Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2021 г. N Ф04-3490/21 настоящее постановление изменено
город Томск |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А27-9337/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Аюшева Д.Н., |
|
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирсановым В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (N 07АП-3027/2021) на решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 (судья Логинова А.Е.) по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (650070, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Заузелкова, дом 7, помещение 2, ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" (652640, Кемеровская область - Кузбасс, поселок городского типа Краснобродский, улица Комсомольская, 20, 47, ОГРН 1094202002333, ИНН 4202038090) о признании решений нереализованными, взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 433 788 рублей 02 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 655 177 рублей 59 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.11.2020 по день принятия решения и по день фактического исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищнокоммунальный сервис" (далее - ООО "ЖКС") о признании выбранного собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Краснобродский, ул. 1 Квартал, дом 6, ул. Западная, дом 19, ул. Краснобродская, дом 24, ул. Новая, дома 24, 26, 30, 31, 43, ул. Тимофеева, дома 8, 9, 11, 12, способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, нереализованным, взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 433 788 рублей 02 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2015 по 25.11.2020 в сумме 754 141 рублей 82 копейки а далее по день вынесения решения и по день фактического исполнения обязательства, с учетом изменения Фондом исковых требований, принятого Арбитражным судом Кемеровской области по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Дополнительным решением от 04.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области с Фонда в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 495 рублей.
Не согласившись с решением от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд ссылается на отсутствие фактической реализации решений собственников многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, специальные счета для формирования фонда капитального ремонта по указанным в апелляционной жалобе многоквартирным домам открыты не были, сведения об открытии таких счетов в Государственную жилищную инспекцию не предоставлялись; судом первой инстанции не принято во внимание, что 02.12.2020 Администрацией Краснобродского городского округа принято постановление о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, на счете регионального оператора; в дальнейшем собственники общего имущества в многоквартирных домах не лишены права изменить способ формирования фонда капитального ремонта; решения собственников многоквартирных домов по адресам: Кемеровская область, пгт. Краснобродский, ул. Новая, дома 22, 34, 38, 41 приняты в отсутствие кворума, а потому ничтожны; региональным оператором понесены расходы на изготовление проектной документации на капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов по ул. Новая, дома 22 и 43.
Отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖКС" не представлен.
К апелляционной жалобе Фонда приложены дополнительные документы - копии распоряжения администрации Краснобродского городского округа от 21.02.2020 N 102-р, платежных поручений от 10.08.2020 NN 4719, 4720.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Представляя дополнительные доказательств в суд апелляционной инстанции, Фонд не представил обоснование невозможности представления этих доказательств при рассмотрении дела судом первой инстанции, не указал обстоятельства, объективно препятствовавшие своевременному сбору и представлению данных документов, о существовании таких обстоятельств не заявил. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для приобщения представленных с апелляционной жалобой дополнительных документов к материалам дела. Поскольку указанные выше документы представлены Фондом в виде электронных образов документов, такие документы не подлежат направлению в адрес заявителя.
Лица, участвующие в деле, получившие судебные извещения, направленные определением от 25.03.2021, дополнительно извещенные посредством публичного размещения определения на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом, на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва и возражения на отзыв, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Фонд является специализированной некоммерческой организацией, созданной 14.11.2013 и осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области, а также реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании Закона Кемеровской области от 26.12.2013 года N 141-ОЗ "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах", приказа Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22.10.2013 года N 75.
ООО "ЖКС" позиционирует себя как лицо, осуществляющее с 2015 года деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: Кемеровская область, пгт. Краснобродский, ул. 1 Квартал, дом 6, ул. Западная, дом 19, ул. Краснобродская, дом 24, ул. Новая, дома 22, 24, 26, 30, 31, 34, 38, 41, 43, ул. Тимофеева, дома 8, 9, 11, 12. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлен реестр (список) МКД на 01.06.2019, сведения о домах в управлении (жилой фонд), перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКС", протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных от 28.05.2015, 01.06.2015, 08.06.2015 (т. 1 л.д. 51, 52, 57, 110-160).
В период с мая 2015 по ноябрь 2019 ООО "ЖКС" осуществляло начисление и сбор взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Полагая, что у ООО "ЖКС" не имелось законных оснований для осуществления начисления и сбора взносов на капитальный ремонт, Фонд направил в адрес ответчика претензию от 26.02.2020 N 1438 о перечислении неосновательного обогащения, полученного за период с 01.06.2015 по 30.11.2019 в сумме 3 433 788 рублей 02 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30.06.2015 по 27.02.2020 в сумме 629 283 рубля 45 копеек.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Организуя защиту против иска, ООО "ЖКС" заявило о принятии собственниками многоквартирных домов, находящихся в его управлении, решений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, определении владельца специального счета, кредитной организации, установлении размера обязательного взноса на капитальный ремонт; полагает, что в отсутствие решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, у собственников помещений в многоквартирных домах отсутствовала обязанность перечислять денежные средств региональному оператору; заявило о пропуске истцом срока исковой давности. В подтверждение возражений против иска ООО "ЖКС" представило протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 08.08.2014, 01.09.2014, 05.09.2014, 07.07.2014, 08.09.2014, 09.09.2014, 26.09.2014, 27.09.2014, 28.09.2014, 15.10.2014, 25.10.2014, 01.06.2015
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для перечисления собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на счета регионального оператора в отсутствие решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на таких счетах; наличия документального подтверждения воли собственников помещений на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно части 2 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом (части 3, 4 статьи 212).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за нежилое помещение и коммунальные услуги возникает непосредственно у собственника соответствующего помещения.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
По смыслу приведенных законоположений, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включая взносы на капитальный ремонт, обусловлена наличием у соответствующего лица права собственности в отношении данного имущества.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за установленными исключениями, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ОЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В рассматриваемом случае региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014- 2043 годы (далее - Региональная программа) утверждена постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672. Как следует из приложения к Региональной программе с учетом последующих изменений многоквартирные дома, указанные Фондом в исковом заявлении, включены в данную программу с проведением капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов в планируемый период.
Следовательно, обязанность собственников помещений по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла у собственников такого имущества по истечении шести месяцев после официального опубликования Региональной программы или решения о включении соответствующего многоквартирного дома в Региональную программу.
По смыслу положений части 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта (часть 1.1 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один их способов формирования фонда капитального ремонта на специальном счете или на счете регионального оператора.
Функции регионального оператор определены статьей 180 ЖК РФ, частью 1 которой к таким функциям отнесены аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Аналогичные функции регионального оператора определены частью 3 статьи 10 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ФЗ.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 181 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 данной статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные Кодексом.
В случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 ЖК РФ).
Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2018 N 497, в соответствии с частью 2 статьи 176 ЖК РФ.
На основании части 2.1 ЖК РФ на владельца специального счета возложена обязанность осуществлять контроль за соответствием выбранной кредитной организации установленным требованиям. В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 данной статьи, в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны принять такое решение в течение двух месяцев с момента их уведомления.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ, частью 1 статьи 5-1 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ОЗ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 170 ЖК РФ).
Обязанности владельца специального счета установлены статьей 9 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ОЗ, согласно которой владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора следующие сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете:
1) уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ; документ, подтверждающий открытие специального счета; информации о многоквартирном доме (общая площадь помещений многоквартирного дома, год ввода в эксплуатацию, год проведения последнего капитального ремонта);
2) сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров;
3) информацию о размере остатка средств на специальном счете.
Сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 данной статьи, представляются владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора. Сведения, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, представляются владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора ежемесячно, до двадцатого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в том числе в электронной форме, в порядке, установленном органом государственного жилищного надзора.
Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 ЖК РФ (часть 5 статьи 170 ЖК РФ).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 этой статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.
По смыслу приведенных выше законоположений и разъяснений, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт возникает с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения.
Выбор собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете предполагает принятие ими на себя организации проведения капитального ремонта общего имущества, включая принятие всех связанных с этим рисков.
По своей природе находящиеся на специальном счете безналичные денежные средства, предназначенные для капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, с учетом передачи собственниками помещений взносов на капитальный ремонт кредитной организации для зачисления на специальный счет, представляют собой обязательственное требование собственников помещений в этом доме к кредитной организации (банку), в которой открыт такой специальный счет (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2014 N 31-П, от 12.04.2016 N 10-П).
Вместе с этим способ формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора предполагает наличие у собственников помещений в многоквартирных домах права требовать от регионального оператора проведения капитального ремонта общего имущества в этих домах в объеме и в сроки, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, а также финансирования расходов на капитальный ремонт, причем возможность реализации указанного права не зависит от суммы денежных средств, перечисленных в фонд капитального ремонта собственниками помещений в конкретном многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ в редакции, действовавшей на момент составления протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, представленных в обоснование возражений против иска (с 2014 по 2015 годы), решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
Как следует из разъяснений пункта 108 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным, за исключением случаев, когда такое последующее решение принято после признания судом первоначального решения собрания недействительным, или когда нарушение порядка принятия выразилось в действиях, влекущих ничтожность решения, в частности решение принято при отсутствии необходимого кворума (пункт 2 статьи 181.5 ГК РФ).
Как видно из содержания протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и доводов отзыва ООО "ЖКС" (т. 2 л.д. 1-7) в многоквартирных домах по адресам ул. Новая, дома 22, 34, 38, 41 протоколы составлены в отсутствие кворума, необходимого для принятия собственниками помещений решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества.
В многоквартирном доме по ул. Новая, дом 22, общая площадь помещений собственников составляет 1 130,3 кв. м., в собрании приняли участие собственники помещений площадью 791,95 кв. м., что составляет 57,19 процента от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В многоквартирном доме по ул. Новая, дом 34, общая площадь помещений собственников составляет 1 337,3 кв. м., в собрании приняли участие собственники помещений площадью 947,85 кв. м., что составляет 52,27 процента от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В многоквартирном доме по ул. Новая, дом 38, общая площадь помещений собственников составляет 1 414,2 кв. м., в собрании приняли участие собственники помещений площадью 975,3 кв. м., что составляет 52,55 процента от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В многоквартирном доме по ул. Новая, дом 41, общая площадь помещений собственников составляет 1 878,4 кв. м., в собрании приняли участие собственники помещений площадью 1 284,55 кв. м., что составляет 62,91 процента от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме в отсутствие кворума, необходимого для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в этом доме, исключает действительность такого решения независимо от признания этого решения недействительным в силу положений пункта 1 статьи 181.3, пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ.
Суд также принимает во внимание составление протоколов внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по ул. Тимофеева, дом 12, о выборе способа управления многоквартирным домом и утверждении управляющей организации и о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (т. 1 л.д. 82-84, 131-136) в одну дату - 01.06.2015, с указанием на инициирование общего собрания собственников один и тем же лицом - Копыловой О.О., при ведении этих протоколов различными лицами - Смирновой Е.А. в первом случае и Сергеевой С.М. во втором случае, и визуально определяемыми значительными графическими различиями в начертании в протоколах подписей совпадающих лиц. Указанные обстоятельства могут являться основанием для критической оценки судом указанных документов, представленных ответчиком в копиях в обоснование возражений против иска.
Судом первой инстанции установлено, что специальные счета в ПАО "УралСиб" Обществом открыты не были, ПАО "УралСиб" не входит в перечень кредитных организаций, которые соответствуют требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ. Данные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Кроме того, апелляционный суд также принимает во внимание, что протоколы общих собраний собственников помещений, содержащие решения собственников о выборе способ формирования фонда капитального ремонта, составлены в период с от 08.08.2014, 01.09.2014, 05.09.2014, 07.07.2014, 08.09.2014, 09.09.2014, 26.09.2014, 27.09.2014, 28.09.2014, 15.10.2014, 25.10.2014, то есть значительно ранее оформления протоколов от 28.05.2015, 01.06.2015, и от 08.06.2015 о принятии собственниками помещений в тех же домах решений о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией и о выборе управляющей организации ООО "ЖКС".
Изложенное свидетельствует об отсутствии реализации решений собственников многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете.
При таких обстоятельствах доводы Фонда об отсутствии фактической реализации решений собственников о способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете следует признать правомерными, следовательно, требование о признании данного обстоятельства подлежит удовлетворению.
В отсутствие решения собственников многоквартирных домов о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а в случаях, когда такое решение было принято собственниками общего имущества в многоквартирных домах - отсутствие реализации такого решения, то есть фактическое отсутствие открытого специального счета, утрата возможности реализации решения в связи с несоответствием выбранной собственниками кредитной организации обязательным требованиям свидетельствуют об отсутствии оснований для удержания ООО "ЖКС" денежных средств, собранных с собственников помещений в многоквартирных домах в счет уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества.
При этом в соответствии с положениями части 2.1 статьи 176 ЖК РФ на ответчика как лицо, указанное в решениях общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в качестве владельца специального счета, были возложены обязанности по контролю за соответствием выбранной собственниками кредитной организации установленным требованиям и информирования собственников помещений в соответствующих многоквартирных домах о необходимости принятия решения о выборе иной кредитной организации в письменной форме в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Банком России об утрате кредитной организацией соответствия установленным требованиям. Такие обязанности ответчиком выполнены не были, обратное из материалов дела не следует.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения о проведении ОО "ЖКС" капитального ремонта общего имущества в указанных многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом или договором оснований для удержания ответчиком денежных средств, предназначенных для формирования фонда капитального ремонта.
Вместе с этим в рассматриваемой юридической ситуации все спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусматривающей проведение капитального ремонта общего имущества в этих домах в плановый период с 2014 по 2043 года. Соответственно, включение многоквартирных домов в Региональную программу повлекло возникновение у Фонда обязанности по организации и проведению капитального ремонта общего имущества собственников в соответствующих многоквартирных домах в объеме и в сроки, установленные данной Региональной программой, вне зависимости от объема денежных средств, накопленных собственниками этого имущества на счетах регионального оператора.
Данное обстоятельство также подтверждается последующим решением органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в спорных многоквартирных домах на счете регионального оператора, оформленного постановлением администрации Краснобродского городского округа от 02.12.2020 N 293-п "О реализации части 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ".
По правилам части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о подтверждении имеющейся в деле совокупностью доказательств наличия оснований для удовлетворения требования Фонда о взыскании с ООО "ЖКС" неосновательного обогащения в размере взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, собранных последним с собственников помещений в соответствующих многоквартирных домах.
Представленные в дело заявления председателей совета многоквартирного дома, вопреки доводам ответчика, не создают оснований для удержания ответчиком денежных средств, поскольку не являются решениями собственников общего имущества многоквартирных домов о способе формирования фонда капитального ремонта, предусмотренными жилищным законодательством, и не создают оснований для передачи взносов на капитальный ремонт в распоряжение ответчика в отсутствие специального счета, открытого в банке, соответствующем установленным требованиям.
Размер неосновательного обогащения определен истцом на основании информации о начисленных и собранных взносах на капитальный ремонт, сформированной и предоставленной ООО "ЖКС" (т. 1 л.д. 15-16). Содержание указанной информации соответствует сведениям о начислениях, представленных ответчиком при рассмотрении дела, в том числе с учетом включенных в расчет таких начислений корректировок (т. 2 л.д. 34-88).
Возражая против иска, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Статьей 200 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно разъяснениям пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки (пункт 25 Постановления N 43).
В пункте 16 Постановления N 43 разъяснено, что течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу части 4 статьи 4 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд по гражданско-правовому спору о взыскании неосновательного обогащения может быть реализовано лишь после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не уста6новлены законом или договором.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в определениях от 23.09.2010 N 1155-О-О, от 21.04.2011 N 558-О-О, установление в законе срока исковой давности, а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота, поскольку рассмотрение судами крайне задавненных споров влечет существенный риск появления несправедливых судебных решений и затрудняет процесс доказывания для ответчика, который, в отличие от истца, не имеет юридических средств возбудить судебный процесс вовремя.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 1 Постановления N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом право на судебную защиту является непосредственно действующим, соответствующие разъяснения изложены в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N 1421-О. Такое право реализуется способами, установленными законом (статья 12 ГК РФ), что при применении правил об исковой давности предполагает необходимость учета специфики их законодательного регулирования.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 154, части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя взносы собственника помещения на капитальный ремонта общего имущества и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за установленными исключениями.
Следовательно, денежные средства, собранные ответчиком в счет уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, формировались в течение следующего месяца за истекшим расчетным периодом.
Исковое заявление направлено Фондом почтовой связью 21.04.2020, что видно из календарного штампа организации почтовой связи на конверте (т. 1 л.д. 40).
Претензия от 26.02.2020 N 1438 об уплате денежных средств направлена Фондом в адрес ООО "ЖКС" 02.03.2020 и получена им 04.03.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, сформированным официальным сайтом Почты России и ответчиком не оспаривалось.
Таким образом, течение трехлетнего срока исковой давности, предшествующего дате подачи искового заявления, приостановленного на тридцатидневный период досудебного (претензионного) урегулирования спора, началось 21.03.2017. С учетом срока уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками общего имущества в многоквартирных домах, установленного частью 1 статьи 154 ЖК РФ, требование о взыскании неосновательного обогащения заявлены истцом в пределах срока исковой давности за период с марта 2017 года и последующие расчетные периоды.
Довод Фонда о получении осведомленности о наличии у ответчика неосновательного обогащения лишь с момента получения сообщений собственников помещений об уплате взносов на капитальный ремонт в пользу управляющей организации, отклонен апелляционным судом, поскольку в силу приведенных выше законоположений в полномочия регионального оператора включено аккумулирование взносов на капитальный ремонт, взаимодействие с органами контроля за формированием фонда капитального ремонта.
Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
По смыслу пункта 1 статьи 200, пункта 1 статьи 207 ГК РФ и разъяснений пунктов 25, 26 Постановления N 43 с истечением срока исковой давности по отдельному ежемесячному платежу считается истекшим срок исковой давности по требованиям об уплате процентов, в том числе возникшим после начала течения срока исковой давности по ежемесячному платежу.
Исходя из имеющихся в деле доказательств и приведенных выше обстоятельств, свидетельствующих о пропуске истцом срока исковой давности за период с мая 2015 года по февраль 2017 года, апелляционным судом произведен расчет суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средств до момента рассмотрения спора судом; неосновательное обогащение за период марта 2017 года по ноябрь 2019 года составило 2 179 749 рублей 74 копейки, проценты за пользование чужими денежными средства за период с 01.04.2017 по 20.04.2021 составили 357 999 рублей 39 копеек.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу Фонда обоснованной, а обжалуемое решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 подлежащим отмене. Исковые требования Фонда подлежат удовлетворению, с ООО "ЖКС" в пользу Фонда следует взыскать неосновательное обогащение в сумме 2 179 749 рублей 74 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 357 999 рублей 39 копеек. В остальной части исковые требований удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Возмещению Фонду за счет ООО "ЖКС" подлежат расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 32 326 рублей 26 копеек, по апелляционной жалобе в сумме 1 817 рублей 90 копеек.
В связи с изменением исковых требований государственная пошлина по иску составила 43 445 рублей. При подаче искового заявления государственная пошлина уплачена в сумме 43 445 рублей. Следовательно, с Фонда надлежит взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 495 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" удовлетворить.
Признать выбранный собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: Кемеровская область, пгт. Краснобродский, ул. 1 Квартал, д. 6, ул. Западная, д. 19, ул. Краснобродская, д. 24, ул. Новая, д. 24, 26, 30, 31, 43, ул. Тимофеева, д. 8, 9, 11, 12, способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете нереализованным.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" неосновательное обогащение в сумме 2 179 749 рублей 74 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2017 по 20.04.2021 в сумме 357 999 рублей 39 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения за период с 21.04.2021 по день фактического исполнения обязательства в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 32 326 рублей 26 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению в сумме 495 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов
Кемеровской области" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 1 817 рублей 90 копеек.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9337/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "Жилищный коммунальный сервис"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3490/2021
05.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3027/2021
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3490/2021
26.04.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3027/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9337/20
15.02.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9337/20