Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 9 августа 2021 г. N Ф05-18709/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-187054/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.02.2021 по делу N А40-187054/2020
по заявлению: Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо - Исманский Сергей Борисович
о признании незаконным уведомления,
в присутствии:
от заявителя: |
Нагорный В.И. по дов. от 29.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
Шувалов Н.Н. по дов. от 03.02.2020; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2021, принятым по настоящему делу, удовлетворены требования Департамента городского имущества города Москвы (заявитель, департамент) о признании незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление Рореестра по Москве) от 07.07.2020 N 77/005/225/2020-001 об отказе в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды от 17.12.2019 N М-05-054938 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477, суд также обязал Управление Росреестра по Москве осуществить действия по государственной регистрации Договора аренды от 17.12.2019 N М-05-054938 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477.
В деле участвует третье лицо - Исманский Сергей Борисович.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Росреестра по Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.
Представитель Управления Росреестра по Москве надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителей в судебное заседание не обеспечил, ввиду чего апелляционная жалоба рассмотрена в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Представитель Департамента в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Представитель третьего лица поддержал позицию Департамента, представил отзыв, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, 09.01.2020 в регистрирующий орган с заявлением 77/005/225/2020-1 в рамках единой учетно-регистрационной процедуры о государственной регистрации договора аренды, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477, по адресу г.Москва, ул. Борисовские Пруды, вл. 31 обратился Исманский С.Б.
Осуществление заявленных учетно-регистрационных действий было приостановлено 20.01.2020 и 07.07.2020 уведомлением N 77/005/225/2020-001 отказано.
Полагая, что отказ регистрирующего органа в снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности на объект недвижимости нарушает права города Москвы, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемое уведомление Управления Росреестра по Москве недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Судом установлено, что 17.12.2019 между Департаментом (арендодатель) и Исманским С.Б. (арендатор) был заключен договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора N М-05-054938 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477 площадью 65 155 кв.м с адресным ориентиром: Москва, ул. Борисовские Пруды, вл. 31 сроком до 10.07.2068.
Земельный участок предоставлен арендатору для эксплуатации помещения в здании гаражного назначения.
На земельном участке расположены объекты недвижимости по адресу: Москва, ул. Борисовские Пруды, д. 31, стр. 1 - стр. 41.
Исманскому СБ. принадлежит на праве собственности помещение (этаж 1, помещение I - бокс 398) по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, д. 31 стр. 11 площадью 27,1 кв.м. (запись в ЕГРН от 11.04.2017 N 77:05:0011010:8328-77/005/2017-1).
В целях осуществления государственной регистрации указанный договор аренды направлен в Управление Росреестра по Москве.
По итогам рассмотрения указанного заявления Управлением направлено уведомление от 20.01.2020 о приостановлении действий по государственной регистрации.
Уведомлением от 07.07.2020 N 77/005/225/2020-001 было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации Договора аренды.
Причиной приостановления государственной регистрации, а затем отказа в государственной регистрации Договора аренды земельного участка послужило наличие противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а именно отсутствие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
Пределы правовой экспертизы правоустанавливающих документов (договора) ограничены проверкой соответствия их требованиям законодательства по форме и содержанию (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации).
Соответственно, регистратор не вправе подвергать проверке наличие или отсутствие условий для заключения спорного договора, поскольку вопрос определения наличия соответствующих условий относится к компетенции органов, уполномоченных на осуществление функций по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" фактическое использование объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, должно соответствовать виду разрешенного использования, установленному в договоре аренды земельного участка, договоре безвозмездного пользования. В случае несоответствия вида фактического использования объекта недвижимости, расположенного на предоставленном земельном участке, виду разрешенного использования земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка подлежит приведению в установленном порядке в соответствие с видом фактического использования объекта недвижимости.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ), которые утверждены постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы".
Согласно ПЗЗ земельный участок с кадастровым номером 77:05:0011010:9477 расположен в границах территориальной зоны сохраняемого (фактического) землепользования.
В качестве основных видов разрешенного использования земельных участков для указанной территориальной зоны устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, сведения о которых содержатся Едином государственном реестре недвижимости.
При этом в ЕГРН земельному участку с кадастровым номером 77:05:0011010:9477 вид разрешенного использования не определен.
Вместе с тем, согласно данным ГБУ МосгорБТИ функциональное назначение зданий, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477 - гаражи.
Арендатор (Исманский СБ.) является собственником гаража-бокса в здании по адресу: г. Москва, ул. Борисовские Пруды, д. 31 стр. 11. Функциональное назначение здания - гараж.
В соответствии с условиями Договора аренды от 17.12.2019 N М-05-054938 земельный участок предоставляется в аренды для эксплуатации помещения в здании гаражного назначения.
Таким образом, цель предоставления земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477, указанная в договоре от 17.12.2019 N М-05-054938, не противоречит фактическому использованию земельного участка, а также функциональному назначению объектов недвижимости, расположенных в границах данного земельного участка.
Учитывая изложенное, вывод регистрирующего органа о наличии противоречий между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости необоснован.
Условия договора аренды от 17.12.2019 N М-05-054938 не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
При этом, решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации нарушает права и законные интересы Департамента в экономической деятельности, поскольку он лишен возможности осуществлять полномочия собственника земельного участка, предусмотренные ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арендатором при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации договора аренды, отсутствуют.
Ответчик не доказал наличие обстоятельства, послужившего основанием для вынесения оспариваемых уведомлений, следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Кроме того, суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия по государственной регистрации Договора аренды от 17.12.2019 N М-05-054938 земельного участка с кадастровым номером 77:05:0011010:9477.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта. Каких-либо новых доводов апелляционная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы, который освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2021 по делу N А40-187054/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-187054/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Исманский Сергей Борисович