город Воронеж |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А64-7296/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Протасова А.И.,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киреевой Е.П.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Тамояна Артура Саидовича: Ковшов К.О. - представитель по доверенности от 12.01.2021, сроком на 1 год, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
от Управления сельского хозяйства Тамбовской области: Шиняева Н.А. - представитель по доверенности от 03.06.2020 N 12, сроком на три года, предъявлен диплом о наличии высшего юридического образования по специальности "Юриспруденция", паспорт РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Тамояна Артура Саидовича на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2020 по делу N А64-7296/2020 по исковому заявлению Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Тамояну Артуру Саидовичу о взыскании 30 188 114,75 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Тамбовской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Тамояну Артуру Саидовичу (далее - ИП глава КФХ Тамоян А.С., предприниматель) с требованием о взыскании денежных средств гранта на создание и развитие семейной животноводческой фермы в размере 30 000 000 руб., из которых средства федерального бюджета - 27 300 000 руб. и средства бюджета области - 2 700 000 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 188 114,76 руб., из которых в доход федерального бюджета - 171 184,43 руб., в доход бюджета Тамбовской области - 16 930,33 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2020 по делу N А64-7296/2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП глава КФХ Тамоян А.С. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ИП глава КФХ Тамоян А.С. указывает на принятие судебного акта в отсутствии сведений о надлежащем извещении ответчика о времени и месте судебного разбирательства. Корреспонденция, направленная судом по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, село Керша, ул. Школьная, д. 11, кв. 2 была возвращена в связи с истечением срока хранения. При этом ответчик фактически проживал по адресу: г. Тамбов, ул. Астраханская, д.247, кв. 3. Поскольку ответчик не располагал сведениями о начавшемся судебном процессе, он был лишен возможности участвовать в судебных заседаниях и пользоваться правами, предоставленными ст. 41 АПК РФ. Также ответчик ссылается на недоказанность факта неисполнения своих обязательств по освоению гранда. Осмотры проводились истцом в отсутствии ответчика, в связи с чем, доказательства осмотра именно участка предпринимателя истцом не представлены. Ответчик также ссылается на наличие затруднений в приобретении КРС в связи с наличием обстоятельств непреодолимой силы (пандемии коронавируса), что освобождает его от применения мер ответственности, предусмотренных п. 6.13 Правил.
По системе электронной подачи документов "Мой арбитр" от Управления сельского хозяйства Тамбовской области в суд апелляционной для приобщения к материалам дела поступил отзыв на апелляционную жалобу с приложенными документами.
Апелляционный суд, совещаясь на месте, с учетом мнения представителя лица, участвующего в деле, руководствуясь ст.ст.159, 184, 266 АПК РФ, определил: отзыв на апелляционную жалобу и приложенные к ним документы приобщить к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление сельского хозяйства Тамбовской области указывает на то, что в ходе проведенного осмотра 23.04.2020 Управлением хозяйства ответчика не было обнаружено фермы, оборудованной для содержания КРС, запасов корма, поилок и кормушек. Имелся загон, в котором отсутствовали следы содержания животных. Не присутствовали 20 человека рабочих, с которыми ответчик заключил трудовые договоры, а также не было обнаружено нужного поголовья скота. Вышеназванные обстоятельства явились основанием для расторжения соглашения и выставления требования о возврате гранда. Что касается доводов ответчика о том, что 23.07.2020 было установлено наличие возле загона разновозрастного и разнополого стада КРС в количестве 461 головы, которые не были чипированы, а также по своим половозрастным признакам не соответствовали тем животным, которые были приобретены у Фарязяна К.С.
Управление полагает необоснованным довод ответчика о ненадлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства. Адрес местонахождения ответчика (Тамбовская область, Бондарский район, с. Керша, ул. Школьная, д. 11, кв. 2) указан им в заявке на участие в конкурсном отборе, в соглашении о предоставлении гранта, на бланке направляемых им в управление сельского хозяйства Тамбовской области заявлений. Данный адрес указан также в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. При этом предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанному им адресу, а также риск отсутствия по указанному адресу своего представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N1443 утверждена "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 - 2020 годы", в рамках которой в целях поддержки начинающих фермеров в Тамбовской области Управлением сельского хозяйства Тамбовской области на территории области реализуются мероприятия по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ.
В соответствии с указанной Программой, а также на основании Бюджетного кодекса РФ, Закона Тамбовской области от 21.12.2018 N 307-З "О бюджете Тамбовской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области, утвержденными постановлением администрации области от 01.02.2017 N 75 (далее - Правила), между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области (Управление) и ИП главой КФХ Тамояном Артуром Саидовичем (Получатель) заключено соглашение N 21 о предоставлении из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области субсидий на грантовую поддержку семейной животноводческой фермы от 05.12.2019.
Предметом указанного соглашения явилось предоставление из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в 2019 году гранта в форме субсидии в целях развития на сельской территории Тамбовской области крестьянского (фермерского) хозяйства и создания новых постоянных рабочих мест в сельской местности в рамках реализации Получателем проекта по развитию мясного скотоводства (пункт 1.1 соглашения).
Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с планом расходов (перечнем затрат) согласно приложению N 1 к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения (пункт 1.2 соглашения).
Согласно пункту 3.1 соглашения грант предоставляется в соответствии с Правилами: на цели, указанные в разделе I соглашения; при предоставлении Получателем Управлению уведомления об открытии лицевого счета в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области.
В соответствии с пунктом 3.3 условиями предоставления гранта являются: согласие Получателя на осуществление Управлением и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления гранта. Выражение согласия Получателя на осуществление указанных проверок осуществляется путем подписания соглашения, иные условия, предусмотренные Порядком.
Порядок взаимодействия сторон, их права и обязанности установлены в разделе IV соглашения.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения Управление среди прочего обязалось:
обеспечить предоставление гранта в соответствии с разделом III соглашения (подпункт 4.1.1 соглашения);
устанавливать значения показателей результативности предоставления гранта в приложении N 2 к соглашению, являющимся неотъемлемой частью соглашения (подпункт 4.1.2 соглашения);
осуществлять оценку достижения Получателем установленных значений результативности предоставления гранта на основании отчета о достижении установленных при предоставлении гранта значений результативности предоставления гранта, составленных по форме согласно приложению N 3 к соглашению (подпункт 4.1.3 соглашения);
осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Правилами и соглашением, путем проведения плановых и внеплановых проверок (подпункт 4.1.4 соглашения);
в случае установления Управлением или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте (ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления гранта, предусмотренных Правилами и (или) соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с Правилами и (или) соглашением, недостоверных сведений, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств гранта в бюджет Тамбовской области в размере и в сроки, определенные в указанном требовании (подпункт 4.1.5 соглашения);
в случае если Получателем не достигнуты установленные значения показателей результативности, требовать возврата гранта, размер возврата определяется в соответствии с приложением N 4 к соглашению, являющемуся неотъемлемой частью соглашения, с обязательным уведомлением Получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения (подпункт 4.1.6 соглашения).
В соответствии с подпунктами 4.2.1, 4.2.2 соглашения Управление вправе: запрашивать у Получателя документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением порядка, целей, условий предоставления гранта, установленных Правилами и соглашением, в соответствии с пунктом 4.1.4 соглашения; для проведения проверок формировать рабочую группу в соответствии с приказом Управления; осуществлять осмотр имущества Получателя, используемого в сельскохозяйственном производстве, в том числе осуществлять идентификацию животных, приобретенных с использованием средств гранта; по результатам проверки направлять Получателю предписания, обязательные для выполнения.
В свою очередь, согласно пунктам 4.3.1, 4.3.3, 4.3.4, 4.3.6, 4.3.10 соглашения Получатель должен обеспечить выполнение условий предоставления гранта и соглашения в полном объеме, в том числе: предоставлять Управлению документы в соответствии с пунктом 3.1.2 соглашения; обеспечивать достижение значений показателей результативности использования гранта в соответствии с приложением N 2 к соглашению на 100%; представлять Управлению отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которого является грант, и об использовании гранта по форме согласно приложению N 5 к соглашению, а также копии статистической отчетности; отчет о достижении значений показателей результативности использования гранта по форме согласно приложению N 3 к соглашению с приложением копий трудовых договоров; копии документов, подтверждающих целевое использование средств гранта в разрезе целевых статей расходов; в случае получения от Управления требования в соответствии с пунктом 4.1.5 соглашения устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления гранта в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в бюджет Тамбовской области грант в размере и в сроки, определенные в указанном требовании; выполнять иные обязательства в соответствии с законодательством РФ и Правилами, в том числе: обеспечивать выполнение мероприятий, предусмотренных планом расходов, в полном объеме; использовать грант исключительно в соответствии с планом расходов; в течение 30 календарных дней с момента завоза сельскохозяйственных животных (КРС) осуществить электронное мечение (чипирование) поголовья, приобретенного с использованием гранта, с целью его дальнейшего идентифицирования радиочастотным методом, и предоставить Управлению информацию о чипах животных; не совершать действий по отчуждению имущества, приобретенного за счет средств гранта.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с соглашением, Правилами и законодательством Российской Федерации (пункт 5.1 соглашения).
В пункте 6.2 соглашения установлено, что последнее вступает в силу с даты его подписания сторонами, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств и действует в течение пяти лет.
В соответствии с Планом расходов, являющимся приложением N 1 к соглашению, Получатель обязан обеспечить выполнение условий предоставления гранта и приобрести: нетелей мясного направления в количестве 300 шт. по цене 128 000,00 руб. общей стоимостью 38 400 000,00 руб., планируемый срок оплаты - июнь 2020 года, телок мясного направления в количестве 150 шт. по цене 77 334,00 руб. общей стоимостью 11 600 100,00 руб., планируемый срок оплаты - июнь 2020 года.
Как следует из материалов дела, 04.12.2019, то есть до заключения соглашения о предоставлении грантовой поддержки от 05.12.2019 N 21, сразу после прохождения конкурсного отбора, ответчик заключил с ИП Главой КФХ Фаразяном Карямом Суриковичем (продавец) договор купли-продажи сельскохозяйственных животных N 08219PJB000642190268/1 на приобретение нетелей мясного направления (300 голов), телок мясного направления (150 голов) на общую сумму 50 000 000,00 руб. Тогда же платежным поручением от 04.12.2019 N 4 ИП Глава КФХ Тамоян А.С. перечислил продавцу 5 000 000,00 руб. в счет софинансирования собственными средствами.
20.12.2019 платежным поручением N 14135 Управление сельского хозяйства Тамбовской области перечислило ИП Главе КФХ Тамояну А.С. средства гранта в размере 30 000 000,00 руб., а 27.12.2019 предприниматель, в свою очередь, перечислил их ИП Главе КФХ Фаразяну К.С. платежным поручением от 27.12.2019 N 5, указав в назначении платежа: оплата за сельскохозяйственных животных по договору N 08219PJB000642190268/1 от 14.12.2019, акт приема-передачи N 08219PJB000642190268/1 от 20.12.2019.
Таким образом, исходя из представленных документов, Управление пришло к выводу, что по состоянию на 27.12.2019 сделка по приобретению животных (300 голов нетелей и 150 голов телок мясного направления) была исполнена частично: животные переданы по акту приема-передачи от 20.12.2019, в счет их оплаты полностью перечислены средства гранта, но не обеспечено софинансирование собственными средствами в размере 15 000 100,00 руб.
В качестве подтверждения целевого расходования средств гранта 24.01.2020 (зарегистрированы 24.01.2020 NN 01-27/171) ИП Главой КФХ Тамояном А.С. в Управление были представлены следующие документы:
- отчет об использовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы ИП Глава КФХ Тамоян А.С. по состоянию за 2019 год;
- выписка из лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса N 41646Ь67020 от 27.12.2019;
- договор купли-продажи сельскохозяйственных животных (450 голов КРС мясного направления на общую сумму 50 000 000,00 руб.) N 08219PJB000642190268/1 от 04.12.2019, заключенный с ИП Главой КФХ Фаразяном К.С.;
- платежное поручение N 14135 от 20.12.2019 о перечислении Управлением средств гранта в сумме 30 000 000,00 руб. на счет ИП Главы КФХ Тамояна А.С., открытого в УФК по Тамбовской области;
- платежное поручение от 04.12.2019 N 4 о перечислении денежных средств в сумме 5 000 000,00 руб. по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных N 1 от 04.12.2019.
27.01.2020 предприниматель также представил в Управление дополнительное соглашение от 20.01.2020 к договору от 04.12.2019, согласно которому стороны определили, что передача от продавца к покупателю сельскохозяйственных животных осуществляется по истечении карантина не позднее 5 рабочих дней с момента получения всех ветеринарных документов, в месте нахождения продавца. Одновременно с передачей животных продавец передает покупателю документацию на них.
По результатам рассмотрения вышеуказанных документов в письме (уведомлении) от 28.01.2020 N 01-28/177 Управление сельского хозяйства Тамбовской области сообщило ответчику о нарушении условий соглашения, предписав предоставить в срок до 14.03.2020 копии документов, подтверждающих целевое использование средств гранта, а также расходование собственных средств в объеме, достаточном для обеспечения уровня софинансирования. Данное уведомление вручено лично предпринимателю 04.03.2020, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на копии письма.
Согласно документам Бондарской районной станции по борьбе с болезнями животных 30.03.2020 ИП Глава КФХ Фаразян К.С. поставил на карантин 300 голов нетелей мясного направления, 20.04.2020 животные были сняты с карантина (акты о постановке на карантин животных от 30.03.2020 о снятии с карантина животных от 20.04.2020). При указанных обстоятельствах Управление пришло к выводу, что с момента заключения договора от 04.12.2019 и до конца марта 2020 года стороны договора не предпринимали никаких действий по фактической передаче поголовья.
23.04.2020 между ИП Главой КФХ Тамояном А.С. и ИП Главой КФХ Фаразяном К.С. подписан акт N 1 приемки - передачи товара, согласно которому 300 голов нетелей мясного направления на общую сумму 38 400 000,00 руб. были переданы ответчику. Данный акт приема-передачи товара N 1 от 23.04.2020 с товарной накладной и необходимыми ветеринарными документами были предоставлены в Управление продавцом животных Фаразяном К.С., который пояснил, что ИП Глава КФХ Тамоян А.С. находится в Армении и не может выехать из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса.
В целях проведения проверки исполнения обязательств по соглашению от 05.12.2019 N 21 о предоставлении грантовой поддержки 29.04.2020 рабочей группой в составе комиссии, утвержденной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 24.04.2020 N 65, и представителя от района проведен осмотр хозяйства ИП Главы КФХ Тамояна А.С., расположенного по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, с. Керша, на предмет наличия приобретенного поголовья сельскохозяйственных животных, техники и затрат, касающихся расходования средств гранта, включенных в план расходов и выполнения графика реализации проекта развития семейной фермы по разведению КРС мясного направления.
По результатам осмотра установлено, что примерно в 1,3 км на юг от села Керша расположен загон для скота и бытовка на колесном шасси. Загон представляет собой огороженный участок местности, заросший травой, а также лиственными и хвойными деревьями. Ограждение высотой 1,2 - 1,5 м обустроено из трех рядов горизонтально ориентированных бревен, закрепленных на стволах растущих деревьев. Имеющиеся в загоне специфические следы позволяют предположить о пребывании здесь поголовья КРС примерно год назад. Кормушки и поилки отсутствуют. Вблизи загона осуществлялся выпас смешанного (разновозрастного) поголовья КРС общей численностью 237 голов. Со слов сопровождавшего данное стадо пастуха, оно принадлежит ИП Главе КФХ Фаразяну К.С. Со слов последнего, данное стадо находится на карантине и готовится к передаче ИП Главе КФХ Тамояну А.С. Электронное мечение данных животных не производилось. При осмотре хозяйства ИП Глава КФХ Тамоян А.С. отсутствовал, рабочие также отсутствовали. По результатам осмотра составлен акт осмотра от 29.04.2020.
С учетом указанных обстоятельств Управление сельского хозяйства Тамбовской области пришло к выводу, что нетели мясного направления в количестве 300 голов и телки мясного направления в количестве 150 голов ответчиком приобретены не были; несмотря на представленные ответчиком в подтверждение создания рабочих мест 20 трудовых договоров, в нарушение пункта 4.3.10.6 соглашения фактически работники в хозяйстве отсутствовали; в нарушение пункта 4.3.10.7 соглашения электронное мечение (чипирование) животных не производилось.
Таким образом, деятельность в соответствии с бизнес - планом, на реализацию которого был предоставлен грант, ответчиком не осуществляется.
С учетом указанных нарушений (отсутствие фермы, поголовья, рабочих, фактического ведения деятельности, необеспечение софинансирования собственными средствами) 01.06.2020 письмом N 01-51/19 Управление уведомило ответчика о расторжении соглашения в одностороннем порядке и потребовало возвратить грант в полном объеме. Данное уведомление вручено лично ответчику 13.07.2020, что подтверждается соответствующей отметкой о получении на копии данного письма.
Поскольку ответчик обязательство по возврату суммы гранта в размере 30000000,00 руб. не исполнил, Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Кроме того, истец в порядке ст. 395 ГК РФ начислил и просил взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 188114,76 руб. за период с 14.08.2020 по 06.10.2020.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что в связи с несоблюдением ответчиком условий соглашения, нецелевым использованием выделенных денежных средств и невозвратом суммы гранта в установленный срок, истцом обоснованно заявлено требование о взыскании денежных средств гранта и уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
Отношения по предоставлению и возврату субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг урегулированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 78 названного Кодекса субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 названной статьи нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии).
В целях выполнения мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации действующей в спорный период Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (далее - Правила).
Согласно названным Правилам обязательными условиями предоставления бюджету субъекта Российской Федерации субсидии из федерального бюджета является: наличие утвержденных государственных и (или) ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия и отобранных с учетом требований Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и расходных обязательств по финансовому обеспечению программ субъектов Российской Федерации; наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджета субъекта Российской Федерации средств на развитие семейных животноводческих ферм.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 21.11.2012 N 1443 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, согласно которой гранты и (или) помощь носят целевой характер.
Указанным нормативным правовым актом также предусмотрено, что контроль за движением и целевым расходованием средств участников подпрограммы на основании предоставляемых отчетов осуществляет управление сельского хозяйства области. В случае нецелевого использования гранта часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", постановления администрации области от 21.11.2012 N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" разработаны Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на грантовую поддержку начинающих фермеров, утвержденные Постановлением Администрации Тамбовской области от 01.02.2017 N 75 (далее - Правила N 75). Постановлением администрации Тамбовской области от 20.02.2019 N 170 в указанное Постановление от 01.02.2017 N 75 внесены изменения, в частности разработаны и утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на содействие достижению целевых показателей подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" на грантовую поддержку семейных животноводческих ферм (далее - Правила).
Данные Правила устанавливают цели, порядок, условия предоставления субсидии за счет средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области на грантовую поддержку семейных животноводческих ферм (пункт 1.1 Правил).
Целями оказания государственной поддержки является развитие семейных животноводческих ферм в Тамбовской области, увеличение объемов производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, увеличение рабочих мест в сельской местности (пункт 1.4 Правил).
В соответствии с пунктом 1.3 Правил и положением об Управлении сельского хозяйства Тамбовской области, утвержденным постановлением главы Администрации Тамбовской области от 03.06.2013 N 174, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет функции уполномоченного органа по использованию средств федерального бюджета, а также осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета области, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций
Являясь главным распорядителем бюджетных средств, Управление сельского хозяйства Тамбовской области осуществляет, в том числе функции по обеспечению целевого и эффективного использования направленных получателю бюджетных субсидий.
Согласно пункту 2.1.14 Правил глава КФХ обязуется использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Тамбовской области (далее - УФК по Тамбовской области), и использовать имущество, закупаемое за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность фермы.
В соответствии с пунктами 7.6, 7.7 Правил средства, поступившие из федерального бюджета и бюджета Тамбовской области в целях предоставления грантовой поддержки главам КФХ, носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные Правилами.
Ответственность за нецелевое использование выделенных средств несут получатели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Обязательная проверка соблюдения целей, условий и порядка предоставления гранта осуществляется Управлением и органами государственного финансового контроля (пункт 7.1 Правил).
При выявлении нарушения условий, целей и порядка предоставления гранта, установленных настоящими Правилами (за условия о создании рабочих мест), в том числе при неисполнении обязательств по Соглашению, грант подлежит возврату в бюджет Тамбовской области в полном объеме (пункт 7.2 Правил).
Управление направляет главе КФХ требование о возврате гранта или уплате штрафа в бюджет Тамбовской области, которое подлежит исполнению в течение 30 календарных дней со дня получения требования. При невозврате гранта или неуплате штрафа в указанный срок Управление принимает меры по взысканию денежных средств в бюджет Тамбовской области в судебном порядке (пункт 7.4 Правил).
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, целью предоставления Управлением денежных средств предпринимателю в виде гранта являлось финансирование развития семейной животноводческой фермы.
05.12.2019 между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области и ИП Главой КФХ Тамояном А.С. было заключено соглашение N 21, согласно которому грант используется исключительно в соответствии с планом расходов (Приложение N 1 к соглашению), являющимся неотъемлемой частью соглашения.
Согласно плану расходов ИП Глава КФХ Тамоян А.С. должен был в июне 2020 года приобрести нетелей мясного направления в количестве 300 голов и телок мясного направления в количестве 150 голов.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В информационном письме от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В силу статьи 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Вышеназванная норма, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из системного толкования указанных норм следует, что для применения меры принуждения - изъятия бюджетных средств, истцу следует доказать использование указанных средств на цели, не предусмотренные условиями их получения.
Вместе с тем, оценив, имеющиеся в деле доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что денежные средства, предоставленные из бюджета Тамбовской области в форме гранта, не были потрачены ИП Главой КФХ Тамояном А.С. на цели развития семейной животноводческой фермы.
В целях контроля целевого использования бюджетных средств стороны предусмотрели в п. 4.3.4 Соглашения порядок и форму отчетности, подтверждающие целевое использование бюджетных средств (представлять Управлению отчет о расходах Получателя, источником финансового обеспечения которого является грант, и об использовании гранта по форме согласно приложению N 5 к соглашению, а также копии статистической отчетности; отчет о достижении значений показателей результативности использования гранта по форме согласно приложению N 3 к соглашению с приложением копий трудовых договоров; копии документов, подтверждающих целевое использование средств гранта в разрезе целевых статей расходов).
Как следует из материалов дела, в качестве доказательства исполнения ИП Главой КФХ Тамояном А.С. соглашения в Управление представлены следующие документы:
- отчет об использовании гранта на развитие семейной животноводческой фермы ИП Глава КФХ Тамоян А.С. по состоянию за 2019 год;
- выписка из лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса N 41646Ь67020 от 27.12.2019;
- договор купли-продажи сельскохозяйственных животных (450 голов КРС мясного направления на общую сумму 50 000 000,00 руб.) N 08219PJB000642190268/1 от 04.12.2019, заключенный с ИП Главой КФХ Фаразяном К.С.;
- платежное поручение N 14135 от 20.12.2019 о перечислении Управлением средств гранта в сумме 30 000 000,00 руб. на счет ИП Главы КФХ Тамояна А.С., открытого в УФК по Тамбовской области;
- платежное поручение от 27.12.2019 N 5 о перечислении ИП Главой КФХ Тамояном А.С. суммы в размере 30 000 000,00 руб. на счет ИП Главы КФХ Фаразяна К.С. по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных от 14.12.2019;
- платежное поручение от 04.12.2019 N 4 о перечислении денежных средств в сумме 5 000 000,00 руб. по договору купли-продажи сельскохозяйственных животных N 1 от 04.12.2019;
- акт приема-передачи товара N 1 от 23.04.2020 с товарной накладной и необходимыми ветеринарными документами;
- дополнительное соглашение от 20.01.2020 к договору от 04.12.2019.
Согласно материалам дела и пояснениям истца 04.12.2019, то есть до заключения соглашения о предоставлении грантовой поддержки от 05.12.2019 N 21, сразу после прохождения конкурсного отбора, ответчик заключил с ИП Главой КФХ Фаразяном Карямом Суриковичем (продавец) договор купли-продажи сельскохозяйственных животных N 08219PJB000642190268/1 на приобретение нетелей мясного направления (300 голов), телок мясного направления (150 голов) на общую сумму 50 000 000,00 руб. Тогда же платежным поручением от 04.12.2019 N 4 ИП Глава КФХ Тамоян А.С. перечислил продавцу 5 000 000,00 руб. в счет софинансирования собственными средствами.
20.12.2019 платежным поручением N 14135 Управление сельского хозяйства Тамбовской области перечислило ИП Главе КФХ Тамояну А.С. средства гранта в размере 30 000 000,00 руб., а 27.12.2019 предприниматель, в свою очередь, перечислил их ИП Главе КФХ Фаразяну К.С. платежным поручением от 27.12.2019 N 5, указав в назначении платежа: оплата за сельскохозяйственных животных по договору N 08219PJB000642190268/1 от 14.12.2019, акт приема-передачи N 08219PJB000642190268/1 от 20.12.2019.
Таким образом, из представленных документов следует, что по состоянию на 27.12.2019 сделка по приобретению животных (300 голов нетелей и 150 голов телок мясного направления) была исполнена частично: животные переданы по акту приема-передачи от 20.12.2019, в счет их оплаты полностью перечислены средства гранта, но не обеспечено софинансирование собственными средствами в размере 15 000 100,00 руб.
Между тем в представленном дополнительном соглашении от 20.01.2020 к договору от 04.12.2019 стороны определили, что передача от продавца к покупателю сельскохозяйственных животных осуществляется по истечении карантина не позднее 5 рабочих дней с момента получения всех ветеринарных документов, в месте нахождения продавца. Одновременно с передачей животных продавец передает покупателю документацию на них.
Согласно документам Бондарской районной станции по борьбе с болезнями животных 30.03.2020 ИП Глава КФХ Фаразян К.С. поставил на карантин 300 голов нетелей мясного направления, 20.04.2020 животные были сняты с карантина (акты о постановке на карантин животных от 30.03.2020 о снятии с карантина животных от 20.04.2020).
Таким образом, с момента заключения договора от 04.12.2019 и до конца марта 2020 года стороны договора не предприняли никаких действий по фактической передаче поголовья.
23.04.2020 между ИП Главой КФХ Тамояном А.С. и ИП Главой КФХ Фаразяном К.С. подписан акт N 1 приемки - передачи товара, согласно которому 300 голов нетелей мясного направления на общую сумму 38 400 000,00 руб. были переданы ответчику. Также оформлены универсальный передаточный акт от 23.04.2020 N 1, соответствующие ветеринарные документы.
По результатам проверки и осмотра хозяйства ИП Главы КФХ Тамояна А.С., расположенного по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, с. Керша, проведенных соответствующей рабочей группой 29.04.2020, установлено, что примерно в 1,3 км на юг от села Керша расположен загон для скота и бытовка на колесном шасси. Загон представляет собой огороженный участок местности, заросший травой, а также лиственными и хвойными деревьями. Ограждение высотой 1,2 - 1,5 м обустроено из трех рядов горизонтально ориентированных бревен, закрепленных на стволах растущих деревьев. Имеющиеся в загоне специфические следы позволяют предположить о пребывании здесь поголовья КРС примерно год назад. Кормушки и поилки отсутствуют. Вблизи загона осуществлялся выпас смешанного (разновозрастного) поголовья КРС общей численностью 237 голов. Со слов сопровождавшего данное стадо пастуха, оно принадлежит ИП Главе КФХ Фаразяну К.С. Со слов последнего, данное стадо находится на карантине и готовится к передаче ИП Главе КФХ Тамояну А.С. Электронное мечение данных животных не производилось. При осмотре хозяйства ИП Глава КФХ Тамоян А.С. отсутствовал, рабочие также отсутствовали (акт осмотра от 29.04.2020).
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции рабочей группой в составе комиссии, утвержденной приказом Управления сельского хозяйства Тамбовской области от 02.12.2020 N 169, и представителей администрации Бондарского района, ТОГБУ "Тамбовоблэпизотрад", ТОГБУ "Бандарская районная станция по борьбе с болезнями животных" повторно проведен осмотр хозяйства ИП Главы КФХ Тамояна А.С., расположенного по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, с. Керша, на предмет наличия приобретенного поголовья сельскохозяйственных животных, техники и затрат, касающихся расходования средств гранта, включенных в план расходов и выполнения графика реализации проекта развития семейной фермы по разведению КРС мясного направления. В ходе данного осмотра установлено, что примерно в 1,3 км на юг от села Керша расположен загон для скота. Загон представляет собой огороженный участок местности, заросший травой, а также лиственными и хвойными деревьями. Ограждение высотой 1,2 - 1,5 м обустроено из трех рядов горизонтально ориентированных бревен, закрепленных на стволах растущих деревьев. Ограждение забора частично демонтировано. Поголовье КРС отсутствует. Специфические следы недавнего пребывания КРС отсутствуют. Поилки и кормушки также отсутствуют. Таким образом, деятельность хозяйства не осуществляется. Рабочие отсутствуют. ИП Глава КФХ Тамоян А.С. при проведении проверки не присутствовал, о проверке был уведомлен Управлением по электронной почте, поскольку иным способом извещение было невозможно. Сведений о проведении идентификации (чипирования) отсутствуют (акт осмотра от 03.12.2020).
Таким образом, в ходе проверки было установлено, что деятельность, указанная в плане расходов, ИП Главой КФХ Тамояном А.С. фактически не осуществляется: нетели мясного направления в количестве 300 голов и телки мясного направления в количестве 150 голов ответчиком приобретены не были, в нарушение пунктов 4.3.10.7 и 4.3.10.6 соглашения электронное мечение (чипирование) животных не производилось, фактически работники в хозяйстве отсутствовали.
Довод ответчика о том, что 29.04.2020 и 03.12.2020 управление не нашло его хозяйства и осмотрело неизвестный земельный участок, отклоняется как несостоятельный.
В селе Керша хозяйство ответчика отсутствует. Как пояснило Управление в с. Керша расположено хозяйство родственника ответчика, также получателя гранта на развитие семейной фермы, - Фаразяна Кярама Суриковича. Фаразян К.С. является также продавцом животных (300 нетелей и 150 телок) ответчику.
Кроме того, 24.07.2020 комиссия из членов Управления и представителя администрации района в присутствии ответчика произвела осмотр его хозяйства. Тамоян А.С. предъявлял свое хозяйство в том же месте (в 1,3 км на юг от с.Керша), где управление осуществляло проверку 29.04.2020.
В суд апелляционной инстанции Управлением представлено постановление МОМВД России "Рассказовский" от 26.03.2021 г., которое кроме фактов, изложенных в рамках настоящего дела, содержит следующую информацию о том, что согласно объяснениям Тамояна А.С., ему для участия в конкурсе на получение гранта необходима была прописка в сельской местности, и он фиктивно зарегистрировался по адресу: Тамбовская область, Бондарский район, с.Керша, ул.Школьная, д.11, кв.2, где никогда не жил и не собирался (по данному факту зарегистрирован материал проверки КУСП с.Бондари N 298 от 18.02.2021 г.), что подтверждается также справкой Кершинского сельсовета Бондарского района, а также не занимался разведением скота.
Исходя из бизнес-плана, в апреле 2020 года в хозяйстве ИП Тамояна А.С. должна быть следующая структура поголовья: нетелей мясного направления - 300 голов, телочек мясного направления - 150 голов Ответчиком не подтверждено наличие в хозяйстве поголовья КРС в соответствии с указанной структурой. При этом факт не осуществления электронного мечения скота (чипирования) в целях идентификации животных радиочастотным методом, что обеспечивает контроль за движением скота, и включения информации о животных в базу данных агропромышленного комплекса Тамбовской области ИП Тамоян А.С. не отрицается. Условие обеспечения софинансирования собственными средствами в размере 15 млн. руб. также не выполнено.
Следовательно, ответчиком нарушены обязательства по соглашению, что является основанием для расторжения Управлением соглашения в одностороннем порядке и возврата гранта в бюджетную систему Российской Федерации
Ссылка представителя ответчика на акт от 24.07.2020 года, как на доказательство надлежащего исполнения условий соглашения, отклоняется коллегией.
Согласно данного акта в присутствии ТамоянА.С. комиссией было установлено, что имелся все тот же загон, в котором отсутствовали следы содержания животных. Не присутствовали 20 человека рабочих, с которыми Ответчик заключил трудовые договоры, а также не было обнаружено нужного поголовья скота. По результатам осмотра установлено наличие возле загона разновозрастного и разнополого стада крупного рогатого в количестве 461 головы, которые не были чипированы, и по своим половозрастным признакам не соответствовали тем животным, которые якобы куплены по договору с Фаразяном К.С.
Одновременно с хозяйством Ответчика 24.07.2020 г. было осмотрено и хозяйство К.С.Фаразяна - там отсутствовало взрослое стадо (за исключением 2 коров и 1 быка), был только молодняк.
Таким образом, при осмотре хозяйств обоих указанных лиц:
29.04.2020 - полностью отсутствовало поголовье у Тамояна А.С, имелось разновозрастное стадо у Фаразяна К.С;
24.07.2020 - разновозрастное стадо предъявлено к осмотру в хозяйстве Тамояна А.С. и отсутствует в хозяйстве Фаразяна К.С.;
03.12.2020 - полностью отсутствовует поголовье у Тамояна А.С, имеется разновозрастное стадо у Фаразяна К.С
Данное поголовье коров в количестве 461 голов невозможно идентифицировать, поскольку не были соблюдены требования о чипировании животных. Само по себе несогласие ответчика с половозрастной группой не свидетельствует о надлежащем исполнении ответчиком соглашения о предоставлении субсидии, поскольку идентифицировать животных не представляется возможным.
Документы, подтверждающие софинансирование собственными средствами в размере 15 млн.рублей также не были представлены ответчиком ни в суд первой инстанции, ни Управлению.
Ссылка в апелляционной жалобе на пандемию коронавируса как обстоятельства непреодолимой силы, которое освобождает от договорной ответственности, апелляционным судом не принимается, поскольку договор купли-продажи животных заключен Ответчиком 04.12.2019, животные согласно акту приема-передачи переданы 20.12.2019, средства гранта по данному договору уплачены 27.12.2019, то есть все указанные действия согласно представленным ответчиком документам совершены до наступления пандемии.
Как следует из п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В п. 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, указано, что из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.). Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства. Пунктом 5.2 соглашения установлено, что ни одна из сторон не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему соглашению в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы. При наступлении обстоятельств непреодолимой силы сторона обязана в течение 10 календарных дней момента возникновения таких обстоятельств уведомить об этом другую сторону в письменной форме. В уведомлении должны содержаться данные о характере обстоятельств, а также, по возможности, предполагаемый срок их продолжительности и оценка их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по настоящему соглашению. При прекращении указанных обстоятельств сторона обязана незамедлительно уведомить об этом другую сторону в письменной форме с указанием срока выполнения ею своих обязательств по соглашению. Неуведомление или несвоевременное уведомление лишает сторону права ссылаться на указанные обстоятельства как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему соглашению.
Доказательств направления ответчиком уведомлений о возникновении форс-мажорных обстоятельств в адрес истца в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что материалами дела подтверждается, что при соблюдении условий выдачи гранта, предприниматель не достиг целей использования предоставленного из средств бюджета Тамбовской области гранта.
В связи с чем, судом первой инстанции с ИП Главы КФХ Тамояну А.С. в пользу Управления сельского хозяйства Тамбовской области обоснованно взысканы денежные средства в виде гранта в размере 30 000 000 руб., из которых средства федерального бюджета - 27 300 000,00 руб., средства бюджета области - 2 700 000,00 руб.
Истец также просил взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 14.08.2020 по 06.10.2020 в размере 188 114,76 руб., из которых: в доход федерального бюджета 171 184,43 руб., в доход бюджета Тамбовской области - 16 930,33 руб.
Исходя из указанных размеров процентов, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета и бюджета Тамбовской области, итоговую сумму процентов, указанную просительной части иска в размере 188 114,75 руб. (в части копеек) суд области обоснованно счел арифметической ошибкой.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором
Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", проценты, предусмотренные пунктом 1 статьи 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Таким образом, уплата процентов за пользование чужими денежными средствами является мерой гражданско-правовой ответственности, выраженной в наличии у должника неблагоприятных последствий в случае нарушения им принятого на себя денежного обязательства, применяется с учетом положений ст. 401 Гражданского кодекса РФ.
В силу ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Всего процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующих в соответствующие периоды, начислено 188 114,76 руб., из них: 171 184,43 руб. - в доход федерального бюджета, 16 930,33 руб. - в доход бюджета Тамбовской области.
Представленный истцом в материалы дела расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен и признан арифметически верным.
В связи с несоблюдением ответчиком условий соглашения и невозвратом суммы гранта в установленный срок, исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 188 114,76 руб., из них: 171 184,43 руб. - в доход федерального бюджета, 16 930,33 руб. - в доход бюджета Тамбовской области, обоснованно взысканы судом области в полном объеме.
Довод предпринимателя о ненадлежащем извещении его о судебном разбирательстве, судом апелляционной инстанции отклоняется, исходя из следующего.
Статьей 121 АПК РФ установлен порядок извещения лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.
В соответствии с ч. 4 ст. 121 АПК РФ судебные извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из Единого государственного индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица, следует учитывать, что в силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Почтовая корреспонденция арбитражным судом направлялась по адресу главы КФХ Тамояна А.С., указанному в Едином государственном реестре физических лиц по состоянию на 13.03.2020, а именно: Тамбовская область, Бондарский район, село Керша, ул. Школьная, д. 11, кв. 2. Аналогичный адрес указан и в соглашении N 21 от 05.12.201. Иного адреса материалы дела не содержат.
Как следует из материалов дела, конверты с копиями судебных актов, направленных арбитражным судом, возвращены отправителю с отметкой почтового отделения связи "истек срок хранения" и "отсутствие адресата по указанному адресу".
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В силу пункта 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.
Кроме того, согласно материалам дела, информация о движении дела была размещена в Картотеке арбитражных дел.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Действуя разумно и добросовестно, ответчик должен был организовать прием почтовой корреспонденции по адресу места нахождения, указанному в ЕГРИП, или принять меры к информированию почтового отделения связи по месту нахождения о необходимости пересылки почтовой корреспонденции по фактическому адресу своего место нахождения (п. 45 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 234).
Неисполнение предусмотренной законом обязанности и ненадлежащая организация деятельности ответчика в части получения по его адресу корреспонденции является риском самого предпринимателя и все неблагоприятные последствия такой организации своей деятельности в результате неполучения корреспонденции в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ последний несет сам.
Таким образом, в материалах дела имеются доказательства надлежащего извещения предпринимателя о времени и месте судебного разбирательства судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, сделаны правомерные выводы, в соответствии с действующим гражданским законодательством, в связи с чем оснований для отмены решения, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется. Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в полном соответствии с заявленными требованиями.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.12.2020 по делу N А64-7296/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы КФХ Тамояна Артура Саидовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7296/2020
Истец: Управление сельского хозяйства Тамбовской области
Ответчик: ИП Глава КФХ Тамоян Артур Саидович
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд