г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2021 г. |
Дело N А56-114823/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановской Г.Н.
судей Мельниковой Н.А., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Григорьевым Н.А.,
при участии:
от истца - Кудь М.Н. (доверенность от 24.12.2020),
а также Беляевой В.А. - представителя Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (доверенность от 12.11.2020) и Министерства обороны Российской Федерации (доверенность от 11.02.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10662/2021) федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2021 по делу N А56-114823/2019, принятое
по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области"
к 1) Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
2) Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" (далее - Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (далее - ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России, Учреждение, ответчик 1) и в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство, ответчик 2) 618 962 руб. 32 коп. задолженности за период с 01.05.2014 по 31.03.2019, пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт за период с 21.04.2019 по 20.09.2019 в размере 17 764 руб. 22 коп. и пени, начисленные с 21.09.2019 по день фактического исполнения обязательства.
Решением суда первой инстанции от 03.06.2020, оставленным без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020, с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, а в случае недостаточности денежных средств взыскать с Министерства обороны Российской Федерации взыскана в пользу истца задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт за жилые помещения, расположенные по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Сертолово, мкр. Сертолово-2, д.1, кв. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 39, 40, 42, 43 за период с 01.05.2014 по 20.09.2019 в размере 618 962 руб. 32 коп., пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт за период с 21.04.2019 по 20.09.2019 в размере 13957 руб. 58 коп., 15641 руб. расходов по уплате государственной пошлины, а также пени по пункту 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, начисленные с 21.09.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по день фактического исполнения обязательства; в удовлетворении остальной части иска отказано. В удовлетворении иска в части взыскания неустойки с 06.04.2020 по 01.01.2021 отказано с учетом применимых положений Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N2, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.04.2020.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2020 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2020 по делу N А56-114823/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении истцом заявлено об уточнении исковых требований: истец просит взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации задолженность по взносам на капитальный ремонт за жилые помещения, расположенные по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, город Сертолово, мкр. Сертолово-2, дом 1, квартиры 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 42, 43 за период с 01.05.2014 по 31.12.2020 в размере 916 600 руб. 36 коп., пени за просрочку уплаты взносов на капитальный ремонт за период с 21.04.2019 по 05.04.2020 в размере 31 058 руб. 06 коп. и пени, начисленные с 06.04.2020, по день фактического исполнения обязательства, рассчитанные по пункту 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (т. 2 л.д. 9).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2021 иск удовлетворен частично: суд взыскал Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, а в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации в пользу Некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" 637564 руб. 42 коп. долга, 18368 руб. 90 коп. пени, пени начиная с 02.01.2021 по день фактического исполнения обязательства, рассчитанные по пункту 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и 15735 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
С указанным решением суда не согласились ответчики (далее также - податели апелляционной жалобы, апеллянты), в апелляционной жалобе просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что в отсутствие заключенного между истцом и ответчиком государственного контракта, а также соответствующих расходных ассигнований оснований для возложения на ответчика обязанности по оплате взносов не имеется.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из письменных материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области" является региональным оператором фонда капитального ремонта Ленинградской области, созданным в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьей 15 Закона Ленинградской области от 29.11.2013 N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области", распоряжением Правительства Ленинградской области от 25.09.2013 N 434-р "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области".
Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений "Министерства обороны с 08.07.2012 принадлежат на праве оперативного управления жилые помещения в многоквартирном доме N 1 мкр. Сертолово-2, город Сертолово, Всеволожского района, Ленинградской области, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Минобороны России является правопреемником ФГУ "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района".
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования г. Сертолово Всеволожского муниципальный район Ленинградской области N 99 от 19.03.2014 формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется на счете регионального оператора некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Ленинградской области".
Ссылаясь на наличие у ответчиком обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно аналогичной норме, изложенной в части 1 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу пункта 3 части 1 статьи 167 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора.
По выбору собственников помещений в многоквартирном доме фонд капитального ремонта формируется одним из двух способов (часть 3 статьи 170 ЖК РФ), а именно путем перечисления взносов на капитальный ремонт:
- на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
По смыслу статей 36, 39, 154, 155, 158 ЖК РФ, части 2 статьи 154 Кодекса введено понятие взноса на капитальный ремонт как составной части платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Ленинградской области на 2014-2018 годы установлен постановлениями Правительства Ленинградской области от 26.12.2013 N 507, от 20.08.2014 N 376, от 08.06.2015 N 201, от 19.09.2016 N 360, от 16.05.2017 161 в размере 5,55 рубля на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц, а на 2019 год постановлением от 14.11.2018 N 436 в размере 7,20 руб.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу пункта 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, с учетом того, что Учреждение является реестровым обладателем вещного права (права оперативного управления), на него возлагается обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт.
Доводы апеллянтов об отсутствии у учреждения обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт в отсутствие заключенного в установленном порядке государственного контракта или договора с истцом, противоречат нормам статьи 210 ГК РФ, статьи 39 ЖК РФ, определяющих безусловную обязанность обладателя вещного права по несению расходов на содержание общего имущества МКД, а также правовой позиции, сформированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации Ссылки апеллянта на отсутстви301-ЭС19-22897 от 26.03.2020.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт в отсутствие соответствующих расходных обязательств, отклоняются на основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.2021 по делу N А56-114823/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114823/2019
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10884/2021
23.04.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10662/2021
17.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114823/19
25.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-12894/20
05.08.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16418/20
03.06.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114823/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-114823/19