22 апреля 2021 г. |
А38-3042/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021
по делу N А38-3042/2020,
принятое по заявлению Министерства государственного имущества Республики Марий Эл о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл от 21.01.2020 N 02-219/20,
без участия лиц,
и установил:
Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Марий Эл (далее - филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл, Учреждение, уполномоченный орган) от 21.01.2020 N 02-219/20 об отказе в определении кадастровой стоимости вновь учтенных после 1 января 2012 года земельных участков с кадастровыми номерами 12:05:0703011:211 и 12:05:0703011:215. Одновременно заявитель просил суд обязать Учреждение определить кадастровую стоимость указанных земельных участков по состоянию на 3 мая 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл (далее - Управление Росреестра), Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021 Министерству отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения к ней) заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что, поскольку Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.05.2017 N 242 установлено, что с 1 января 2018 г. подлежат применению результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2012 года, утвержденные Постановлением N 199. Следовательно, с 1 января 2018 г. ранее принятые нормативные правовые акты, устанавливающие кадастровую стоимость или УКПС, утратили силу. Исходя из принципа непрерывности актуализации сведений, содержащихся в ЕГРН, кадастровая стоимость всех земельных участков, числящихся в ЕГРН по состоянию на 1 января 2018 года, в том числе поставленных на кадастровый учет в период времени с 1 января 2015 г. до 1 января 2018 г. должна быть определена (пересчитана) в соответствии с постановлением N 242 в разумные сроки.
Незаконное решение уполномоченного органа нарушает права Республики Марий Эл.
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить решение суда без изменения.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу оставляет рассмотрение вопроса о законности обжалуемого судебного акта на усмотрение арбитражного суда.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
Министерство, Учреждение и Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность оспариваемого решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникавшие в связи с осуществлением государственной кадастровой оценки недвижимого имущества, регулировались Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
По общим правилам, закрепленным в статьях 24.12, 24.15, 24.17 Закона об оценочной деятельности, определение кадастровой стоимости осуществлялось оценщиками с составлением отчета в рамках проведения по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (заказчика работ) государственной кадастровой оценки, который впоследствии принимал акт об утверждении содержащихся в отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации.
С даты вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости такие результаты считались утвержденными.
В дальнейшем орган регистрации прав осуществлял внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Главой 3.1 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014, и в последующей редакции предусматривалось, что, если государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости осуществлялся в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки, то определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости производилось органом, осуществлявшим функциями по государственной кадастровой оценке, то есть Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457), либо на основании решения данного органа подведомственным ему государственным бюджетным учреждением.
Приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531, а затем приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, наделялось Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определение кадастровой стоимости в указанных случаях осуществлялось по утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания от 12.08.2006), согласно которым они применялись при образовании нового земельного участка; изменении площади земельного участка; изменении вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке.
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определялась путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (пункт 2.1.3).
По правилам статей 24.11 - 24.13 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 14.07.2016, в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще, чем один раз в течение трех лет и не реже, чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, проводится очередная государственная кадастровая оценка.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199 утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл, определенная по состоянию на 1 января 2012 года.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199 данное постановление вступает в силу со дня принятия Правительством Республики Марий Эл решения о применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, указанных в пункте 1 настоящего постановления.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.05.2017 N 242 "О применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в Республике Марий Эл" Правительство Республики Марий Эл постановило установить, что с 1 января 2018 года подлежат применению результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл по состоянию на 1 января 2012 г., утвержденные постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20 июня 2013 г. N 199 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл".
Пунктом 2.4 Методических указаний от 12.08.2006 предусматривалось, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке произошли после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Суд первой инстанции установил, что Республике Марий Эл на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 21 кв.м, кадастровый номер 12:05:0703011:211, по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кирпичная, 2б, гараж N 53;а также земельный участок площадью 21 кв.м, кадастровый номер 12:05:0703011:215, по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Кирпичная, 2б, гараж N56, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.07.2012.
Земельные участки относятся к категории - земли населенных пунктов, и имеют вид разрешенного использования - для размещения гаража.
Данные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 12:05:0703011:67, относившегося к категории - земли населенных пунктов, и поставлены на государственный кадастровый учет 03 мая 2012 года.
Таким образом, в связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 12:05:0703011:211, 12:05:0703011:215 были образованы после даты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Марий Эл, они не могли войти в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2012.
Министерство обратилось в уполномоченный орган с заявлением (от 20.01.2019 N 02-219/20) об актуализации информации о кадастровой стоимости этих участков исходя из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенных пунктов, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 20.06.2013 N 199 для кадастрового квартала, в котором земельные участки расположены.
Решением, изложенным в письме от 21.01.2020 N 02-219/20, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл отказал в актуализации сведений в связи с тем, что приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 N 514, вступившим в силу 02.03.2019, признаны утратившими силу Методические указания от 12.08.2006, и утвержден новый Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Методические указания от 24.09.2018), который не предусматривает методику расчета кадастровой стоимости земельных участков, образованных после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, и до даты утверждения ее результатов.
Методические указания от 24.09.2018 устанавливают правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости; внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости; осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением в отношении земельных участков сведений о значении площади, о категории земель, о виде разрешенного использования. По общему правилу кадастровая стоимость земельного участка также определяется путем умножения площади земельного участка на среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков группы видов разрешенного использования, соответствующей категории и виду разрешенного использования для кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок (пункт 18).
Между тем Методические указания от 24.09.2018 не предусматривают возможность пересмотра кадастровой стоимости ранее образованных объектов недвижимости вне связи с их государственным кадастровым учетом или изменением сведений о них в ЕГРН.
Предельный срок актуализации сведений Методическими указаниями от 12.08.2006 также не устанавливался.
Таким образом, с 02.03.2019 в связи с утратой силы Методическими указаниями от 12.08.2006 и вступлением в силу Методических указаний от 24.09.2018 исключена обязанность как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав, так и подведомственного ему бюджетного учреждения определять заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки кадастровую стоимость земельных участков, образованных после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки, но до утверждения ее результатов.
Кроме того, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) согласно содержащейся в нем статье 24 установлен переходный период с 01.01.2017 до 01.01.2020, когда государственная кадастровая оценка могла проводиться как в соответствии с названным федеральным законом, так и в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27.06.2019 N 206 "О реализации положений Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", вступившим в силу 27.06.2019, установлено, что на территории Республики Марий Эл государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке с 1 января 2020 года.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл по проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Марий Эл определено Министерство государственного имущества Республики Марий Эл.
Во исполнение части 2 статьи 6 Закона о государственной кадастровой оценке распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 30.05.2019 N 232-р создано Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Центр государственной кадастровой оценки", которое наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН на территории Республики Марий Эл зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и земельных участков.
Согласно статье 7 Закона о государственной кадастровой оценке к полномочиям созданного субъектом Российской Федерации бюджетного учреждения относится определение по правилам статей 11-14 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки, а также определение по правилам пункта 7 статьи 15 и статьи 16 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения как в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости соответствующих видов (категорий земель) до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, так и с даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки до начала года проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В последнем случае определение кадастровой стоимости осуществляется в порядке, предусмотренном Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, с формированием и предоставлением перечней объектов недвижимости для целей определения кадастровой стоимости в порядке, утверждённом приказом Росреестра от 06.08.2020 N П/0283.
Таким образом, уже на момент принятия 21.01.2020 оспариваемого решения у Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Марий Эл отсутствовали полномочия по актуализации сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Республики Марий Эл, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 12:05:0703011:211, 12:05:0703011:215 с учетом результатов проведения последней государственной кадастровой оценки в Республике Марий Эл.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному заключению о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Министерства, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требования.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал Министерству в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021 по делу N А38-3042/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 333.37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 26.01.2021 по делу N А38-3042/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства государственного имущества Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3042/2020
Истец: РМЭ в лице Министерства государственного имущества РМЭ
Ответчик: ФГБУ Филиал Федеральная кадастровая палата Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл
Третье лицо: ГБУ РМЭ "Центр государственной кадастровой оценки", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл