетворении жалобы незаконным и необоснованным, об обязании Межрайонной ИФНС N 18 по РТ внести записи о смене наименования организационно-правовой формы с "открытого акционерного общества" на "акционерное общество", о регистрации Устава ОАО "Набережночелнинский элеватор" в новой редакции, в срок не более чем пять рабочих дней в отношении представленных для государственной регистрации документах о вносимых изменениях.
При рассмотрении дела судом первой инстанции, заявитель ходатайствовал об отказе от требования к УФНС по РТ об оспаривании решения N 2.8-18/031233.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 года отказ от исковых требований к Управлению ФНС по РТ принят. Требования, заявленные к Межрайонной ИФНС N 18 по РТ удовлетворены, с обязанием инспекции в пятидневный срок устранить допущенные в отношении заявителя нарушения в виде внесения записи о смене наименования организационно-правовой формы и о регистрации устава в новой редакции.
В апелляционной жалобе инспекция просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управлением ФНС по РТ также представлен отзыв на жалобу, в котором выражается согласие с апелляционной жалобой инспекции.
В судебном заседании представитель подателя жалобы и управления налоговой службы доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ОАО "Набережночелнинский элеватор" против удовлетворения жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.09.2020 заявителем в МИФНС N 18 по РТ поданы документы для государственной регистрации, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Решением от 06.10.2020 N 54986А заявителю в регистрации отказано, по мотивам нарушения пп. "а" ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с отсутствием в представленной выписке из протокола общего собрания сведений об удостоверении принятия общим собранием участников решения посредством голосования и состава участников общества, присутствующих при его принятии.
Не согласившись с решением, заявитель обжаловал отказ в судебном порядке
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства, которые он посчитал установленными.
Согласно подп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В ведение Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан отнесены только те отношения, которые регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 года (далее Закон N 129-ФЗ), возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) на территории г. Казани, Лаишевского района, Пестречинского района, Арского района, Атнинского района, Высокогорского района с 01.01.2007 года, Тетюшского района, Камско-Устьинского района, Верхнеуслонского района Республики Татарстан с 01.08.2011 года, Республики Татарстан с 01.05.2016 года.
Как следует из представленных по делу документов, 29.09.2020 г. заявителем в МИФНС N 18 по РТ поданы документы для государственной регистрации, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Ссылаясь на отсутствие сведений о лицах, принявших участие в голосовании, а также на отсутствие даты, до которой принимались документы, регистрирующим органом отказано в государственной регистрации.
По результатам мероприятий налогового контроля, проведенных Управлением Федеральной налоговой службы по РТ по жалобе заявителя, была установлена законность принятого регистрирующим органом решения, а также указано на отсутствие в выписке из протокола собственноручной подписи председателя Барсуковой С.Г. и секретаря Галлиевой Л.Р.
По смыслу пункта 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо предусмотренных Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Закон об АО), решение общего собрания акционеров может быть принято без проведения собрания (совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование) путем проведения заочного голосования.
Согласно статье 60 Закона N 208-ФЗ голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, проводимого в форме заочного голосования, должно осуществляться бюллетенями для голосования.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 58 Закона N 208-ФЗ принявшими участие в общем собрании акционеров, проводимом в форме заочного голосования, считаются акционеры, бюллетени которых получены до даты окончания приема бюллетеней.
Дополнительные требования к проведению общего собрания акционеров в очной и заочной форме содержаться в Положении Банка России от 16.11.2018 г. N 660-П "Об общих собраниях акционеров" (далее - Положения).
В соответствии с положениями ст. 63 Закона об АО, протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются председательствующим на общем собрании акционеров и секретарем общего собрания акционеров.
В протоколе общего собрания акционеров указываются: место и время проведения общего собрания акционеров; общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества; количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании; председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
В протоколе общего собрания акционеров общества должны содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.
Главой 4 Положения регламентированы дополнительные требования к содержанию протокола.
Так, датой проведения общего собрания, проводимого в форме заочного голосования, является дата окончания приема бюллетеней для голосования (п.4.29).
В протоколе общего собрания указываются:
- полное фирменное наименование, место нахождения и адрес общества;
- вид общего собрания (годовое, внеочередное, повторное годовое, повторное внеочередное);
- форма проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);
- дата определения (фиксации) лиц, имевших право на участие в общем собрании;
- дата проведения общего собрания;
место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
- повестка дня общего собрания;
- время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания;
- время открытия и время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания, а если решения, принятые общим собранием, и итоги голосования по ним оглашались на общем собрании, также время начала подсчета голосов;
- почтовый адрес (адреса), адрес (адреса) электронной почты, по которым направлялись (могли направляться) заполненные бюллетени для голосования при проведении общего собрания в форме заочного голосования, а также при проведении общего собрания в форме собрания, если голосование по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания, могло осуществляться путем направления в общество заполненных бюллетеней, а если общее собрание проводилось с возможностью заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети "Интернет" - также адрес такого сайта в сети "Интернет";
- число голосов, которыми обладали лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
- число голосов, приходившихся на голосующие акции общества по каждому вопросу повестки дня общего собрания, определенное с учетом положений пункта 4.24 настоящего Положения;
- число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
- число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования ("за", "против" и "воздержался") по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
- формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
- основные положения выступлений и имена выступавших лиц по каждому вопросу повестки дня общего собрания, проведенного в форме собрания;
- председательствующий на общем собрании (президиум общего собрания) и секретарь общего собрания;
- лицо, подтвердившее принятие решений общим собранием и состав лиц, присутствовавших при их принятии;
- дата составления протокола общего собрания.
Исследовав представленную выписку из протокола, суд первой инстанции пришел к выводу, что все требования действующего законодательства соблюдены, указаны общее количество голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества; количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании; председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
Довод налогового органа о применении положений ст. 181.2 ГК РФ судом первой инстанции отклонен, по следующим мотивам.
Согласно п. 4.36 Положения "Об общих собраниях акционеров" Выписка из протокола общего собрания или из протокола об итогах голосования на общем собрании может быть подписана председательствующим на общем собрании и (или) секретарем общего собрания, лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа общества, или иным лицом (лицами), уполномоченным (уполномоченными) обществом.
Представленная для государственной регистрации выписка из протокола общего собрания акционеров была подписана собственноручно секретарем собрания акционеров Галиевой Л.Р., что подтверждается материалами дела, в связи с чем, довод налогового органа судом первой инстанции отклонен, как опровергнутый представленными документами.
Суд первой инстанции сослался также на то, что 29 сентября 2020 года ОАО "Набережночелнинский элеватор" обратилось к Нотариусу Набережночелнинского городского округа Гайнетдинову Вадиму Шарифгалиевичу для нотариального удостоверения подлинности подписи заявителя (единоличного исполнительного органа Истца), а также подало заявление с просьбой передать данное заявление совместно с комплектом документов в МРИ ФНС N 18 по РТ для дальнейшей государственной регистрации вносимых изменений.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.02.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено по просьбе заявителя нотариусом. При этом документы направляются в регистрирующий орган нотариусом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, довод налогового органа о подписании протокола неустановленным иным лицом признан несостоятельным и отклонен судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, по мнению суда первой инстанции, законных оснований к отказу в государственной регистрации у Инспекции не имелось, а анализ доводов обжалуемого решения свидетельствует о выходе заинтересованного лица за пределы полномочий предоставленных законом, в частности нарушении запрета установленного ч.4.1 ст. 9 Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", что выразилось проверке представленных документов на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, что по мнению суда первой инстанции, нарушило права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Требования заявителя были удовлетворены, с указанием инспекции устранить допущенные в отношении него нарушения прав и законных интересов.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения, судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права, что в силу п.4) ч.1 ст.270 АПК РФ является основанием для отмены решения и принятия нового судебного акта.
Как указано выше, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал оценку представленному для регистрации изменений протоколу общего собрания акционеров, проведенному в заочной форме. Однако, основанием для принятия оспариваемого отказа налоговым органом указано не на то, что протокол не соответствует Закону об АО, а на то, что отсутствуют доказательства правомочности самого собрания, поскольку не представлен протокол об итогах голосования, составляемый счетной комиссией.
Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязательным документом является решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений (подпункт "б" пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 58 Закона N 208-ФЗ общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.
Как указывает заявитель апелляционной жалобы, регистрирующий орган не располагает информацией об акционерах общества, поскольку сведения об акционерах не отражаются в ЕГРЮЛ. В АО ведется реестр акционеров, ведение которого осуществляется регистратором (ст. 44 Закона N 208-ФЗ). Сведения о держателе реестра акционеров (регистраторе) подлежат обязательному отражению в ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ ОАО "НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР" является публичным акционерным обществом, держателем реестра акционеров является ООО "ЕВРОАЗИАТСКИЙ РЕГИСТРАТОР".
Согласно представленной на государственную регистрацию выписке из протокола общего собрания акционеров, функции счетной комиссии выполняет держатель реестра акционеров ОАО "НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР" - ООО "Евроазиатский регистратор", в лице уполномоченных лиц: Горбуновой Е.Г., Дульцевой О.А.
В соответствии с пунктом 4 статьи 97 ГК РФ исполнение функций счетной комиссии публичного акционерного общества осуществляется регистратором общества.
Пунктом 4 статьи 56 Закона N 129-ФЗ установлено, что счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.
Согласно пункту 3 статьи 47 Закона N 208-ФЗ в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения настоящей главы, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.
Таким образом, исходя из императивных положений Закона N 208-ФЗ, счетная комиссия не создается, и функции счетной комиссии не выполняются регистратором общества, лишь в случае, если все голосующие акции принадлежат одному акционеру.
Фактическое отсутствие счетной комиссии, отсутствие регистратора при проведении собрания являются существенными нарушениями требований Федерального закона Российской Федерации "Об акционерных обществах", поскольку от счетной комиссии зависит надлежащее определение кворума собрания, а также подсчет голосов при определении итогов голосования.
Таким образом, соблюдение кворума общего собрания акционеров, установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, обеспечивает счетная комиссия или регистратор.
В силу статьи 62 Закона N 208-ФЗ по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу общего собрания акционеров. Однако, указанный документ для проведения государственной регистрации в рассматриваемом случае не представлен.
После составления протокола об итогах голосования и подписания протокола общего собрания акционеров бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив общества на хранение.
"...Регистрация лиц, имеющих право на участие в собрании, так же как и определение кворума должны осуществляться счетной комиссией (пункт 4 статьи 56 Федерального закона "Об акционерных обществах").
Документы, которые составляются в процессе проведения общего собрания акционеров, призваны служить доказательством соблюдения установленной законом процедуры проведения собрания и достоверности принятых решений.
В соответствии со статьей 62 Федерального законаN 208-ФЗ по итогам голосования по вопросам повестки дня обязательно должен составляться протокол об итогах голосования, который приобщается к протоколу собрания акционеров и по существу является главным документальным доказательством того, какие именно решения были приняты на собрании акционеров.
В связи с тем, что указанные в выписке из протокола сведения: - об общем количестве голосов, которыми обладают акционеры - владельцы голосующих акций общества; - об общем количестве голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании (кворум собрания); - повестка дня собрание были подтверждены лицом, осуществляющим ведение реестра акционер АО (регистратором), путем выполнения им функций счетной комиссии установленных п. 4 ст. 56 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", регистрирующим органом и было принято решение об отказе в государственное регистрации.
Как указано выше, протокол об итогах голосования, подписываемый членами счетной комиссии в регистрирующий орган не представлялся.
Отсутствие подписи регистратора общества, как лица уполномоченного в силу закона определять кворум и подводить итоги голосования, не позволяет считать достоверными факт проведения собрания и принятия решений, отраженных в протоколе собрания, представленного на государственную регистрацию в связи с регистрацией устава АО в новой редакции.
Аналогичные доводы находят отражение в судебной практике, например в постановлении АС Поволжского округа от 11.06.2019 г. по делу А55-26917/2019.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В части прекращения производства по требованию к УФНС по РТ решение суда первой инстанции не проверялось, поскольку таких доводов в апелляционной жалобе не заявлено.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение искового заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2021 по делу N А65-28257/2020 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
О.А. Лихоманенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28257/2020
Истец: ОАО "Набережночелнинский элеватор", Тукаевский район, д.Малая Шильна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 18 по Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной налоговаой службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Нотариус Набережночелнинского городского округа Гайнетдинов Вадим Шарифгалиевич, г.Набережные Челны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд