город Омск |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А70-17860/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2843/2021) Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2021 по делу N А70-17860/2020 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213, место нахождения: 625002, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 24) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ОГРН 104720990891, ИНН 7202131175, место нахождения: 625031, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Рационализаторов, 20) об оспаривании уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 16.09.2020 N КУВД-001/2020-6037063/2, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования городской округ Тюмень помещения с кадастровым номером 72:23:0427001:8337, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Ставропольская, д. 1, кв. 404,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации города Тюмени, Нурмухамедовой Разии Рачаповны, Нурмухамедова Азата Фаритовича,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным уведомления об отказе в государственной регистрации прав от 16.09.2020 N КУВД001/2020-6037063/2.
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Администрация города Тюмени (далее - Администрация), Нурмухамедова Разия Рачаповна и Нурмухамедов Азат Фаритович.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2021 по делу N А70-17860/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что реквизит выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) "особые отметки", в котором была указана площадь 18,6 кв.м, согласно пункту 57 Приказа Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 "Об утверждении форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде" (далее - Приказ N 975) не предусматривает указание основных сведений об объекте недвижимости, в том числе, его площади.
В письменном отзыве Управление просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 04.06.2020 в Управление поступило заявление Департамента о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилое помещение с кадастровым номером 72:23:0427001:8337, расположенный по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ставропольская, д. 1, кв. 404.
Управлением установлено, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0427001:8337 содержит следующие характеристики: квартира, назначение помещения - жилое, площадь 18,7 кв.м, адрес: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ставропольская, д. 1, к. 404.
Согласно соглашению об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд N 2107 от 29.05.2020, представленному Департаментом в качестве правоустанавливающего документа, Муниципальный округ город Тюмени в лице Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени изъял у "Правообладателей" жилое помещение с кадастровым номером 72:23:0427001:8337, квартира площадью 18,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Ставропольская, д. 1, кв. 404 для муниципальных нужд.
09.06.2020 в Управление поступило заявление от Департамента о предоставлении дополнительных документов с приложением соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд N 2107 от 29.05.2020, акта приема-передачи от 04.06.2020, платежного поручения от 01.06.2020 N 031886, расширенной выписки по счету.
16.06.2020 Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации прав по инициативе государственного регистратора сроком до 16.09.2020, поскольку в представленном соглашении объект недвижимости в части обозначения площади указан не в соответствии с данными ЕГРН.
16.09.2020 Управлением в связи с неустранением причин приостановления государственной регистрации прав принято оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обратился в суд с заявлением по настоящему делу.
29.01.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу пункта 7 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных Федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение, которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
На основании правил пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 9 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машиноместо, относится к основным сведениям об объекте недвижимости.
В силу пункта 49 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 утвержден Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки (далее - Порядок N 943).
Согласно пункту 7 Порядка N 943 в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих: сведения о характеристиках объекта недвижимости, в том числе позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также об ограничении права на данный объект, обременении данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона (запись кадастра недвижимости); сведения о праве собственности и иных вещных правах на этот объект недвижимого имущества, в том числе сведения о его правообладателе, о подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации ограничениях прав, обременениях недвижимого имущества и сделках с этим объектом недвижимого имущества (записи реестра прав на недвижимость).
В открытом на объект недвижимости разделе ЕГРН записи, содержащие сведения о вещных правах, ограничениях права, обременениях недвижимого имущества, сделках (записи реестра прав на недвижимость), могут отсутствовать только в случаях, установленных федеральным законом.
Как указано в подпункте 8 пункта 35 Порядка N 943, в записи кадастра недвижимости о помещении указываются, в том числе, площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра.
Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 утверждены формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде (далее - Приказ N 975).
Согласно пункту 19 Приказа N 975 в реквизите "Площадь, м2" указывается площадь объекта недвижимости в квадратных метрах (для земельных участков также указывается погрешность ее вычисления с округлением до 1 м2), сведения о которой содержится в ЕГРН.
Как следует из материалов дела, по условиям соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд N 2107 от 29.05.2020 изымается жилое помещение с кадастровым номером 72:23:0427001:8337, квартира площадью 18,6 кв.м.
По сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером 72:23:0427001:8337 имеет следующие характеристики: наименование помещения - жилое помещение; назначение помещения - жилое; площадь - 18,7 кв.м (л.д. 21).
Управлением в материалы дела представлены копия договора передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от 06.05.2011 N 1-30243, согласно которому площадь спорного жилого помещения составляет 18,7 кв.м. (л.д. 66), а также выписка из технического паспорта от 10.03.2011 N 5657 (л.д. 68) и справка о технико-экономических показателях от 02.03.2011 N 4895 Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (л.д. 69), кадастровый паспорт помещения от 24.05.2011 (л.д. 70),где площадь спорного жилого помещения также указана как 18,7 кв.м.
В данном случае соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд N 2107 от 29.05.2020, согласно которому изъято спорное жилое помещение, было подготовлено на основании выписки из ЕГРН от 17.03.2020 N КУВИ001/2020-5731709, содержащей сведения об основных характеристиках изымаемого помещения с кадастровым номером (далее - выписка от 17.03.2020, л.д. 21).
При указании в соглашении об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд 2107 от 29.05.2020 Департамент руководствовался реквизитом
Площадь, м
выписки, который в силу статьи 8 Закона 218-ФЗ и подпункта 8 пункта 35 Приказа
943 относится к основным сведениям об объекте.
Выписка из ЕГРН от 17.03.2020 выдана на основании запроса Департамента в рамках межведомственного взаимодействия.
В реквизите выписки Площадь, м
указана площадь объекта недвижимости в квадратных метрах - 18,6 кв.м; в реквизите
назначение
указано жилое помещение, в реквизите
наименование
- квартира.
Между тем реквизит "особые отметки" указанной выписки также содержал сведения о площади объекта: право зарегистрировано на объект недвижимости с площадью 18,7 кв.м; наименованием: жилое помещение.
Таким образом, выписка из ЕГРН от 17.03.2020 именно в реквизите "особые отметки" содержит сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 72:23:0427001:8337 в соответствии с правоустанавливающими документами.
Довод подателя жалобы о том, что реквизит выписки из ЕГРН "особые отметки", в котором указана площадь 18,6 кв.м, не предусматривает указание основных сведений об объекте недвижимости, в том числе его площади, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку сведения об объекте недвижимости при подготовке соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд от от 29.05.2020 N 2107 в полном объеме Департаментом учтены не были, природа имеющихся в выписке разночтений не выяснена, несоответствия не устранены, в том числе путем непосредственного ознакомления при заключении соглашения с первичными правоустанавливающими на помещение документами.
На основании изложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заинтересованное лицо в оспариваемом уведомлении обоснованно указало, что в представленном соглашении об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд от N 2107 от 29.05.2020 объект недвижимого имущества указан не в соответствии с данными ЕГРН.
В течение срока приостановления государственной регистрации прав причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, Департаментом не устранены.
Как указывает заинтересованное лицо, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляются мероприятия по переносу сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) и государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) в ЕГРН.
В рамках гармонизации и верификации сведений ЕГРН сведения о спорном объекте недвижимости были скорректированы и соответствуют сведениям, содержащимся в выписке из технического паспорта от 10.03.2011 N 5657, кадастровом паспорте помещения от 24.05.2011, договоре передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от 06.05.2011 N 1-30243.
В связи с тем, что договор передачи (приватизации) жилого помещения в собственность от 06.05.2011 N 1-30243 заключен между Департаментом имущественных отношений Администрации г. Тюмени и Нурмухаметовой P.P., отсутствуют основания полагать, что заявителю не были известны характеристики спорного объекта недвижимости.
Таким образом, из материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого уведомления положениям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено, в связи с чем судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.01.2021 по делу N А70-17860/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-17860/2020
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Третье лицо: Администрация города Тюмени, Нурмухамедов А.Ф, Нурмухамедова Р.Р