Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 июля 2021 г. N Ф05-16054/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-195992/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.
судей Бондарева А.В., Савенкова О.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Оскар Лан" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2021 г. по делу N А40-195992/20, принятое судьей Голоушкиной Т.Г. по иску общества с ограниченной ответственностью "Оскар Лан" (ОГРН 1037717019944, ИНН 7717076616) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) о признании права на применение имущественной поддержки в виде освобождения от уплаты арендных платежей по договору аренды N 00-00042/19 от 23.01.2019 г. за период с 1 марта 2020 г. до прекращения режима повышенной готовности, но не ранее 1 июля 2020 г.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Евдохин Д.Д. по доверенности от 14.09.2020 г.; диплом номер 107724 2784832 от 06.04.2018,
от ответчика: Кастальская Г.С. по доверенности от 09.12.2020 г.; диплом номер ВСГ 0218569 от 05.07.2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оскар Лан" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании за истцом права на применение имущественной поддержки в виде освобождения от уплаты арендных платежей по Договору аренды N 00-00042/19 от 23.01.2019 г. за период с 1 марта 2020 г. до прекращения режима повышенной готовности, но не ранее 1 июля 2020 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля 2021 года по делу N А40-195992/20 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, заявленные в его апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на несостоятельность доводов, содержащихся в ней.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.01.2019 между Обществом (арендатором) и Департаментом (арендодателем) заключен Договор аренды N 00-00042/19 (далее - Договор), согласно которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, Преображенская пл., д. 7.
Согласно п. 1.3. Договора цель использования нежилого помещения: общественное питание, торговля, офис.
Истец в обоснование заявленных требований указывает, что в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с п. 3.2.1. Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания была временно приостановлена. Во исполнение Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", была приостановлена деятельность ООО "ОСКАР ЛАН" на объекте аренды.
Согласно п. 3.2. Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности", по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, общественного питания, торговли и предоставления бытовых услуг населению, туризма, предоставления гостиничных услуг, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 марта 2020 г. до прекращения режима повышенной готовности, но не ранее 1 июля 2020 г.
В соответствии с п.3.3. Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности", от уплаты арендных платежей в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 настоящего постановления освобождаются организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанному в пунктах 3.1, 3.2 настоящего постановления, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.
Ранее действовала редакция п. 3 Постановления Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности", согласно которой было установлено, что по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, туризма, предоставления гостиничных услуг, услуг в сфере общественного питания, торговли и предоставления бытовых услуг населению, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - указ Мэра Москвы) до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 1 июля 2020 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2020 г. N 212-ПП "О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности", 01.04.2020 Общество обратилось в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой освободить от оплаты арендных платежей по Договору аренды от 23.01.2019 г. N 00-00042/19, так как объект недвижимости предоставлен в целях, которые соответствуют виду деятельности, указанному в 3.2 настоящего постановления, а именно: общественное питание.
В ответ на обращение истца, Департаментом городского имущества города Москвы были запрошены письмом от 16.04.2020 г. N ДГИ-Э37832/20-1 дополнительные документы: материалы фотофиксации, подтверждающие осуществление арендатором одного из вида деятельности, предусмотренного абзацем первым пунктом 3 Постановления; приказ о приостановлении соответствующего вида деятельности.
Письмом от 02.06.2020 г. N 15 ООО "ОСКАР ЛАН" были представлены в Департамент городского имущества города Москвы запрашиваемые документы.
Письмом от 22.06.2020 г. N ДГИ-Э-62831/20-1 Департаментом были запрошены дополнительные материалы фотофиксации, которые были представлены ООО "ОСКАР ЛАН" письмом от 30.06.2020 г. N 18
Письмом от 20.08.2020 г. N ДГИ-Э-74308/20-2 Департамент сообщил, что оказать имущественную поддержку в виде освобождения от уплаты арендных платежей по Договору не представляется возможным, поскольку нежилое помещение по Договору не оборудовано и не приспособлено к осуществлению одного из видов деятельности в соответствии с пунктами 3.1. и 3.2. Постановления.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Арбитражный суд г. Москвы отказывая в удовлетворении исковых требований указал, что согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 11.06.2020 основной вид деятельности Общества по ОКВЭД 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Истец в своем заявлении, путем предоставления пакета документов, не подтвердил использование объекта аренды исключительно под общественное питание.
Как следует из представленной в материалы дела экспликации к поэтажному плану арендуемого помещения, в помещении расположены комнаты - архив, электрощитовая, кабинеты, коридоры, кухня (всего 4,4 кв.м.), уборная.
В связи с изложенным, истцу было правомерно отказано Департаментом в поддержке, поскольку цель предоставления объекта недвижимости по Договору не соответствует предусмотренным в пункте 3 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП.
Учитывая, что целевое использование объекта недвижимости по Договору не соответствует предусмотренным в пункте 3 постановления Правительства Москвы от 24.03.2020 N 212-ПП видам деятельности, предоставить освобождение от уплаты арендной платы по Договору не представляется возможным. Доказательств осуществления истцом в арендуемом помещении организации общественного питания не представлено.0
По мнению судебной коллегии данные выводы суда первой инстанции являются верными и обоснованными в силу следующих причин.
Постановлением N 212-ПП предусмотрены следующие меры имущественной поддержки:
- в соответствии с пунктом 3.1 по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, выставочной, развлекательной, просветительской, образовательной деятельности, организации досуга и социально-воспитательной работы с населением, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по договорам аренды объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, за период с 1 числа месяца приостановления их деятельности в соответствии с указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" до последнего календарного дня месяца, в котором завершилось приостановление деятельности, но не ранее 01.04.2020;
- в соответствии с пунктом 3.2 по обращениям организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, общественного питания, торговли и предоставления бытовых услуг населению, туризма, предоставления гостиничных услуг, такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, по Москвы, за период с 1 марта 2020 года до прекращения режима повышенной готовности, но не ранее 1 июля 2020 года.
- в соответствии с пунктом 3.3 Постановления N 212-ПП от уплаты арендных платежей в соответствии с п. 3.1, п. 3.2 данного постановления освобождаются организации и индивидуальные предприниматели в отношении объектов недвижимости, цели предоставления по договору аренды которых соответствуют виду деятельности, указанных в п. 3.1, п. 3.2 данного постановления, при наличии документов, подтверждающих соблюдение указанной в договоре аренды цели предоставления объекта недвижимости.
Цель использования объекта, указанная в п. 1.3 Договора: общественное питание, торговля, офис.
В соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
В случае недостижения соглашения между арендатором и арендодателем об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора в течение 14 рабочих дней с момента обращения арендатора к арендодателю с требованием об уменьшении арендной платы по договору аренды арендатор вправе не позднее 1 октября 2020 года отказаться от указанного договора аренды, заключенного на определенный срок, в порядке, предусмотренном статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного суда Российской Федерации данных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
По основному ОКВЭД по состоянию на 01.03.2020 определяется отнесение организации к "пострадавшей отрасли", на основании п. 2. Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики": "Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.". Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - постановление N 434).
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 20.07.2020 г. N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" факт осуществления деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду деятельности (классифицируемому на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), информация о котором содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
По состоянию на дату введения моратория истец имел основной ОКВЭД 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, который не входит в Перечень Постановления Правительства N 434.
Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения, установленных на территории города Москвы Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году.
Требования к условиям и срокам такой отсрочки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" (далее - Требования).
Требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Отсрочка предоставляется в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, за исключением жилых помещений, на срок до 01.10.2020 начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации на условиях, установленных пунктом 3 требований.
Учитывая, что согласно данным ЕГРЮЛ вид экономической деятельности Общества не включен в перечень отраслей российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Департамент правомерно отказал истцу в имущественной поддержке в виде освобождения от уплаты арендной платы по указанному Договору.
При этом, из представленных в материалы дела фотографий, сделанных без привязки к местности, невозможно установить факт осуществления истцом деятельности относящейся к категории общественное питания.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ООО "Оскар Лан" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2021 г. по делу N А40-195992/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Панкратова Н.И. |
Судьи |
Бондарев А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195992/2020
Истец: ООО "ОСКАР ЛАН"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ