г. Москва |
|
22 апреля 2021 г. |
Дело N А40-155210/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 ноября 2020 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-155210/20, принятое по исковому заявлению ООО "Сжиженный газ" (ОГРН 1020502521863) к ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании пени в размере 471 450 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Сжиженный газ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании пени в размере 471 450 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года по делу N А40-155210/20 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес грузополучателя ООО "Сжиженный газ" (далее - Истец) по Северо-Кавказской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" с просрочкой в доставке прибывали груженые вагоны, что подтверждается прилагаемым расчетом, заверенными копиями транспортных железнодорожных накладных и памяток приемосдатчика.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов". Расчетная дата истечения срока доставки грузов определяется на основании "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных Приказом Минтранса России N 245 от 07.08.2015 г. (далее - Правила).
Согласно п. 14 Правил, вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Факт передачи вагонов для выгрузки грузополучателям подтверждается памятками приемосдатчика и/или ведомостями подачи-уборки вагонов.
В соответствии со ст. 97 Устава за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В адрес Ответчика была выставлена претензия N 211/20 за нарушение срока доставки вагонов на сумму 471 450,00, которая не оплачена.
Ответчик в возражениях указал, что по накладным, перечисленным в п. 2 отзыва на исковое заявление, вагоны задержаны по вине Истца, в связи с чем, составлены акты общей формы и Истец оплатил в добровольном порядке плату, согласно накопительным ведомостям и актами общей формы. Соответственно, по мнению Ответчика оснований для начисления пени за просрочку доставки грузов не имеется.
Между тем, представленные Ответчиком документы сами по себе не доказывают задержку вагонов по вине грузополучателя и фактическую невозможность принять задержанные вагоны от ОАО "РЖД", а констатируют только факт нахождения вагонов на путях общего пользования без определения виновности какой бы то ни было из сторон.
При этом Ответчиком нарушен порядок оформления документов при задержке вагонов на станции назначения, предусмотренный Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, а именно, на каждый случай задержки Ответчик должен составить акт общей формы, в том числе на станции назначения.
Однако представленные Ответчиком акты общей формы не подтверждают то обстоятельство, что у Истца отсутствовала техническая возможность приема вагонов с путей общего пользования на подъездные пути Истца.
Кроме того, как видно, в спорных накладных отсутствует отметка о составлении актов общей формы, которые Ответчик представил в материалы дела.
В нарушение ст. 39 Устава и Приказа МПС России N 45 акты общей формы Ответчиком составлены в одностороннем порядке. Истцу не направлялись, в связи с чем, не имел возможности ознакомиться с ними и представить свои возражения.
Акты общей формы не являются первичным документом, подтверждающим факт задержки вагонов по вине Истца, и составлен Ответчиком в целях начисления Истцу платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Согласно договору подачи-уборки РЖД обязано по прибытию вагонов уведомить грузополучателя за два часа до подачи на пути необщего пользования для выгрузки груза. В том числе, подача вагонов на пути необщего пользования не должно превышать 3-х вагонов.
Из анализа накладных следует, что вагоны прибывали на станцию назначения не своевременно, с нарушением срока доставки.
Из анализа памяток приемосдатчика/ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что в момент выгрузки вагонов общее количество вагонов на путях необщего пользования не превышало 3-х вагонов, то есть у ОАО РЖД не было оснований для оставления вагонов на путях общего пользования.
Ответчик в материалы дела не представил схему выгрузки груза с учетом указания станций ОАО "РЖД" и примыкающей к ней станции Истца. Также, Ответчик не представил доказательств, что у Истца в даты прибытия вагонов по спорным накладным, отсутствовала возможность приема вагонов под выгрузку и то, что у Истца фронт выгрузки терминала был занят.
Истец указал, что у Ответчика не было оснований для оставления вагонов на пути общего пользования, при наличии объективной возможности выгрузки вагонов на станции назначения.
Вместе с тем ОАО "РЖД" не доказано именно занятость всех путей для выгрузки вагонами Истца, о чем в частности свидетельствуют представленные Истцом ведомости подачи и уборки вагонов.
Таким образом, представленные в материалы дела документы не подтверждают факт задержки вагонов по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки.
Исходя из указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что Ответчиком не доказана задержка вагонов на станции назначения по причине, невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, зависящей от грузополучателей, ввиду чего по пункту 6.7 Правил N 245 оснований для снижения суммы неустойки не усматривается.
Между Истцом и Ответчиком заключён договор на организацию расчётов, в соответствии с которым Ответчик производит списание с ЕЛС Клиента причитающихся РЖД платежей.
Ответчик произвел безакцептное списание с ЕЛС Истца некорректно начисленной платы, указанной в накопительных ведомостях, за нахождение вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи из-за занятости фронтов выгрузки.
Представленные Ответчиком документы сами по себе не доказывают задержку спорных вагонов по вине Истца и фактическую невозможность принять задержанные вагоны.
Ответчик указал на пропуск срока исковой давности по накладным N N ЭМ146524, ЭЛ894048. Суд первой инстанции правомерно счел довод Ответчика необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
Истец по спорным накладным представил в материалы дела памятки приемосдатчика, которые подтверждают дату подачи Ответчиком вагонов на подъездные пути Истца.
Так, Ответчик подал вагоны на подъездные пути Истца по спорным накладным позднее, чем вагоны прибыли на станцию назначения, что подтверждается памятками приемосдатчика.
Датой окончания срока доставки явилась дата прибытия на станцию назначения, в то время, как общие критерии определения момента окончания срока доставки груза установлены пунктом 14 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом N 27, согласно которому, датой окончания срока доставки груза по действующему законодательству РФ является дата подачи вагонов для выгрузки на железнодорожный путь необщего пользования.
Поскольку даты подачи вагонов на подъездные пути, соответственно, и окончания простоя спорных вагонов по спорным накладным является 10.08.2019 г., 15.08.2019 г. (срок исковой давности по спорным вагонам истекает 10.08.2019 г., 15.08.2019 г,), то в связи с направлением Истцом претензии - 13.07.2020 г. (Ответчик получил претензию - 29.07.2020 г.) срок исковой давности был приостановлен на 30 календарных дней. В связи с тем, что срок исковой давности был приостановлен на 30 календарных дней, то срок исковой давности по спорным накладным истекает только - 25.09.2020 г. Настоящий иск предъявлен 27.08.2020 г., что подтверждается штемпелем канцелярии Арбитражного суда г. Москвы, таким образом, срок исковой давности Истцом не пропущен.
Ходатайство ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ суд первой инстанции удовлетворил и обоснованно счел возможным снизить в соответствии со ст. 333 ГК РФ размер неустойки до 320 000 руб.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как сводятся к несогласию заявителя с установленными судом фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 ноября 2020 года по делу N А40-155210/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ОАО "РЖД" в федеральный бюджет госпошлину 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-155210/2020
Истец: ООО "СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"