Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2021 г. N Ф06-6685/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А72-15303/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поповой Е.Г.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2021 года по делу N А72-15303/2020 (судья Коннова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по исковым заявлениям государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области (ОГРН 1187325007869, г. Ульяновск)
к обществу с ограниченной ответственностью научно-производственная фирма "Сосны" (ОГРН 1027300535107, Ульяновская область, г. Димитровград)
о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованным лицам,
УСТАНОВИЛ:
Центр по выплате пенсий обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с исковыми заявлениями о взыскании с общества убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованным лицам:
- Беляеву А.А. в размере 26 913,17 руб.,
- Мытареву А.В. в размере 68 720,26 руб.,
- Власовой Т.А. в размере 68 595,08 руб.,
- Чесанову В.В. в размере 48 883,62 руб.,
- Амосову С.В. в размере 61 503,39 руб.
Указанные исковые заявления приняты к производству Арбитражного суда Ульяновской области, делам были присвоены номера А72-15303/2020, А72-15306/2020, А72-15309/2020, А72-15311/2020, А72-15531/2020.
В порядке статьи 130 АПК РФ суд первой инстанции счел возможным объединить вышеназванные дела в одно производство для их совместного рассмотрения, присвоив объединенному делу N А72-15303/2020.
В соответствии с гл. 29 АПК РФ исковые заявления рассмотрены в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2021 года по делу N А72-15303/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ООО НПФ "Сосны" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2021 года по делу N А72-15303/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова сторон.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, истцом установлено, что 24.03.2020 общество представило в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) (далее - управление) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2017 года по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа (что подтверждается извещением о доставке, сведениями о застрахованных лицах), тогда как в установленный законом срок их представления (не позднее 15.01.2018) сведения об этих застрахованных лицах представлены не были.
Непредставление обществом в установленный законодательством срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года повлекло выплату пенсионерам пенсии в повышенном размере:
- Беляеву А.А. в размере 26 913,17 руб. за период с 01.12.2017 по 31.01.2019,
- Мытареву А.В. в размере 68 720,26 руб. за период с 01.12.2017 по 30.04.2020,
- Власовой Т.А. в размере 68 595,08 руб. за период с 01.12.2017 по 30.04.2020,
- Чесанову В.В. в размере 48 883,62 руб. за период с 01.12.2017 по 30.04.2020,
- Амосову С.В. в размере 61 503,39 руб. за период с 01.12.2017 по 30.04.2020
с учетом индексации (увеличения) и корректировки, которая не могла быть установлена работающим пенсионерам, в результате чего Пенсионному фонду Российской Федерации причинен реальный ущерб в общем размере 274 615,52 руб. в виде излишне выплаченной пенсии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Центра по выплате пенсий в арбитражный суд с исковыми заявлениями, рассматриваемыми в рамках настоящего дела.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в том числе указав, что сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года были представлены в управление 10.01.2018, затем 19.02.2018 были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, в протоколе проверки которых были указаны обнаруженные расхождения сведений по 5 застрахованным лицам, в связи с чем 19.02.2018 в управление была направлена отменяющая форма. При этом отменяющий отчет был ошибочно сформирован на 333 застрахованных лица вместо 5, т.е. ошибочно из отчета были исключены все застрахованные лица общества. Каких-либо замечаний от управления не поступило. Между тем в дальнейшем во всех исходных формах СЗВ-М имелись сведения о застрахованных лицах, следовательно, на момент принятия решений об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающим пенсионерам управление располагало сведениями о застрахованных лицах, что исключало назначение и выплату индексированных сумм. Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда за 2017 год, было направлено в адрес ответчика по телекоммуникационным каналам связи только 24.03.2020, с приложением протокола проверки отчетности по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) за период 2020 год. В тот же день ответчиком был направлен отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2017 года на 333 застрахованных лица.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 14 Закона N 167-ФЗ предусмотрены обязанности страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным пунктом.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (ч. 6 ст. 26.1).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (ч. 7 ст. 26.1).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 данной статьи, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как указано истцом, работники общества Беляев А.А., Мытарев А.В., Власова Т.А., Чесанов В.В., Амосов С.В. являлись получателями страховой пенсии по старости, в то же время они продолжали трудиться в обществе.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в управлении, страхователь (общество), как работодатель, представил отчет по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за отчетный период "декабрь 2017 года" - 24.03.2020, в том числе и на указанных лиц, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 15.01.2018).
В связи с тем, что в установленный срок общество не представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета на указанных застрахованных лиц, управлением 20.03.2018 были вынесены распоряжения о перерасчете размера пенсии Беляеву А.А., Мытареву А.В., Власовой Т.А., Чесанову В.В., Амосову С.В. как неработающим пенсионерам с 01.12.2017.
06.05.2020, 07.05.2020 Центром по выплате пенсий были вынесены решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, в которых отражено, что несвоевременное представление обществом сведений на работающих пенсионеров повлекло излишнюю выплату сумм страховой пенсии по старости с 01.12.2017, в связи с чем истец решил устранить данную ошибку. Истцом в адрес общества были направлены протоколы о выявлении излишне выплаченной гражданину суммы пенсии с предложением возместить возникшую переплату.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из исковых заявлений следует, что если работодатель предоставляет на застрахованное лицо (пенсионера) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, он подтверждает факт наличия с пенсионером трудовых отношений (факт работы) и отсутствие права на индексацию и корректировку страховой пенсии. Если же в отчете по форме СЗВ-М застрахованное лицо отсутствует, то это подтверждает факт прекращения трудовых отношений (в данном случае - факт увольнения пенсионера) и соответственно наличие права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку в установленный законодательством срок обществом сведения о застрахованных лицах за декабрь 2017 года представлены не были, у Пенсионного фонда имелись основания для вывода о прекращении ими работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающим пенсионерам.
Однако в данном случае доводы истца суд первой инстанции обоснованно отклонил.
Из материалов дела следует, что работодатель (общество) с января 2018 года по апрель 2020 года своевременно представлял отчетность по форме СЗВ-М на своих работников, в том числе на вышеуказанных застрахованных лиц.
Согласно сведениям ответчика в обществе Амосов С.В. работает с 04.03.2011 по настоящее время, Беляев А.А. - с 18.03.2014 по 31.01.2019, Власова Т.А. - с 25.12.2007 по настоящее время, Мытарев А.В. - с 01.09.2010 по настоящее время, Чесанов В.В. - с 01.03.2010 по настоящее время.
Материалами дела подтверждается, что обществом своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года (10.01.2018), в которых содержалась информация о вышеуказанных лицах как о работающих пенсионерах. Однако 19.02.2018 сведения о застрахованных лицах были отменены согласно представленной страхователем форме СЗВ-М по типу "Отменяющая".
Между тем, обществом своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за январь 2018 года (13.02.2018), в которых содержалась информация о вышеуказанных застрахованных лицах как о работающих пенсионерах. Аналогичная информация представлялась обществом и в последующем.
Кроме того, 19.02.2018 обществом был представлен ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год по работникам общества, в том числе по Беляеву А.А., Мытареву А.В., Власовой Т.А., Чесанову В.В., Амосову С.В.
Таким образом, на момент принятия 20.03.2018 решения о перерасчете (индексации) размера пенсии истец располагал сведениями о том, что Беляев А.А., Мытарев А.В., Власова Т.А., Чесанов В.В., Амосов С.В. являются работниками общества, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующих выплатах положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года.
Учитывая данные обстоятельства, а также установленную частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность Пенсионного фонда ежемесячно производить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд пришел к верному выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающим пенсионерам в повышенном размере.
На основании пункта 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706, от 27.11.2019 N 310-ЭС19-21393, от 12.12.2019 N 304-ЭС19-2240, от 06.03.2020 N 307-ЭС20-2221, от 23.12.2020 N 302-ЭС20-20029 по делу N А78-13716/2019
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Доводы жалобы повторяют доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Условия и основания для взыскания с ответчика убытков в спорной сумме, не подтверждены.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался
Руководствуясь статьями 229, 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 24 февраля 2021 года по делу N А72-15303/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15303/2020
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ в Ульяновской области
Ответчик: ООО "Сосны", ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "СОСНЫ"