город Томск |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А67-8918/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
|
Смеречинской Я.А. |
судей |
|
Назарова А.В. Ходыревой Л.Е. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" (N 07АП-2198/2021) на решение от 03.02.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8918/2020 (судья Дигель Е.Б.) по исковому заявлению акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (634034, область Томская, город Томск, улица Котовского, 19, ОГРН 1057000128184, ИНН 7017114680) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" (636840, область Томская, район Асиновский, город Асино, улица Имени Ленина, 70, ОГРН 1057000380282, ИНН 7002011385) о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 16.02.2017 N 70030031008165 за сентябрь 2020 года в сумме 286 328 рублей 62 копейки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: публичное акционерное общество "Томская распределительная компания" (634041, область Томская, город Томск, проспект Кирова, 36, ОГРН 1057000127931, ИНН 7017114672),
при участии в судебном заседании представителя истца Поздеевой Н.В. по доверенности от 01.01.2020 N 150,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - АО "Томскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском, уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" (далее - ООО "УК "Абиком") о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 16.02.2017 N 70030031008165 за сентябрь 2020 года в сумме 286 328 рублей 62 копейки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Томская распределительная компания" (далее - ПАО "ТРК").
Решением от 03.02.2021 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены, с общества с ООО "УК "Абиком" в пользу АО "Томскэнергосбыт" взыскана задолженность в сумме 286 328 рублей 62 копейки, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей; с ООО "УК "Абиком" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 726 рублей 58 копеек.
Не согласившись с данным решением, ООО "УК "Абиком" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Томской области от 03.02.2021, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требовании АО "Томскэнергосбыт" о взыскании с ООО "УК "Абиком" задолженности по договору энергоснабжения N 70030031008165 от 16.02.2017 за сентябрь 2020 года в сумме 286 328 рублей 62 копейки.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "УК "Абиком" ссылается на необоснованное отклонение ходатайства о приостановлении производства по делу N А67-8918/2020 до рассмотрения дела N А67-7293/2020; не верное применение преюдициального значения решения по делу N А67-3914/2020; неполное исследование доказательств по делу, несоответствие выводов обстоятельствам дела. Податель жалобы полагает, что качество поставленного коммунального ресурса не соответствовало установленным требованиям, что подтверждено представленными им актами проверки; истцом не представлены доказательства несоответствия актов, составленных управляющей компанией требованиям Правил N 354, а также того обстоятельства, что проверки качества услуги управляющей компанией должны проводиться по нормам, установленным ГОСТ.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "Томскэнергосбыт" с доводами апеллянта не согласилось, просит оставить апелляционную жалобу ООО "УК Абиком" без удовлетворения, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, являющихся основаниями для приостановления производства по делу; документальное подтверждение отсутствия отклонения качества электрической энергии по результатам совместной проверки АО "Томскэнергосбыт", ООО "УК "Абиком" и сетевой организации ПАО "ТРК"; недоказанность фактов нарушения требований к качеству коммунального ресурса, отклонения напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в отношении отдельных периодов; представленные ответчиком акты проверки не свидетельствуют о несоответствии электрической энергии установленным требованиям, не содержат сведений о непрерывных измерениях показателей в течение семи суток, о соответствии примененных средств измерения установленным требованиям; отсутствие доказательств обращения потребителей с жалобами на качество поставляемой электрической энергии.
ПАО "ТРК" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда Томской области от 03.02.2021 по делу N А67-8918/2020 без изменения, апелляционную жалобу ООО "УК "Абиком" - без удовлетворения, ссылаясь на наличие достаточных доказательств надлежащего качества подаваемой электрической энергии; представленные ответчиком акты проверки считает составленными без проведения реальных замеров качества электрической энергии; ответчиком не соблюден порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, не представлены надлежащие доказательств отклонения напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства о технической регулировании в отношении конкретных часов конкретных дней расчетного периода; полагает, что приостановление производства по делу привело бы к недопустимому затягиванию арбитражного процесса.
Отзывы АО "Томскэнергосбыт" и ПАО "ТРК" в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивала на оставлении решения суда без изменения, поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик, третье лицо, получившие судебные извещения, направленные определением от 30.03.2021, согласно почтовым уведомлениям о вручении, дополнительно извещенные посредством публичного размещения определения суда на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между АО "Томскэнергосбыт" (гарантирующий поставщик) и ООО УК "Абиком" (покупатель) заключен договор энергоснабжения от 16.02.2017 N 70030031008165, согласно которому гарантирующий поставщик принял обязательства осуществлять продажу электрической энергии (мощности), качество которой соответствует требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, а также самостоятельно, путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией покупателя, а покупатель обязался принимать, оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги, а также производить другие платежи в сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункты 1.1, 1.2 договора).
Местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и оказанию услуг по ее передаче сторонами определены точки поставки, расположенные на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителей покупателя, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителей покупателя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
В спорный период договор действовал с учетом изменений, внесенных соглашением, направленным покупателем в адрес гарантирующего поставщика письмом от 26.09.2018 N 2049.
Объем обязательств гарантирующего поставщика определен в разделе 2 договора и включал:
- урегулирование в интересах покупателя отношений по передаче электроэнергии и оказанию иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания услуг по передаче электрической энергии и иных услуг (пункт 2.1.1);
- подачу электрической энергии (мощности) покупателю в токах поставки, определенных приложением N 1.1 к договору, в необходимом покупателю объеме в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется подача электрической энергии (пункт 2.1.2).
Объем обязательств покупателя определен в разделе 3 договора и включал:
- оплату гарантирующему поставщику в порядке и в сроки, установленные разделом 5 договора, полученного объема электроэнергии (мощности) определенного в соответствии с разделом 4 договора (пункт 3.1.1);
- обеспечение эксплуатации своих электроустановок в границах балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с требованиями ПТЭЭП (правил технической эксплуатации электроустановок потребителей), техники безопасности и оперативно-диспетчерского управления, принятие своевременных мер по восстановлению принадлежащих ему поврежденных электроустановок (пункт 3.1.9);
- осуществление эксплуатации и обслуживания систем учета электроэнергии, установленных в своих сетях в соответствии с требованиями нормативных документов (пункт 3.1.10);
- снятие показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, установленных в своих сетях (приложение N 1.1) на конец текущего периода с передачей снятых показаний приборов учета гарантирующему поставщику не позднее последнего дня текущего месяца любым способом, позволяющим подтвердить факт получения (пункт 3.1.11).
Согласно пункту 6.2 договора владельцы электросетей и покупатель обязаны поддерживать на границе разграничения балансовой принадлежности электрических сетей показатели качества электроэнергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям (ГОСТ 32144-2013).
В целях получения оперативной информации о причинах и сроках прекращения поставки электрической энергии в точках поставки покупателя, покупатель должен обратиться в диспетчерскую службы в г. Асино, в с. Первомайское, в с. Зыряновское (пункт 8.6 договора).
Претензии и жалобы, связанные с некачественной электрической энергией, покупатель обязан направлять в письменном виде одновременно в адрес гарантирующего поставщика и владельца электрических сетей (организации, осуществляющей транспортировку электроэнергии) (пункт 8.7 договора).
Согласно пункту 4.1 договора оплата потребленной электрической энергии, потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью ОДПУ, а при их отсутствии, выходе из строя - полученных расчетным способом, установленным действующим законодательством.
Оплата за электрическую энергию (мощность) производится покупателем до 30 числа месяца, следующего за расчетным, за фактически потребленную электрическую энергию в расчетом периоде (пункт 5.6 договора).
Во исполнение условий договора в сентябре 2020 года гарантирующий поставщик поставил покупателю электрическую энергию общей стоимостью 1 371 645 рублей 34 копейки, что подтверждается имеющимися в деле ведомостью приема-передачи электроэнергии (т. 1 л.д. 75-109), счетом-фактурой N 70030029022 от 30.09.2020 (т.1 л.д. 110-116).
В связи с неисполнением обязательства по оплате электрической энергии, с целью соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, установленного пунктом 8.10 договора в течение 7 дней со дня направления претензии почтовой связью или вручения нарочным, АО "Томскэнергосбыт" направило в адрес ООО "УК "Абиком" претензию от 30.10.2020 N ТЭС/18/472 согласно списку внутренних почтовых отправлений от 30.10.2020.
Неисполнение претензионного требования послужило основанием для обращения АО "Томскэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности ответчиком факта нарушения требований к качеству подаваемой электрической энергии, правомерности требований о взыскании долга.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (пункты 3, 4 статьи 539 ГК РФ).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) установлено, что в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
В соответствии с пунктом 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) Правил.
Регулирование отношений по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии определяется в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Согласно пункту 79 Основных положений расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.
В пункте 25 Правил N 124 предусмотрено, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства. Односторонний отказ от исполнения обязательства, по общему правилу, не допускается.
В рассматриваемом случае срок оплаты электрической энергии согласован сторонами в пункте 5.6 договора N 70030031008165 до 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Стоимость электрической энергии, поданной в сентябре 2020 года в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, определена истцом в сумме 1 371 645 рублей 34 копейки и отражена в ведомости приема-передачи электрической энергии, счете-фактуре от 30.09.2020 N 70030029022.
Как следует из пояснений АО "Томскэнергосбыт" (т. 2 л.д. 20-37) объем электрической энергии за сентябрь 2020 года определен на основании показаний общедомовых приборов учета электрической энергии, переданных ответчиком, а в многоквартирных домах, где в спорный период общедомовые приборы учета отсутствовали - расчетным путем.
Расчет задолженности произведен истцом с учетом частичной оплаты ответчиком стоимости ресурса, потребленного в сентябре 2020 года. Доказательства оплаты задолженности в истребуемой сумме ответчиком не представлены.
Отказ в оплате задолженности АО "УК "Абиком" мотивирует поставкой электроэнергии ненадлежащего качества.
Статьей 542 ГК РФ предусмотрено, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТ 32144-2013.
Порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги и перерасчета размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - правила N 354).
Пунктом 10 приложения N 1 к Правилам N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что напряжение и частота электрического тока должны постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013); отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Согласно подпункту "в" пункта 17 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 " 124 (далее - Правила N 124), показатели качества поставляемого коммунального ресурса отнесены к существенным условиям договора ресурсоснабжения.
При определении в договоре ресурсоснабжения порядка взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги предусматривается обязательность выявления причин предоставления коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме и порядок выявления этих причин, устанавливаемый с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 23 Правил N 124).
Согласно пунктам 1.1, 3.1.9, 3.1.10, 6.2 договора N 70030031008165 в их взаимосвязи при его заключении стороны согласовали применение при определении качественных показателей подаваемой электрической энергии нормативно установленных требований, в том числе ГОСТ 32144-2013.
С учетом изложенного, апелляционным судом отклонен довод апеллянта об отсутствии у него обязанности руководствоваться нормативно установленными требованиями при определении порядка взаимодействия сторон при обнаружении нарушения требований к качеству электрической энергии и фиксации показателей качества электрической энергии.
В силу пункта 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к названным Правилам.
За каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от указанных требований, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.
Пунктом 109 Правил N 354 предусмотрено, что факт нарушения качества коммунальной услуги устанавливается актом проверки, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы ответчика о несоответствии поставленной электроэнергии требованиям по качеству, указал на то, что представленные ответчиком односторонние акты не являются достаточным и достоверным доказательством действительного отклонения показателей качества электрической энергии в обслуживаемых ответчиком многоквартирных домах, а также периода такого отклонения на несоответствие.
Исходя из установленной пунктом 5 статьи 10 ГК РФ презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477, 542 ГК РФ надлежащее качество ресурса предполагается (презюмируется).
Заявляя о некачественности переданного ресурса, исполнитель в силу статей 9, 65 АПК РФ несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражений.
Исходя из вышеизложенного, ответчик в данном случае должен доказать, что имело место отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в отношении конкретных часов конкретных дней расчетного периода, что в дальнейшем позволит произвести расчет снижения платы за поставку некачественной электроэнергии.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 31 Правил N 354 исполнителю коммунальной услуги вменено в обязанность принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки; вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества установлен разделом X Правил N 354.
В соответствии с положениями пункта 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Согласно пункту 106 указанных Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (пункт 108 Правил N 354).
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки (пункт 109 Правил N 354).
При заключении договора энергоснабжения ООО "УК "Абиком" в пункте 8.7 приняло на себя обязательство направлению претензий и жалоб, связанных с поставкой некачественной электрической энергии одновременно в адрес гарантирующего поставщика и владельца электрических сетей (организации осуществляющей транспортировку электроэнергии).
По смыслу приведенных выше нормативных положений, порядок взаимодействия лица, осуществляющего управление многоквартирными домами, гарантирующего поставщика, аварийно-диспетчерской службы, предусматривающий первоначальную фиксацию управляющей организацией жалобы (обращения) потребителя на ненадлежащее качество энергетического ресурса, незамедлительное извещение им аварийно-диспетчерской службы о выявлении факта подачи ресурса ненадлежащего качества, извещение ресурсоснабжающей организации о выявленном факте, проведение проверки данного факта с участием представителей лиц, участвующих в правоотношении по энергоснабжению, направлен на оперативное выявление факта подачи потребителю энергетического ресурса ненадлежащего качества, достоверное установление причин такого нарушения и своевременное его устранение. Указанные выше порядок подтвержден сторонами при заключении договора энергоснабжения (пункты 8.6, 8.7 договора).
Утверждая о подаче электрической энергии ненадлежащего качества, ООО "УК "Абиком" представило акты установления факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, составленные им без участия представителей гарантирующего поставщика и владельца электрических сетей.
Между тем ответчиком не представлены доказательства извещения гарантирующего поставщика о проведении проверки качества предоставления услуги электроснабжения в многоквартирных домах в городе Асино. Из отзыва АО "Томскэнергосбыт" на апелляционную жалобу следует, что он был лишен возможности направить представителей для участия в проводимых ответчиком проверках в связи с поступлением уведомлений непосредственно в день проверки.
При этом доказательства извещения аварийно-диспетчерской службы о выявленных случаях нарушения требований к качеству услуги по электроснабжению ответчиком не представлены и из имеющихся в деле материалов не усматривается направление соответствующего сообщения.
С учетом изложенных обстоятельств, примененный ООО "УК "Абиком" порядок направления сообщений о проведении проверок качества электрической энергии, игнорирование требования об информировании аварийно-диспетчерской службы о выявленных нарушениях создали препятствия для направления гарантирующим поставщиком и владельцем электрической сети квалифицированного персонала для участия в составлении актов проверок инициированных управляющей организацией, исключили возможность представления ими замечаний и возражений относительно обстоятельств, указанных в таких актах.
Подписание данных актов со стороны потребителей (владельцев помещений в многоквартирном доме) не устраняет необходимость участия представителей ресурсоснабжающей организации и владельца электрических сетей, обладающих квалификацией в области электроэнергетики, необходимой для установления факта нарушения требований к качеству ресурса и причин такого нарушения.
Ответчиком не представлены сведения о предъявлении со стороны потребителей (владельцев помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика) обращений относительно качества поставляемой электрической энергии, являющихся основанием для проведения проверки качества поставляемой электрической энергии в соответствии с вышеуказанными нормами. Равным образом не представлены сведения о выявлении факта нарушения качественных показателей коммунального ресурса, послужившем основанием для проведения проверок и составления актов от 26 июня и 27 августа 2020 года. Изложенное указывает на отсутствие объективных оснований для проведения проверки в течение двух часов с момента фиксации соответствующей жалобы (обращения) потребителя.
Кроме того, составленные до начала спорного периода (в июне и августе 2020 года) акты в отсутствие сведений о дате прекращения нарушения качества коммунального ресурса не являются достаточным подтверждением такого нарушения в спорный период (сентябрь 2020 года).
В опровержение доводов ответчика, АО "Томскэнергосбыт" заявило о проведении проверки качества напряжения совместно с сетевой организацией в августе и сентябре 2020 года в связи с поступившими претензиями управляющей организации. О проведении такой проверки ООО "УК "Абиком" извещалось письмом, врученным последнему 27.07.2020 согласно отметке входящей регистрации.
Представленными истцом протоколами замера величины напряжения подтверждено соответствие подаваемой электрической энергии нормативно установленным параметрам.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст в качестве национального стандарта электричества, поставляемого общественными распределительными сетями Российской Федерации с 1 июля 2014 года введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 (ссылка на который указана в пункте 10 Приложения N 1 Правил N 354), предназначенный для применения при установлении и нормировании показателей качества электрической энергии, связанных с характеристиками напряжения электропитания, относящимися к частоте, значениям и форме напряжения, а также к симметрии напряжений в трехфазных системах электроснабжения.
Из пунктов 4.2, 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 следует, что к продолжительным изменениям характеристик напряжения относятся медленные изменения напряжения (как правило, продолжительностью более 1 мин), которые обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети.
Согласно названному стандарту в электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В (между фазным и нейтральным проводниками для однофазных и четырехпроводных трехфазных систем) и 380 В (между фазными проводниками для трех- и четырехпроводных трехфазных систем).
Для указанных выше показателей качества энергии установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Следовательно, заявляя о поставке истцом некачественной электроэнергии ответчик должен доказать, что в сетях пользователя электрической энергии (многоквартирных домах, находящихся под управлением ответчика) до вводно-распределительного устройства (ВРУ) многоквартирных домов имелись положительные или отрицательные отклонения напряжения, превышавшие 10% номинального значения напряжения (то есть напряжение выше 242 В или ниже 198 В), в течение 100% времени (24 часов) не менее одной недели.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2014 N 1948-ст введены в действие требования к контролю качества энергии в спорный период регламентированы ГОСТ 33073-2014.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ 33073-2014 устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 I ц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ.
Положения данного стандарта, относящиеся к контролю качества ЭЭ (КЭ), применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний ЭЭ, рассмотрении претензий к КЭ, инспекционного контроля за сертифицированной ЭЭ, а также при осуществлении государственного надзора.
Следовательно, при проведении контроля качеств электрической энергии требования ГОСТ 33073-2014 обязательны для применения (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ 33073-2014, при проведении контроля КЭ в целях проверки соответствия ЭЭ нормам КЭ, установленным в ГОСТ 32144, в том числе при проведении арбитражных и сертификационных испытаний ЭЭ, а также испытаний при инспекционном контроле сертифицированной ЭЭ проводят непрерывные измерения значений ПКЭ по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, в течение не менее одной недели (семи суток).
В силу пункта 5.2.2 ГОСТ 33073-2014, при проведении контроля качества энергии в целях проверки выполнения требований к качеству энергии, установленных в договорах услуг по передаче и договорах купли/продажи электрической энергии, проводят непрерывные измерения по ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, значений ПКЭ, установленных в договорах, в течение времени и в условиях, предусмотренных в указанных договорах, но не менее одной недели (семи суток).
Пунктом 5.3.1 ГОСТ 33073-2014 установлены требования к средствам измерения, применяемым при контроле качества электрической энергии: при выполнении измерений при контроле КЭ применяют СИ, соответствующие требованиям ГОСТ 30804.4.30, класс измерений А, и ГОСТ 30804.4.7, класс I, при интервалах усреднения результатов измерений, установленных в ГОСТ 32144, имеющие свидетельство (сертификат) об утверждения тина и свидетельство о поверке СИ ПКЭ.
Требования к оформлению результатов контроля качества электрической энергии установлены в пункте 5.11 ГОСТ 33073-2014, согласно которому результаты испытаний оформляют протоколом испытаний электрической энергии.
Рекомендуемая форма протокола при испытаниях электрической энергии в точках ее передачи в целях проверки соответствия электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013, приведена в пункте В.1 Приложения В.
Вопреки указанным правовым нормам ответчиком не представлены доказательства проведения контроля качества электрической энергии в соответствии с приведенными положениями ГОСТ 32144-2013 и ГОСТ 33073-2014, в том числе доказательства измерения непрерывно в течение семи суток, сведения о соответствии примененных средств измерения требованиям пункта 5.3.1 ГОСТ 33073-2014, протоколы испытаний электрической энергии (пункт 5.11.1 ГОСТ 33073-2014).
Не представлены также доказательства получения лицом, проводившим замер напряжения, допуска к проведению испытаний электрооборудования в порядке пункта 39.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, или проведения измерения электролабораторией, зарегистрированной в органах Ростехнадзора и имеющей свидетельство об аккредитации.
Совокупность приведенных выше обстоятельств указывает, что представленные ответчиком односторонние акты не являются достаточным и достоверным доказательством действительного отклонения показателей качества электрической энергии в обслуживаемых ответчиком многоквартирных домах, а также периода такого отклонения. Иные доказательства ненадлежащего качества электрической энергии ответчиком в ходе рассмотрения дела не представлены.
Податель жалобы ссылается на письмо Минстроя России от 26.01.2021 N 2411-ОР/04, полагает, что управляющей компанией совершены действия по фиксации поставки электроэнергии ненадлежащего качества, соответствующие положениям Правилах N 354 и позиции Минстроя России.
Исследовав вышеуказанное письмо, суд апелляционной инстанции отмечает, что в письме Минстроя России от 26.01.2021 N 2411-ОР/04 излагается алгоритм действий при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребителем, соответствующий Правилам N 354.
При этом, как указывалось выше, раздел X Правил N 354 устанавливает порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, но не методику установления самого факта несоответствия электроэнергии качеству.
Методика организация и проведение контроля качества электрической энергии как указывалось выше определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", обязательного для применения в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Согласно разделу 1 Стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках ее передачи/поставки пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013, условиям договоров на поставку электрической энергии и/или на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Акты обследования, представленные ответчиком, не являются результатами испытаний, оформленными в соответствии пунктом 5.11.1 ГОСТ 33073-2014.
Довод ответчика о необходимости приостановления производства по данному делу до рассмотрения дела N А67-7293/2020 не находит подтверждения, поскольку обстоятельства, заявленные участвующими в деле лицами в обоснование исковых требований и возражений против иска, подлежат установлению при рассмотрении данного дела, а совокупность представленных доказательств позволяет установить такие обстоятельства с достаточной достоверностью. Данный довод отклонен апелляционным судом.
Указание суда первой инстанции на применение нормы части 2 статьи 69 АПК РФ не привело к неверным выводам суда при рассмотрении настоящего дела, поэтому возражения апеллянта относительно данного обстоятельства не имеют правового значения.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
По правилам статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.02.2021 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-8918/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Абиком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
Смеречинская Я.А. |
Судьи |
Назаров А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-8918/2020
Истец: АО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Абиком"
Третье лицо: ПАО "ТРК"