город Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-255920/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.04.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.04.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Гармаева Б.П., Гончаров В.Я.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Козиным О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 сентября 2020 года по делу N А40-255920/19
по иску Департамента городского имущества города Москвы
(ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению
"Центральное жилищно-коммунальное управление"
Министерства обороны Российской Федерации
(ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
трети лица: КП "МЭД", Министерство обороны Российской Федерации, ПАО "МОЭК"
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца Яшкин А.В. по доверенности от 10.12.2020 N 33-Д-1253/20,
от ответчика Ковальский П.М. по доверенности от 20.01.2021,
от третьих лиц:
КП "МЭД" представитель не явился, извещен,
Министерства обороны Киселева Т.В. по доверенности от 19.02.2021 N 207/5/Д/5,
ПАО "МОЭК" Миронова О.Н. по доверенности от 08.11.2018 б/н,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен городом Москва в лице Департамента городского имущества города Москвы к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения в размере 185 759 334,79 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 154 419,53 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемыми с 14.09.2019 по день фактического исполнения денежного обязательства.
Решением суда от 29.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Ответчика поддержал требования и доводы жалобы; представитель Истца заявил о несогласии с требованиями и доводами жалобы, представитель Министерство обороны Российской Федерации поддержал позицию Ответчика, представитель ПАО "МОЭК" поддержал позицию Истца, неявившееся лицо, участвующее в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене, исходя из следующего.
Установлено, что в соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 04.12.2017 N 1244 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность города Москвы" в собственность города Москвы переданы объекты инженерно-коммунального назначения согласно приложению к приказу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2019 по делу N А40-244422/18 удовлетворены исковые требования ПАО "МОЭК" к Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии для нужд приготовления горячего водоснабжения в размере 134 879 724,05 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2019 по делу N А40-244422/18 решение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2019 отменено и утверждено мировое соглашение, заключенное между ПАО "МОЭК" и Департаментом городского имущества города Москвы, производство по делу N А40-244422/18 прекращено.
Согласно пункту 3 мирового соглашения, город Москва обязуется перечислить на расчетный счет ПАО "МОЭК" стоимость бездоговорного потребления в размере 177 870 432 руб. 05 коп., в том числе НДС по ставке 18% в размере 27 132 777 руб. 77 коп. на основании пунктов N N 1 - 112 Приложения N 1, а также проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 7788 902 руб. 74 коп.
Департаментом городского имущества города Москвы исполнено утвержденное мировое соглашение, что подтверждается платежными поручениями от 16.07.2019 N 10819 и 16.07.2019 N 10820.
В спорный период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года с вышеуказанных энергетических объектов города Москвы была осуществлена поставка горячей воды на объекты военной и социальной инфраструктуры Министерства обороны РФ.
По утверждению Истца, в соответствии с Уставом учреждение является эксплуатирующей организацией, осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставляет коммунальные услуги в интересах Вооруженных Сил РФ.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ, по мнению истца, являлось конечным потребителем оказанной услуги горячего водоснабжения, осуществленной с центральных тепловых пунктов и разводящих сетей города Москвы, и не произвело оплату поставленного ресурса за период с 01 января 2018 года по 25 декабря 2018 года, что привело к неосновательному обогащению ответчика в размере 177 870 432 руб. 05 коп.
Поскольку требование Истца об оплате неосновательного обогащения Ответчиком добровольно не исполнено, Истец просит в судебном порядке взыскать заявленную ко взысканию сумму.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленного иска.
Апелляционный суд с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается.
Установлено, что между ПАО "МОЭК" и Ответчиком были заключены договоры на поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с указанными договорами теплоснабжения поставка тепловой энергии на подведомственные Минобороны объекты осуществлялась посредством центральных тепловых пунктов, ранее находившихся в оперативном управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (далее - ЦТП).
Приказом заместителя Министра обороны РФ от 04.12.2017 N 1244 (далее - Приказ N 1244) указанные ЦТП переданы в собственность города Москвы.
Пунктом 5 Приказа N 1244 установлено, что право собственности города Москвы на переданные ЦТП возникает с момента утверждения передаточного акта. Указанный акт подписан 08.12.2017.
Таким образом, право собственности города Москвы на переданные ЦТП возникло с даты, определенной в Приказе N 1244, а именно с даты подписания передаточного акта от 08.12.2017.
В силу требований статьи 210 ГК РФ с 08 декабря 2017 года обязанность оплачивать тепловую энергию, поставленную на нужды горячего водоснабжения, возникла у нового собственника ЦТП - города Москвы.
В этой связи с 08.12.2017 ПАО "МОЭК" поставляло собственнику ЦТП (Департамент городского имущества города Москвы) тепловую энергию на нужды приготовления горячей воды, а Департамент городского имущества города Москвы поставлял на объекты Минобороны приготовленную в ЦТП горячую воду.
С учетом данных обстоятельств действие ранее заключенных между ПАО "МОЭК" и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ договоров теплоснабжения в части поставки тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения прекратились.
В соответствии с положениями части 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, признается лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы, в том числе ЦТП.
Таким образом, с момента перехода права собственности на ЦТП Департамент городского имущества города Москвы приобрел статус организации, осуществляющей горячее водоснабжение, в отношении объектов Минобороны, технологически присоединенных к данным тепловым пунктам.
Установлено, что в период с 01.01.2018 по 25.12.2018 ПАО "МОЭК" поставило на ЦТП тепловую энергию для нужд приготовления горячего водоснабжения.
Ввиду отсутствия между ПАО "МОЭК" и Департаментом городского имущества города Москвы заключенного договора теплоснабжения потребление на ЦТП тепловой энергии для нужд приготовления горячей воды являлось бездоговорным (пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении)).
В соответствии с требованиями частей 8-10 статьи 22 Закона о теплоснабжении в отношении Департамента оформлены акты о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии (далее - акты БДП).
Задолженность перед ПАО "МОЭК" по 112 актам БДП оплачена в полном объеме на основании мирового соглашения, заключенного в рамках дела N А40-244422/18.
В соответствии с условиями данного мирового соглашения Департамент оплатил ПАО "МОЭК" денежные средства в размере 185 759 334,79 руб.
Вместе с тем Департамент использовал тепловую энергию не для личного потребления, а для приготовления горячей воды, поставляемой на объекты Минобороны.
В материалах дела представлен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ от 25.09.2017 N 7-УЖФ, заключенный между Министерством обороны РФ и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ.
Согласно п.3.1.1 договора ответчик обязан от своего имени и за свой счет заключить договоры снабжения коммунальными ресурсами с ресурсоснабжающими организациями.
Также в материалы дела представлены контракты теплоснабжения N 01.092100кТЭ от 01.03.2010, N 01.093100кТЭ от 15.07.2018, N 02.101385кТЭ от 31.08.2015, N 02.115235кТЭ, N 02.115290кТЭ от 24.12.2018, N 04.413060кТЭ, N 05.415724-ТЭ от 10.09.2018, N 06.300407кТЭ от 01.03.2018, N 09.800334кТЭ от 01.03.2018, N 08.180118кТЭ от 01.03.2018. N 06.300429-ТЭ от 01.12.2017, заключенные между ПАО "МОЭК" и ФГБУ "ЦЖКУ", которые подтверждают статус ответчика, как исполнителя коммунальных услуг, в отношении технологически присоединённых к ЦТП объектов потребления.
Положения части 1 статьи 13 Закона о водоснабжении возлагают на конечного потребителя обязанность по оплате потребленной горячей воды в пользу организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
Законодательство о горячем водоснабжении не предусматривает возможность безвозмездного потребления конечным потребителем поставленного ресурса.
Ввиду того, что потребление горячей воды осуществлялось на объектах Минобороны, на конечного потребителя ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ возлагается обязанность по оплате Департаменту городского имущества города Москвы потребленной в период с 01.01.2018 по 25.12.2018 горячей воды.
Установлено, что тепловая энергия для нужд горячего водоснабжения по указанным 112 актам БДП потреблялась для последующей поставки горячей воды в адрес конечного потребителя - ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны.
В соответствии с частью 1 статьей 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно пункту 29 статьи 2 Закона о теплоснабжения потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения свидетельствует о бездоговорном потреблении.
В силу требований пункта 8 статьи 22 Закон о теплоснабжении ПАО "МОЭК" составлены Акты БДП.
Порядок и сроки оплаты бездоговорного потребления тепловой энергии установлены частью 10 статьи 22 Закона о теплоснабжении, в соответствии с положениями которого стоимость бездоговорного потребления тепловой энергии подлежит расчету исходя из действующих тарифов на тепловую энергию с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате в пятнадцатидневный срок с момента получения требования об оплате. При этом объем бездоговорного потребления тепловой энергии определяется за весь период бездоговорного потребления тепловой энергии, но не более чем за три года (пункт 9 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
ПАО "МОЭК", руководствуясь указанными положениями Закона о теплоснабжения, рассчитало объем и размер стоимости бездоговорного потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения для последующей поставки горячей воды на объекты Министерства обороны РФ и выставило стоимость бездоговорного потребления собственнику тепловых пунктов Департаменту городского имущества города Москвы.
Установлено, что Акты БДП содержат расчет объема и стоимости потребленной тепловой энергии для приготовления горячей воды, поставленной на объекты Минобороны России, а также сведения о потреблении горячей воды конечными потребителями - объектами Минобороны России, находящимися в управлении Ответчика.
Указанное обстоятельство Ответчиком не опровергнуто.
Следовательно, факт потребления на ЦТП тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, а также объем потребленной тепловой энергии зафиксирован Актами БДП, составленными в соответствии с требованиями частей 8-10 статьи 22 Закона о теплоснабжения.
В этой связи, Ответчик, потребивший горячую воду, обязан возместить Департаменту стоимость тепловой энергии, потребленной для целей приготовления горячей воды и оплаченной истцом на основании Актов БДП.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.ст. 249, 1102, 1107 ГК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Департамента городского имущества города Москвы 185 759 334,79 руб. неосновательного обогащения, а также 10 154 419,53 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2018 по 13.09.2019 (пределы заявленный требований, л.д.37 том 1), процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемыми с 14.09.2019 по день фактического исполнения денежного обязательства.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 сентября 2020 года по делу N А40-255920/19 отменить.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) в пользу города Москвы в лице Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) неосновательного обогащения в размере 185 759 334,79 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 154 419,53 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисляемыми с 14.09.2019 по день фактического исполнения денежного обязательства.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255920/2019
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "МОСКОВСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИРЕКЦИЯ", МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПАО "МОСКОВСКАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19753/2021
26.04.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63624/20
29.09.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-255920/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-255920/19