город Томск |
|
05 октября 2021 г. |
Дело N А27-9337/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 октября 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
|
Смеречинской Я.А., |
судей |
|
Аюшева Д.Н., |
|
|
Ходыревой Л.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эльшайдт Г.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (N 07АП-3027/2021) на решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 (судья Логинова А.Е.) по исковому заявлению некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (650070, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Заузелкова, дом 7, помещение 2, ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" (652640, Кемеровская область - Кузбасс, поселок городского типа Краснобродский, улица Комсомольская, 20, 47, ОГРН 1094202002333, ИНН 4202038090) о признании решений нереализованными, взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 433 788 рублей 02 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 655 177 рублей 59 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.11.2020 по день принятия решения и по день фактического исполнения обязательства,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищнокоммунальный сервис" (далее - ООО "ЖКС") о признании выбранного собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: Кемеровская область - Кузбасс, пгт. Краснобродский, ул. 1 Квартал, дом 6, ул. Западная, дом 19, ул. Краснобродская, дом 24, ул. Новая, дома 24, 26, 30, 31, 43, ул. Тимофеева, дома 8, 9, 11, 12, способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, нереализованным, взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 433 788 рублей 02 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2015 по 25.11.2020 в сумме 754 141 рублей 82 копейки и далее по день вынесения решения и по день фактического исполнения обязательства, с учетом изменения Фондом исковых требований, принятого Арбитражным судом Кемеровской области по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано. Дополнительным решением от 04.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области с Фонда в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 6 495 рублей.
Не согласившись с решением от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд ссылается на отсутствие фактической реализации решений собственников многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, специальные счета для формирования фонда капитального ремонта по указанным в апелляционной жалобе многоквартирным домам открыты не были, сведения об открытии таких счетов в Государственную жилищную инспекцию не предоставлялись; судом первой инстанции не принято во внимание, что 02.12.2020 Администрацией Краснобродского городского округа принято постановление о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, на счете регионального оператора; в дальнейшем собственники общего имущества в многоквартирных домах не лишены права изменить способ формирования фонда капитального ремонта; решения собственников многоквартирных домов по адресам: Кемеровская область, пгт. Краснобродский, ул. Новая, дома 22, 34, 38, 41 приняты в отсутствие кворума, а потому ничтожны; региональным оператором понесены расходы на изготовление проектной документации на капитальный ремонт фасадов многоквартирных домов по ул. Новая, дома 22 и 43.
Отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЖКС" не представлен.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2021 решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 отменено, исковые требования удовлетворены частично, с ООО "ЖКС" в пользу Фонда взыскано неосновательное обогащение в сумме 2 179 749 рублей 74 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2017 по 20.04.2021 в сумме 357 999 рублей 39 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения за период с 21.04.2021 по день фактического исполнения обязательства в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 32 326 рублей 26 копеек; в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано, с Фонда в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 495 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.08.2021 постановление от 26.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9337/2020 отменено в части отказа во взыскании денежных средств и процентов, а также в части распределения судебных расходов; в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Отменяя постановление от 26.04.2021 суд кассационной инстанции указал не необходимость учитывать правовую природу взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, не обладающих признаком индивидуальной безвозмездности и предназначенных для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества; особенности формирования неосновательного обогащения на стороне ответчика применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора, образовавшегося в связи с зачислением на счет ответчика сумм, которые должны расходоваться исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества; ошибочное ограничение взыскания сумм неосновательного обогащения трехлетним периодом.
Таким образом, при новом рассмотрении судом апелляционной инстанции рассматриваются исковые требования о взыскании неосновательного обогащения за период с июня 2015 года по февраль 2017 года в сумме 1 254 038 рублей 28 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2015 по 25.11.2020 в сумме 396 142 рубля 43 копейки и далее по день вынесения решения и по день фактического исполнения обязательства.
Отзыв на апелляционную жалобу при новом рассмотрении дела ответчиком не представлен.
Стороны, получившие судебные извещения согласно почтовым уведомлениям, дополнительно извещенные посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом, на основании статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, принимая во внимание выводы постановления суда кассационной инстанции по настоящему делу, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Фонд является специализированной некоммерческой организацией, созданной 14.11.2013 и осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Кемеровской области, а также реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании Закона Кемеровской области от 26.12.2013 года N 141-ОЗ "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах", приказа Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области от 22.10.2013 года N 75.
ООО "ЖКС" с 2015 года осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами по адресам: Кемеровская область, пгт. Краснобродский, ул. 1 Квартал, дом 6, ул. Западная, дом 19, ул. Краснобродская, дом 24, ул. Новая, дома 22, 24, 26, 30, 31, 34, 38, 41, 43, ул. Тимофеева, дома 8, 9, 11, 12. В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлен реестр (список) МКД на 01.06.2019, сведения о домах в управлении (жилой фонд), перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКС", протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирных от 28.05.2015, 01.06.2015, 08.06.2015 (т. 1 л.д. 51, 52, 57, 110-160).
В период с июня 2015 по ноябрь 2019 ООО "ЖКС" осуществляло начисление и сбор взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
Полагая, что у ООО "ЖКС" не имелось законных оснований для осуществления начисления и сбора взносов на капитальный ремонт, Фонд направил в адрес ответчика претензию от 26.02.2020 N 1438 о перечислении неосновательного обогащения, полученного за период с 01.06.2015 по 30.11.2019 в сумме 3 433 788 рублей 02 копейки, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Организуя защиту против иска, ООО "ЖКС" заявило о принятии собственниками многоквартирных домов, находящихся в его управлении, решений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, определении владельца специального счета, кредитной организации, установлении размера обязательного взноса на капитальный ремонт; полагает, что в отсутствие решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, у собственников помещений в многоквартирных домах отсутствовала обязанность перечислять денежные средств региональному оператору; заявило о пропуске истцом срока исковой давности. В подтверждение возражений против иска ООО "ЖКС" представило протоколы внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах от 08.08.2014, 01.09.2014, 05.09.2014, 07.07.2014, 08.09.2014, 09.09.2014, 26.09.2014, 27.09.2014, 28.09.2014, 15.10.2014, 25.10.2014, 01.06.2015
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для перечисления собственниками помещений взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на счета регионального оператора в отсутствие решения органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на таких счетах; наличия документального подтверждения воли собственников помещений на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
Согласно части 2 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом (части 3, 4 статьи 212).
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за нежилое помещение и коммунальные услуги возникает непосредственно у собственника соответствующего помещения.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
По смыслу приведенных законоположений, обязанность по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включая взносы на капитальный ремонт, обусловлена наличием у соответствующего лица права собственности в отношении данного имущества.
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за установленными исключениями, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Кодекса (часть 3 статьи 169 ЖК РФ).
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (часть 3 статьи 158 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ОЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса на 2014- 2043 годы (далее - Региональная программа) утверждена постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672. Как следует из приложения к Региональной программе с учетом последующих изменений многоквартирные дома, указанные Фондом в исковом заявлении, включены в данную программу с проведением капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирных домов в планируемый период.
Следовательно, обязанность собственников помещений по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла у собственников такого имущества по истечении шести месяцев после официального опубликования Региональной программы или решения о включении соответствующего многоквартирного дома в Региональную программу.
По смыслу положений части 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта (часть 1.1 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 170 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбрать один их способов формирования фонда капитального ремонта на специальном счете или на счете регионального оператора.
Функции регионального оператор определены статьей 180 ЖК РФ, частью 1 которой к таким функциям отнесены аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Аналогичные функции регионального оператора определены частью 3 статьи 10 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ФЗ.
Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (часть 1 статьи 182 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 181 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 данной статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные Кодексом.
В случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (часть 4 статьи 170 ЖК РФ).
Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2018 N 497, в соответствии с частью 2 статьи 176 ЖК РФ.
На основании части 2.1 статьи 176 ЖК РФ на владельца специального счета возложена обязанность осуществлять контроль за соответствием выбранной кредитной организации установленным требованиям. В случае, если российская кредитная организация, в которой открыт специальный счет, перестает соответствовать указанным требованиям, владелец специального счета обязан уведомить в течение пятнадцати дней с момента размещения информации Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном частью 2 данной статьи, в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости принятия решения о выборе иной российской кредитной организации для открытия специального счета, а также вправе инициировать проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о выборе иной российской кредитной организации по основанию, предусмотренному настоящей частью. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны принять такое решение в течение двух месяцев с момента их уведомления.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ, частью 1 статьи 5-1 Закона Кемеровской области от 26.12.2013 N 141-ОЗ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Постановлением от 26.04.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда в части, оставленной без изменения постановлением от 16.08.2021 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа, выбранный собственниками помещений в многоквартирных домах по адресам: Кемеровская область, пгт. Краснобродский, ул. 1 Квартал, д. 6, ул. Западная, д. 19, ул. Краснобродская, д. 24, ул. Новая, д. 24, 26, 30, 31, 43, ул. Тимофеева, д. 8, 9, 11, 12, способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счете признан нереализованным.
Согласно части 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 этой статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 12.04.2016 N 10-П, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации затрагивали бы интересы других лиц.
По смыслу приведенных выше законоположений и разъяснений, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на него путем внесения платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт возникает с момента возникновения у них права собственности на соответствующие помещения.
В отсутствие решения собственников многоквартирных домов о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, а в случаях, когда такое решение было принято собственниками общего имущества в многоквартирных домах - отсутствие реализации такого решения, то есть фактическое отсутствие открытого специального счета, утрата возможности реализации решения в связи с несоответствием выбранной собственниками кредитной организации обязательным требованиям свидетельствуют об отсутствии оснований для удержания ООО "ЖКС" денежных средств, собранных с собственников помещений в многоквартирных домах в счет уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Вместе с этим в рассматриваемой юридической ситуации все спорные многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предусматривающей проведение капитального ремонта общего имущества в этих домах в плановый период с 2014 по 2043 года. Соответственно, включение многоквартирных домов в Региональную программу повлекло возникновение у Фонда обязанности по организации и проведению капитального ремонта общего имущества собственников в соответствующих многоквартирных домах в объеме и в сроки, установленные данной Региональной программой, вне зависимости от объема денежных средств, накопленных собственниками этого имущества на счетах регионального оператора.
Данное обстоятельство также подтверждается последующим решением органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта в спорных многоквартирных домах на счете регионального оператора, оформленного постановлением администрации Краснобродского городского округа от 02.12.2020 N 293-п "О реализации части 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ".
По правилам части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о подтверждении имеющейся в деле совокупностью доказательств наличия оснований для удовлетворения требования Фонда о взыскании с ООО "ЖКС" неосновательного обогащения в размере взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, собранных последним с собственников помещений в соответствующих многоквартирных домах.
Представленные в дело заявления председателей совета многоквартирного дома, вопреки доводам ответчика, не создают оснований для удержания ответчиком денежных средств, поскольку не являются решениями собственников общего имущества многоквартирных домов о способе формирования фонда капитального ремонта, предусмотренными жилищным законодательством, и не создают оснований для передачи взносов на капитальный ремонт в распоряжение ответчика в отсутствие специального счета, открытого в банке, соответствующем установленным требованиям.
Размер неосновательного обогащения определен истцом на основании информации о начисленных и собранных взносах на капитальный ремонт, сформированной и предоставленной ООО "ЖКС" (т. 1 л.д. 15-16). Содержание указанной информации соответствует сведениям о начислениях, представленных ответчиком при рассмотрении дела, в том числе с учетом включенных в расчет таких начислений корректировок (т. 2 л.д. 34-88).
На основании представленных в дело расчетов сторон, информации о начисленных и собранных взносах на капитальный ремонт, сформированной ответчиком, общий размер взносов на капитальный ремонт указанных в иске многоквартирных домов, поступивших ответчику за период с июня 2015 года по февраль 2017 года, составляет 1 254 038 рублей 28 копеек.
Возражая против иска, ответчик заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса.
Статьей 200 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Согласно разъяснениям пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление N 43) По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части. Срок давности по искам о просроченных повременных платежах (проценты за пользование заемными средствами, арендная плата и т.п.) исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу.
Срок исковой давности по требованию о взыскании неустойки (статья 330 ГК РФ) или процентов, подлежащих уплате по правилам статьи 395 ГК РФ, исчисляется отдельно по каждому просроченному платежу, определяемому применительно к каждому дню просрочки (пункт 25 Постановления N 43).
В пункте 16 Постановления N 43 разъяснено, что течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
В силу части 4 статьи 4 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд по гражданско-правовому спору о взыскании неосновательного обогащения может быть реализовано лишь после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не уста6новлены законом или договором.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 1 Постановления N 43, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом право на судебную защиту является непосредственно действующим, соответствующие разъяснения изложены в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.07.2016 N 1421-О. Такое право реализуется способами, установленными законом (статья 12 ГК РФ), что при применении правил об исковой давности предполагает необходимость учета специфики их законодательного регулирования.
Исходя из правовой природы взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, раскрытой в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-п, их строго целевого характера, такие взносы представляют собой обязательную плату за организацию и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, не обладают признаком индивидуальной безвозмездности и предназначены для оплаты расходов на выполнение конкретных работ и оказание услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества, в том числе по их восстановлению или замене в целях улучшения их эксплуатационных характеристик, и тем самым - для поддержания многоквартирного дома в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, что отвечает прежде всего интересам собственников помещений в таком доме.
В рассматриваемой юридической ситуации требования Фонда не связаны с взысканием повременных платежей, обязанность по уплате которых установлена для собственников помещений в многоквартирном доме нормами жилищного законодательства, а направлены на взыскание сформированной на стороне ответчика имущественной массы - суммы платежей собственников помещений в многоквартирных домах, поступивших последнему в пределах заявленного истцом периода, неосновательно удерживаемых ответчиком.
Вопрос о применение срока исковой давности в данном случае подлежит рассмотрению с учетом обстоятельств достижения истцом осведомленности о поступлении ответчику платежей, подлежащих расходованию исключительно на цели, связанные с организацией и проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Такая осведомленность достигнута истцом в связи с получением заявлений собственников помещений в многоквартирных домах 11.12.2019 (т. 2 л.д. 101-114).
Исковое заявление направлено Фондом почтовой связью 21.04.2020, что видно из календарного штампа организации почтовой связи на конверте (т. 1 л.д. 40).
Претензия от 26.02.2020 N 1438 об уплате денежных средств направлена Фондом в адрес ООО "ЖКС" 02.03.2020 и получена им 04.03.2020, что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений, сформированным официальным сайтом Почты России и ответчиком не оспаривалось.
Следовательно, истец обратился за судебной защитой в пределах установленного законом трехлетнего срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
По смыслу пункта 1 статьи 200, пункта 1 статьи 207 ГК РФ и разъяснений пункта 25 Постановления N 43 ограничение пределов взыскания трехлетним периодов исковой давности применяется при разрешении вопроса об ответственности за пользование чужими денежными средствами, в частности, при рассмотрении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), срок исковой давности исчисляется применительно к каждому дню просрочки уплаты соответствующего платежа.
Учитывая направление Фондом искового заявления в арбитражный суд 21.04.2020, обращение к ответчику с претензионными требованиями 02.03.2020, течение трехлетнего срока исковой давности по требованию о взыскании процентов, приостановленного на тридцатидневный период досудебного (претензионного) урегулирования спора, началось 21.03.2017.
Таким образом, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, подлежит удовлетворению за период с 22.03.2017, проценты за пользование чужими денежными средствами за период по 20.04.2021, начисленные на задолженность за период с июня 2015 года по февраль 2017 года, составили 352 022 рубля 22 копейки, согласно произведенному апелляционным судом расчету.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает апелляционную жалобу Фонда обоснованной, а решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 подлежащим отмене в обжалуемой части. Исковые требования Фонда подлежат удовлетворению, с ООО "ЖКС" в пользу Фонда следует взыскать неосновательное обогащение за период с июня 2015 года по февраль 2017 года в сумме 1 254 038 рублей 28 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.03.2017 по 20.04.2021 в сумме 352 022 рубля 22 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами на указанную сумму неосновательного обогащения за период с 21.04.2021 по день фактического исполнения обязательства в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. В остальной части исковые требований удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Возмещению Фонду за счет ООО "ЖКС" подлежат расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 49 413 рублей 88 копеек, по апелляционной жалобе в сумме 2 968 рублей 39 копеек.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9337/2020 в обжалуемой части отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" неосновательное обогащение в сумме 1 254 038 рублей 28 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.03.2017 по 20.04.2021 в сумме 352 022 рубля 22 копейки, проценты за пользование чужими денежными средствами на указанную сумму неосновательного обогащения за период с 21.04.2021 по день фактического исполнения обязательства в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 49 413 рублей 88 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис" в пользу некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 2 968 рублей 39 копеек.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Д.Н. Аюшев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9337/2020
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "Жилищный коммунальный сервис"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3490/2021
05.10.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3027/2021
16.08.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3490/2021
26.04.2021 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3027/2021
04.03.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9337/20
15.02.2021 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-9337/20