г. Санкт-Петербург |
|
24 апреля 2021 г. |
Дело N А56-118205/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: предст. Бойко Д.А. - доверенность от 21.11.2019
от заинтересованного лица: предст. Маслов И.И. - доверенность от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38950/2020) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.08.2020 по делу N А56-118205/2019 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
об спаривании постановления от 01.10.2019 N 047/04/9.21-1545/2019
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (ОГРН: 1027809170300, ИНН: 7803002209; после изменения наименования - публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго"; далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, Ленинградское УФАС) от 01.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1545/2019, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600000 руб.
Решением суда первой инстанции от 10.08.2020 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 10.08.2020, и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции не установлены событие административного правонарушения и вина Общества в его совершении. Податель жалобы ссылается на то, что требования ООО "Парус", изложенные в заявке N 18-62874 и в мотивированном отказе от подписания договора технологического присоединения направлены на одновременное изменение объема максимальной мощности и точки технологического присоединения к электрическим сетям, в то время как пункт 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861), предусматривает, что изменение точки присоединения допускается только, если не влечет за собой пересмотр величины максимальной мощности. Таким образом, податель жалобы полагает, что с учетом закрепленного Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" принципа однократности технологического присоединения и положений пункта 2 Правил N 861 заявитель (ООО "Парус") не наделен правом на произвольное изменение точек присоединения, при увеличении мощности ранее присоединенного объекта. Податель жалобы также полагает, что указанное в заявке N 18-62874 от 26.12.2018 требование об изменении класса напряжения электрических сетей, к которым имеется надлежащее технологическое присоединение ЭПУ заявителя, по заявке заявителя (ООО "Парус") также не допускается в силу положений пункта 2 Правил N 861; по мнению подателя жалобы владелец ЭПУ вправе реализовать свое право на выбор класса напряжения электрических сетей только при осуществлении технологического присоединения впервые.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Управления доводы апелляционной жалобы отклонил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Ленинградское УФАС поступило заявление ООО "Парус" (вх. N 4778 от 06.06.2019) на действия (бездействие) ПАО "Ленэнерго", содержащее сведения о нарушении Обществом Правил N 861.
По результатам рассмотрения указанного заявления Управлением установлено, что 26.12.2018 ООО "Парус" (Заявитель) направило в адрес ПАО "Ленэнерго" заявку N 18-6284 на технологическое присоединение в связи с увеличением мощности и сменой точки присоединения в отношении объекта - жилого дома, расположенного по адресу Ленинградская область, Приозерский р-н, Красноозерное сельское поселение, дер. Васильево, кадастровый номер: 47:03:0000000:13060 с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств (ЭПУ) 150 кВт по 3 категории надежности при напряжении 10 кВ (с учетом ранее присоединенных в точке ЭПУ максимальной мощности 14,16 кВт при напряжении 0,4 кВ).
ПАО "Ленэнерго" направлен в адрес Заявителя проект договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 об осуществлении технологического присоединения.
ООО "Парус" направлен в адрес Общества мотивированный отказ (вх. N ЛЭ/01-02/1959 от 11.02.2019) от подписания договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18, с указанием на то, что представленный Обществом проект договора содержит неприемлемые для Заявителя условия. ООО "Парус" подана заявка N 18-6284 на технологическое присоединение к электрическим сетям по классу напряжения 10 кВ, вместе с тем в проекте договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 в пункте 1 указан класс напряжения 0,4 кВ. Кроме того, ООО "Парус" в заявке N 18-6284 указывало, что самостоятельно установит новую ТП 10/0,4 кВ оставив ее на своем балансе. В технических условиях к проекту договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 в мероприятиях выполняемых ПАО "Ленэнерго" за счет платы за технологическое присоединение, пунктом 10 установлена обязанность по строительству ТП-10/0,4 кВ с местом установки по согласованию с землевладельцем.
20.02.2019 ПАО "Ленэнерго" направило ООО "Парус" письмо с отказом о внесении изменений в проект договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 и предложением подписания договора на технологическое присоединение в первоначальной редакции.
ООО "Парус" вновь направлен в адрес Общества мотивированный отказ (вх. N ЛЭ/01-02/3403 от 07.03.2019) от подписания договора NОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18, с указанием на то, что представленный Обществом проект договора содержит неприемлемые для Заявителя условия. ООО "Парус" подана заявка N 18-6284 на технологическое присоединение к электрическим сетям по классу напряжения 10 кВ, вместе с тем в проекте договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 в пункте 1 указан класс напряжения 0,4 кВ. Кроме того, ООО "Парус" в заявке N 18-6284 указывало, что самостоятельно установит новую ТП 10/0,4 кВ оставив ее на своем балансе. В технических условиях к проекту договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 в мероприятиях выполняемых ПАО "Ленэнерго" за счет платы за технологическое присоединение, пунктом 10 установлена обязанность по строительству ТП-10/0,4 кВ с местом установки по согласованию с землевладельцем.
Усмотрев в действиях Общества признаки нарушения пункта 15 Правил N 861, должностным лицом Управления 06.09.2019 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 047/04/9.21-1545/2019 и проведении административного расследования, по результатам которого 12.09.2019 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Ленинградского УФАС от 01.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-1545/2019 ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600000 рублей.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 10.08.2020 в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
В заявке должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктом 9 Правил N 861, а также к заявке прилагаются документы, указанные в пункте 10 Правил N 861.
Согласно пункту 15 Правил N 861 в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
В случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Как следует из материалов дела, 26.12.2018 ООО "Парус" (Заявитель) направило в адрес ПАО "Ленэнерго" заявку N 18-6284 на технологическое присоединение в связи с увеличением мощности и сменой точки присоединения в отношении объекта - жилого дома, расположенного по адресу Ленинградская область, Приозерский р-н, Красноозерное сельское поселение, дер. Васильево, кадастровый номер: 47:03:0000000:13060 с указанием максимальной мощности энергопринимающих устройств (ЭПУ) 150 кВт по 3 категории надежности при напряжении 10 кВ (с учетом ранее присоединенных в точке ЭПУ максимальной мощности 14,16 кВт при напряжении 0,4 кВ).
ПАО "Ленэнерго" направлен в адрес Заявителя проект договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 об осуществлении технологического присоединения.
ООО "Парус" направлен в адрес Общества мотивированный отказ (вх. N ЛЭ/01-02/1959 от 11.02.2019) от подписания договора NОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18, с указанием на то, что представленный Обществом проект договора содержит неприемлемые для Заявителя условия. ООО "Парус" подана заявка N 18-6284 на технологическое присоединение к электрическим сетям по классу напряжения 10 кВ, вместе с тем в проекте договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 в пункте 1 указан класс напряжения 0,4 кВ. Кроме того, ООО "Парус" в заявке N 18-6284 указывало, что самостоятельно установит новую ТП 10/0,4 кВ оставив ее на своем балансе. В технических условиях к проекту договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 в мероприятиях выполняемых ПАО "Ленэнерго" за счет платы за технологическое присоединение, пунктом 10 установлена обязанность по строительству ТП-10/0,4 кВ с местом установки по согласованию с землевладельцем.
20.02.2019 ПАО "Ленэнерго" направило ООО "Парус" письмо с отказом о внесении изменений в проект договора N ОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18 и предложением подписания договора на технологическое присоединение в первоначальной редакции.
ООО "Парус" вновь направлен в адрес Общества мотивированный отказ (вх. N ЛЭ/01-02/3403 от 07.03.2019) от подписания договора NОД-ВЭС-1080-19/62874-Э-18, с указанием на то, что представленный Обществом проект договора содержит вышеуказанные неприемлемые для Заявителя условия.
Согласно пункту 7 Правил N 861 устанавливается процедура технологического присоединения, включающая, в том числе, подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил.
В силу пункта 2 Правил N 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи:
присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;
увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;
изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
При этом, вопреки доводам подателя жалобы, из пункта 2 Правил N 861 не следует, что заявитель не имеет права на одновременное увеличение максимальной мощности, напряжения и изменение точки присоединения.
Пункт 2 Правил N 861 указывает только на то, что действие данных Правил распространяется, в том числе, на случаи изменения точки присоединения, не влекущее пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В рассматриваемом случае, изменение Заявителем максимальной мощности и напряжения влечет изменение точки присоединения его энергопринимающих устройств, что в свою очередь требует проведения мероприятий по технологическому присоединению (пункты 2, 7 Правил N 861).
В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод Ленинградского УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861, что образует объективную сторону состава состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение Обществом правонарушения его действия правильно квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что доказательства заключения и исполнения договора технологического присоединения с ООО "Парус" в материалы дела не представлены, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Наказание в виде штрафа в размере 600000 руб. назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 10.08.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 августа 2020 года по делу N А56-118205/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-118205/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области