Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 июля 2021 г. N Ф10-2826/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
20 апреля 2021 г. |
Дело N А64-2888/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Климентовым А.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс": Попова И.А., представитель по доверенности от 15.03.2021 сроком действия один год;
от Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Арбат-Сервис": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2021) по делу N А64-2888/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" (ОГРН 1066829047746, ИНН 6829021814) к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области (ОГРН 1086829001621, ИНН 6829041585) о признании незаконным решения и обязании внести изменения в реестр лицензий Тамбовской области на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Арбат-Сервис",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КомСервисПлюс" (далее - ООО "КомСервисПлюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Тамбовской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным решения Управления Государственного жилищного надзора по Тамбовской области от 10.03.2020 N 153/20 и обязании Управления Государственного жилищного надзора по Тамбовской области внести изменения в реестр лицензий Тамбовской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечено общество с ограниченной ответственностью "Арбат-Сервис" (далее - ООО "Арбат-Сервис").
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2021) по делу N А64-2888/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "КомСервисПлюс" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что суд первой инстанции при принятии решения неверно применил нормы действующего законодательства, фактически отсутствовал кворум для принятия решения на общем собрании собственников, обратное административным органом надлежащим образом не доказано.
В ходе судебного заедания суда апелляционной инстанции представитель ООО "КомСервисПлюс" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просил суд его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных участников процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.10.2019 в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области поступило заявление ООО "Арбат-Сервис" о внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовской области (далее - Реестр) на основании протокола N 1 от 14.10.2019 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (далее - МКД), расположенного по адресу: г. Тамбов, пл. Красноармейская, д. 7.
31.10.2019 Управлением проведена проверка представленных ООО "Арбат-Сервис" заявления и документов для внесения изменений в Реестр на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части включения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Красноармейская, д. 7, в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Арбат-Сервис".
В ходе рассмотрения заявления и документов установлено нарушение заявителем требований подпунктов "а", "б", "в" пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок внесения изменений), а именно: несоответствие заявления и документов пункту 3 Порядка внесения изменений; недостоверность сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка внесения изменений; противоречия сведений, представленных ООО "АрбатСервис", уже содержащимся в Реестре на момент рассмотрения заявления сведениям, поскольку вышеуказанный МКД числится в перечне МКД, находящихся в управлении ООО "КомСервисПлюс", при этом заявление о внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовкой области с целью исключения спорного МКД из управления ООО "КомСервисПлюс" не поступало.
По результатам рассмотрения заявления лицензиата Управлением составлено заключение о внесении изменений в Реестр от 31.10.2019 N 1051/19, которым предложено приостановить рассмотрение заявления ООО "АрбатСервис" о внесении изменений в реестр лицензий в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Красноармейская, д. 7, в перечень МКД, находящихся под управлением ООО "АрбатСервис".
На основании данного заключения решением Управления от 31.10.2019 N 1051/19 рассмотрение заявления ООО "АрбатСервис" было приостановлено, в адрес ООО "АрбатСервис" и ООО "КомСервисПлюс" направлены письма о рассмотрении заявления, которым заявителю предложено устранить выявленные нарушения, а ООО "КомСервисПлюс" - мотивированное обоснование причин ненаправления в Управление соответствующего заявления об исключении МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Красноармейская, д. 7, из перечня МКД, находящихся под управлением ООО "КомСервисПлюс".
При последующем рассмотрении заявления с учетом поступивших ответов Управление пришло к выводу об отказе во внесении изменений в Реестр в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Красноармейская, д. 7, в перечень МКД, находящихся под управлением ООО "АрбатСервис", и необходимости возвращения заявления и приложенных к нему документов, обоснование чего отражено в заключении Управления от 11.12.2019 N 1204/19.
26.02.2020 ООО "Арбат-Сервис" вновь обратилось в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области с заявлением о внесении изменений в Реестр на основании протокола N 1 от 14.10.2019 общего собрания собственников помещений МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, пл. Красноармейская, д. 7. Заявление содержало сведения об адресе МКД и данные о лицензиате. К указанному заявлению были приложены следующие документы:
- копии протокола N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 14.10.2019 и решений с приложениями;
- копия договора управления многоквартирным жилым домом от 18.11.2019 N 25/19;
- копия приказа о назначении директора от 01.02.2016 N 01;
- решения (бюллетени) голосования собственников помещений;
- акт о размещении сообщения о предстоящем собрании.
В период с 26.02.2020 по 10.03.2020 Управлением проведена проверка заявления и документов, представленных ООО "Арбат-Сервис" для внесения изменений в Реестр на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, пл. Красноармейская, д. 7, в перечень МКД, находящихся в управлении ООО "Арбат-Сервис", в ходе которой установлено соответствие представленного пакета документов требованиям, установленным, как Порядком внесения изменений, так и Требованиям к оформлению протоколов, признаков ничтожности решения общего собрания собственников, оформленного протоколом N 1 от 14.10.2019, не установлено по причине предоставления решений (бюллетеней) собственников помещений МКД.
Заключением Управления от 10.03.2020 N 153/20 предложено внести изменения в Реестр в части включения МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, пл. Красноармейская, д. 7, в перечень МКД, находящихся в управлении ООО "Арбат-Сервис".
На основании данного заключения по результатам рассмотрения заявления ООО "Арбат-Сервис" о внесении изменений в Реестр административным органом вынесено решение N 153/20 от 10.03.2020, которым МКД, расположенный по адресу: г. Тамбов, пл. Красноармейская, д. 7, включен в Реестр лицензий Тамбовской области в перечень МКД, находящихся в правлении ООО "Арбат-Сервис".
Посчитав указанное решение незаконным, ООО "КомСервисПлюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный суд Тамбовской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из норм процессуального законодательства, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Тамбовской области правомерно не усмотрел нарушений в процедуре вынесения решения N 153/20 от 10.03.2020. Нарушений, носящих существенный характер и не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Анализируя законность и обоснованность оспариваемого решения по существу, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в частности, в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора. (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции от 02.03.2018, с изменениями от 12.01.2019) (далее - Порядок внесения изменений).
В силу пункта 2 Порядка внесения изменений в реестр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; е) данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
Пунктом 3 Порядка внесения изменений в реестр предусмотрено, что к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в частности, следующие документы: а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
В соответствии с пунктом 5 Порядка внесения изменений в реестр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка (пункт 6 Порядка внесения изменений в реестр).
Согласно пункту 7 Порядка внесения изменений в реестр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка внесения изменений в реестр).
Основным доводом апелляционной жалобы выступает оспаривание действительность протокола общего собрания собственников помещений спорного многоквартирного дома, оценивая который судебная коллегия усматривает следующее.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Пункт 3 статьи 44.1 ЖК РФ предусматривает, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством очно-заочного голосования.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме урегулирован статьей 45 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов (часть 3 статьи 45 ЖК РФ).
Частью 4 статьи 45 ЖК РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.
Частью 5 статьи 46 ЖК РФ установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с частью 3 статьи 47 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя (часть 1 статьи 48 ЖК РФ).
В силу части 4.1 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны:
1) сведения о лице, участвующем в голосовании;
2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме;
3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался" (часть 5.1 статьи 48 ЖК РФ).
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены Приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования).
В соответствии с пунктом 2 Требований протокол общего собрания составляется в письменной форме в сроки, установленные общим собранием, но не позднее чем через десять календарных дней с даты проведения общего собрания.
В силу положений подпункта "ж" пункта 20 Требований обязательным приложением к протоколу общего собрания являются письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме является инициатор общего собрания.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в МКД, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Красноармейская, д. 7, были надлежащим образом и в установленные законодательством сроки извещены о проведении общего собрания собственников заказными письмами (Приложение N 3 к протоколу общего собрания N 1 от 14.10.2019) и соответствующими объявлениями, размещенными на информационных стендах в подъездах N 1,2,3 МКД (Приложение N 2 к протоколу общего собрания N 1 от 14.10.2019, акт от 18.09.2019).
В ходе проведения очно-заочного голосования по вопросам повестки общего собрания собственников помещений МКД, при первом этапе (очное голосование) присутствовали собственники помещений спорного МКД в количестве 55 собственников, о чем свидетельствует Приложение N 4 к протоколу общего собрания N 1 от 14.10.2019.
Затем, в ходе проведения второго этапа голосования (заочное голосование) не присутствовавшие на очном голосовании собственники помещений проголосовали по всем вопросам повестки собрания собственников помещений МКД путем проведения их опроса, что подтверждается Приложением N 8 к протоколу общего собрания собственников. Кворум, таким образом, составил 62,21%.
Представленное ООО "Арбат-Сервис" как при первоначальном обращении в Управление с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовской области, так и при последующем обращении Приложение N 8, содержащее решения собственников помещений МКД по вопросам повестки общего собрания, полностью соответствует положениям части 5.1 статьи 48 ЖК РФ, как правомерно указал в решении суд области.
Судом первой инстанции также установлено, что непредоставление решений (бюллетеней) собственников помещений МКД по вопросам, поставленным на общее голосование, при первоначальном обращении ООО "Арбат-Сервис" в Управление было обусловлено тем обстоятельством, что решения собственников отдельными решениями не оформлялись, однако, в связи с отказом во внесении изменений в Реестр лицензий Тамбовской области в части включения спорного МКД в управление ООО "АрбатСервис собственники помещений изъявили желание оформить свои решения в письменном виде как того требуют положения подпункта "ж" пункта 20 Требований, поскольку решение о смене управляющей компании уже было принято на состоявшемся собрании.
При этом, факт оформления решений собственников после оформления протокола общего собрания собственников не может свидетельствовать об отсутствии действительной воли на заключение договора управления с ООО "Арбат-Сервис".
Арбитражный суд Тамбовской области пришел к выводу, что Управление как орган государственной власти, осуществляющий, в том числе, защиту жилищных прав, в целях защиты таких прав не обязано формально трактовать процедурные требования, поскольку целью любой правоприменительной процедуры (в данном случае внесение/невнесение изменений в реестр лицензий) является полное, объективное и всестороннее установление стороны дела для принятия надлежащего решения, с чем соглашается судебная коллегия.
Учитывая, что имеющееся в материалах дела приложение N 8 к протоколу общего собрания собственников N 1 от 14.10.2019 полностью соответствует положениям части 5.1 статьи 48 ЖК РФ, факт представления надлежащим образом оформленных решений собственников по вопросам повестки общего собрания собственников, наличие у собрания кворума, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что собственники МКД N 7 пл. Красноармейская г. Тамбова надлежащим образом реализовали принадлежащие им жилищные права в части, касающейся смены управляющей компании. Решение общего собрания надлежащим образом в судебном порядке не оспорено, доказательства обратного не представлены.
В этой связи судебная коллегия так же не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав ООО "КомСервисПлюс" оспариваемым решением, поскольку собственники помещений спорного МКД в рамках установленной процедуры большинством голосов выразили волю на прекращение договорных отношений с Обществом и избрали иную управляющую компанию.
Приведенные положения законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам свидетельствуют о законности решения Управления Государственного жилищного надзора по Тамбовской области от 10.03.2020 N 153/20.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и по мнению суда апелляционной инстанции им была дана надлежащая правовая оценка. Иные доводы заявителя не имеют существенного значения при рассмотрении настоящего спора и не могут повлиять на его результат.
При этом, доводы апелляционной жалобы не опровергают окончательного вывода суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ее заявителя. Излишне уплаченная ООО "КомСервисПлюс" по платежному поручению N 117 от 28.01.2021 государственная пошлина подлежит возвращению заявителю из дохода федерального бюджета в размере 1 500 руб.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 29.12.2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 02.02.2021) по делу N А64-2888/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2888/2020
Истец: ООО "КомСервисПлюс"
Ответчик: Управление Государственного жилищного надзора по Тамбовской области
Третье лицо: ООО "АРБАТ-Сервис", 19 Арбитражный апелляционный суд