г. Санкт-Петербург |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А56-26569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: не явился (извещен)
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Капитал" (регистрационный номер 13АП-34686/2020) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2020 по делу А56-26569/2020 (судья Гуляев С.Б.),
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Норд-Капитал"
заинтересованное лицо: Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области
об оспаривании предписания от 26.12.2019 N 53-19 (ЭА)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Норд-Капитал" (далее - Общество, ООО "Норд-Капитал") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 26.12.2019 N 53-19 (ЭА).
Решением суда первой инстанции от 01.10.2020 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Норд-Капитал" просит отменить решение суда первой инстанции от 01.10.2020, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Комитетом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором доводы Общества отклонены.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направил, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
На основании части 2 статьи 268 АПК РФ суд отказал в приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к апелляционной жалобе: копии акта от 28.02.2018 N 144 и копии отчета конкурсного управляющего ООО "Элемент-Бетон" от 12.10.2020, поскольку указанные документы не были представлены при рассмотрении дела в суде первой инстанции и Обществом не обоснована невозможность представления данных документов в суд первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с целью рассмотрения обращений Мурашева К.П. (от 09.07.2019 N гжи-01-21670) и Мурашевой Г.В. (от 16.07.2019 N гжи-08-8765), по вопросам управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лупполово, д. 23, корп. 2 (далее - МКД) Комитетом на основании распоряжения от 29.11.2019 N 53-19(ЭА) в отношении ООО "Норд-Капитал" проведена внеплановая документарная проверка по вопросам начисления платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества.
В ходе проверки Комитетом установлено, что Общество в нарушение пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете платы за отопление применяет площадь жилых помещений в размере 3243,20 кв.м, в то время как в силу пункта 42(1) Правил N 354 должна быть применена площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД, то есть 3243,20 кв.м + 1216,80 кв.м = 4460 кв.м.
Также Комитетом установлено, что при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, Общество не учитывало площадь нежилых помещений в нарушение части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Кроме того, Комитетом установлено, что Общество не производило начисление платы за содержание собственникам нежилых помещений в нарушение части 1 статьи 158 ЖК РФ.
По результатам проверки Комитетом составлен акт проверки от 26.12.2019 N 53-19(ЭА), а также выдано предписание от 26.12.2019 N 53-19(ЭА), в соответствии с которым Обществу предписано в срок по 01.03.2020 устранить выявленные нарушения путем осуществления перерасчета платы за отопление, коммунальные услуги и содержание МКД.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 01.10.2020 ввиду следующего.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
Правила N 354 определяют порядок расчета размера платы за коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года по формулам, приведенным в данном пункте Правил N 354, в зависимости от наличия или отсутствия коллективного (общедомового) и индивидуальных приборов учета.
При этом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3 Приложения N 2 к Правилам N 354 на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии с применением общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом, исходя из частей 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пунктом 44, 48 Правил N 354, формул 10, 11, 15 Приложения N 2 к Правилам N 354, а также Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации с применением общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме
Как установлено Комитетом в ходе проверки, Проектной документацией 1 очереди строительства МКД N 10.12.012 от 2013 года, подготовленной ЗАО "ЛенПроект", предусмотрены основные технико-экономические показатели МКД: общая площадь (в т.ч. подполья) - 4940,5 кв.м. общая долевая площадь нежилых помещений - 480,5 кв.м.; общая площадь подполья - 1216,8 кв.м.; жилая площадь квартир - 1856,2 кв.м.; площадь квартир - 3243,2 кв.м.
В состав МКД N 23/2 согласно экспликации Проектной документации N10.12.012 от 2013 года входят: 75 жилых помещений, 3 нежилых коммерческих помещения технического подполья (1-Н, 2-Н, 3-Н).
Таким образом, указанным Проектом в МКД предусмотрены технические подполья площадью 1216,8 кв.м.
В целях постановки на кадастровый учет в качестве капитального строения спорного МКД, включающего 82 помещений, в том числе 75 жилых и 7 нежилых, по заказу ООО "Элемент-Бетон" выполнены кадастровые работы, подготовлен технический план МКД от 26.12.2016 содержащий следующие сведения: в состав МКД входят: 75 жилых помещений и 3 нежилых помещения технического подполья, а также 4 нежилых помещения общего пользования - лестничные клетки 1ЛК, 2ЛК, ЗЛК, и 4ЛК, являющиеся общим имуществом МКД.
В Техническом плане здания от 26.12.2016 указаны также следующие сведения о площадях нежилых помещений:
нежилое помещение техническое подполье - пом.1, площадь 312,0 кв.м;
нежилое помещение, техническое подполье - пом.2, площадь 895,4 кв.м;
нежилое помещений, техническое подполье - пом.3, площадь 9,4 кв.м.
Общее значение площади равно 4940,5 кв.м; общая площадь МКД формируется из суммы площадей жилых помещений, нежилых помещений, а также из площадей мест общего пользования. Таким образом, в общую площадь МКД по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лупполово, д. 23, корп. 2, составляющую 4940,5 кв.м., входит площадь жилых помещений (квартир) - 3243,2 кв.м.; нежилых помещений технического подполья - 1216,8 кв.м.; а также нежилых помещений общего пользования, являющихся общим имуществом МКД (лестничные клетки 1 ЛК, 2 ЛК, 3 ЛК и 4 ЛК расположенные с 1 по 3 этажи) - 480,5 кв.м.
Данные обстоятельства, установленные Комитетом в ходе проверки, Обществом не опровергнуты в суде первой инстанции.
Согласно представленной Обществом в материалы дела справке по данным технической инвентаризации от 14.05.2015 по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лупполово, д. 23, корп. 1, площадь квартир составляет 3249,9 кв.м, площадь технического подполья - 1217,3 кв.м, площадь лестничных клеток 482 кв.м. Таким образом указанная справка в отношении площади помещений корпуса 1 не опровергает выводы, приведенные в Техническом плане здания от 26.12.2016, составленном в результате проведения кадастровых работ по заказу ООО "Элемент-Бетон" в отношении МКД по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лупполово, д. 23, корп. 2.
Обществом не были представлены в Комитет и в суд первой инстанции актуальные сведения о площади жилых и нежилых помещений спорного МКД (корпус 2), в том числе не представлены сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) либо технический паспорт МКД, содержащий актуальную информацию о площади помещений МКД.
При этом вопреки доводам подателя жалобы у суда первой инстанции не имелось оснований для самостоятельного привлечения в порядке статьи 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Росреестра. Общество с соответствующим ходатайством в суд первой инстанции не обращалось, равно как и не ходатайствовало об истребовании сведений из ЕГРН.
Как установлено Комитетом спорный МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. При этом, при начислении платы за отопление Обществом применялась площадь только жилых помещений МКД в размере 3243,2 кв.м., в то время как в силу пункта 42(1) Правил N 354 при расчете платы за отопление необходимо применять площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, т.е. 3243,2 кв.м.+ 1216,8 кв.м.=4460 кв.м.
При начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД Общество также применяло площадь только жилых помещений в размере 3243,2 кв.м, вместо общей площади жилых и нежилых помещений 4460 кв.м, что не соответствует вышеприведенным положениям частей 9, 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, пунктов 44, 48 Правил N 354, формул 10, 11, 15 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Кроме того, Комитетом установлено, что в нарушение части 1 статьи 158 ЖК РФ Обществом не производилось начисление собственникам нежилых помещений платы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество (доказательства обратного в материалы дела не представлены).
На основании изложенного, Комитет пришел к обоснованному выводу о том, что Обществом допущено нарушение требований части 9.1 статьи 156, части 1 статьи 158 ЖК РФ, пункта 42 (1) Правил N 354, что влечет нарушение прав всех собственников помещений в МКД, в связи с чем Комитетом правомерно выдано Обществу предписание от 26.12.2019 N 53-19(Э) об устранении нарушений и проведении перерасчета размера соответствующей платы за период с 01.01.2018 по 31.12.2019.
Оспариваемое предписание от 26.12.2019 N 53-19(Э) соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества (не возлагает на Общество дополнительных обязанностей помимо установленных законом), в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого Обществом предписания не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для 01.10.2020 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 руб. подлежат оставлению на заявителе. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01 октября 2020 года по делу N А56-26569/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд-Капитал" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Норд-Капитал" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 21.12.2020 N 314.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26569/2020
Истец: ООО "НОРД-КАПИТАЛ"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ