г. Вологда |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А05-11002/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Болдыревой Е.Н. и Селивановой Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" Бугаева Д.В. по доверенности от 01.01.2021 N 08/21,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Мезенский район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2020 года по делу N А05-11002/2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17; далее - АО "АОЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Мезенский район" (ОГРН 1022901397507, ИНН 2917001231; адрес: 164750, Архангельская область, город Мезень, Советский проспект, дом 51; далее - администрация) о признании недействительным постановления от 26.08.2019 N 466 "О наделении статусом гарантирующей организации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Мезенская теплоснабжающая компания" (ОГРН 1182901018255, ИНН 2901294127; адрес: 164750, Архангельская область, Мезенский район, город Мезень, Советский проспект, дом 48, помещение 29; далее - ООО "МТК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2020 года заявленные требования удовлетворены: оспариваемое постановление признано недействительным.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, на неполное исследование судом обстоятельств настоящего дела. Указывает на то, что АО "АОЭК" было лишено статуса единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) в связи с прекращением права владения объектами теплоснабжения, а также в связи с несоответствием критериям, связанным с размером капитала организации, способностью обеспечить надежность теплоснабжения. Указывает, что администрацией соблюден порядок расторжения с обществом договоров аренды оборудования и аренды недвижимого имущества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ООО "МТК" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществом и муниципальным образованием "Мезенский муниципальный район" (далее - МО "Мезенский муниципальный район") заключены договоры аренды объектов от 22.05.2008 N 8 и 9, от 31.12.2010 N 2-05/11, от 20.10.2011 N 10-11/02, в соответствии с которыми обществу в целях обеспечения теплоснабжения во временное владение и пользование переданы объекты теплоснабжения (котельные, тепловые сети), а также оборудование, расположенные на территории МО "Мезенский муниципальный район" и находящиеся в собственности арендодателя.
Администрацией принято постановление от 12.07.2019 N 386 "О введении режима повышенной готовности на территории МО "Мезенский муниципальный район", из которого следует, что оно принято в связи с отсутствием подготовки к отопительному периоду 2019 - 2020 годов (отсутствием нормативного запаса топлива на котельных, невыполнением мероприятий по устранению дефицита мощностей, ненадлежащей надежностью объектов теплоснабжения в рамках их категорирования), во избежание нарушения нормальных условий жизнедеятельности населения на территории МО "Мезенский муниципальный район", а также обеспечения функционирования объектов социального значения в осенне-зимний период.
МО "Мезенский муниципальный район" (сторона 1) в лице администрации и третье лицо ООО "МТК" (сторона 2) заключили соглашение от 17.07.2019 о передаче объектов теплоснабжения, расположенных на территории МО "Мезенский муниципальный район" Архангельской области, согласно которому сторона 1 передает во временное владение и пользование стороне 2 объекты теплоснабжения согласно приложению 1 к настоящему соглашению, принадлежащие на праве собственности МО "Мезенский муниципальный район" по актам приема-передачи.
Объекты теплоснабжения, указанные в пункте 2.1 настоящего соглашения, передаются стороне 2 для эксплуатации и обслуживания в производственных целях по выработке и подаче тепловой энергии потребителям на территории МО "Мезенский муниципальный район".
По акту приема-передачи объектов теплоснабжения от 19.08.2019 администрация передала упомянутые объекты третьему лицу.
Администрацией принято постановление от 26.08.2019 N 466 "О наделении статусом гарантирующей организации", которым наделила ООО "МТК", осуществляющее теплоснабжение путем эксплуатации объектов теплоснабжения (котельные, тепловые сети) на территории МО "Мезенский муниципальный район", статусом гарантирующей организации (поставщика тепловой энергии).
Как указано в данном постановлении, оно принято в соответствии с Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), на основании постановления администрации МО "Мезенский муниципальный район" от 12.07.2019 N 386 "О введении режима повышенной готовности на территории МО "Мезенский муниципальный район" в целях организации бесперебойного теплоснабжения на территории МО "Мезенский муниципальный район".
Не согласившись с постановлением от 26.08.2019 N 466, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно положениям Закона N 131-ФЗ администрация входит в структуру органов местного самоуправления и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
На основании пункта 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Порядок и критерии присвоения органом местного самоуправления статуса ЕТО регламентирован нормами Закона о теплоснабжении и Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808).
Согласно пункту 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении ЕТО в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус ЕТО в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении определение ЕТО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Согласно пункту 3 Правил N 808 статус ЕТО присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения поселения решением главы местной администрации муниципального района в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 названных Правил для присвоения организации статуса ЕТО на территории поселения, городского округа, города федерального значения лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в орган местного самоуправления поселения, городского округа, орган исполнительной власти города федерального значения, уполномоченные на разработку схемы теплоснабжения, в течение 1 месяца со дня размещения в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также со дня размещения решения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны (зон) ее деятельности. К указанной заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии или с квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, подписанной электронной подписью уполномоченного лица соответствующего налогового органа. Заявка на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации не может быть отозвана или изменена (за исключением случая наступления обстоятельств непреодолимой силы).
В пункте 7 Правил N 808 установлены такие критерии определения ЕТО, как владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации; размер собственного капитала; способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев уполномоченный орган при разработке схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения.
Пунктом 10 Правил N 808 предусмотрено, что способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.
Пунктом 11 Правил N 808 установлено, что в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса ЕТО, данный статус присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
В силу пункта 12 Правил N 808 ЕТО при осуществлении своей деятельности обязана:
- заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
- заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
- заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Таким образом, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, основным условием для определения ЕТО из числа организаций, эксплуатирующих объекты теплоснабжения в отдельной системе, является наличие у уполномоченного органа документов, удостоверяющих законные основания владения источниками тепловой энергии, под которыми понимаются устройства, предназначенные для производства тепловой энергии.
В данном случае, как установлено судом и не опровергнуто подателем жалобы, по состоянию на 26.08.2019, то есть на дату принятия оспариваемого постановления, администрация не располагала документами, удостоверяющими законные основания владения третьим лицо - ООО "МТК" источниками тепловой энергии на территории муниципального образования, поскольку договоры аренды объектов теплоснабжения от 22.05.2008 N 8 и 9, от 31.12.2010 N 2-05/11, от 20.10.2011 N 10-11/02, заключенные заявителем и ответчиком, на указанную дату фактически были не расторгнуты, объекты теплоснабжения общество администрации не возвратило.
Судом правомерно установлено, что письмом от 22.08.2019 N 1333 администрация уведомила заявителя о расторжении договоров аренды N 8, N 9, N 10-11/02 и N 2-05/11 в части объектов теплоснабжения именно с 01.09.2019. Следовательно, указанные договоры могли быть расторгнуты не ранее 01 сентября 2019 года.
При этом вопреки доводам апеллянта, суд обоснованно сослался на то, что вступившими в законную силу судебными актами арбитражных судов трех инстанций по делу N А05-13078/2019, в котором участвовали те же лица, установлено, что договоры аренды от 22.05.2008 N 8 и 9, договор от 31.12.2010 N 2-05/11 считаются прекращенными именно с 01.09.2019, а договор от 20.10.2011 N 10-11/02 является действующим.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что на дату принятия ответчиком оспариваемого постановления N 466 (26.08.2019) у администрации отсутствовали законные основания для его издания.
В пункте 13 Правил N 808 указаны случаи, при которых организация может лишиться статуса ЕТО:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
В данном случае, как установлено судом и не опровергнуто апеллянтом, ни один из случаев, указанных в пункте 13 Правил N 808 (в том числе прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 Правил N 808, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации) в отношении общества не может быть применен по вышеназванным причинам.
Кроме того, судом обоснованно принят во внимание тот факт, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2020 года по делу N А05-9524/2019, в котором участвовали те же лица, признано недействительным постановление администрации от 12.07.2019 N 386 "О введении режима повышенной готовности на территории МО "Мезенский муниципальный район".
Таким образом, учитывая то, что оспариваемое в настоящем деле постановление принято на основании постановления администрации от 12.07.2019 N 386, у ответчика по этой причине также отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого постановления.
В связи с этим заявленные требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 декабря 2020 года по делу N А05-11002/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Мезенский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11002/2019
Истец: АО "Архангельская областная энергетическая компания"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Мезенский район"
Третье лицо: ООО "Мезенская теплоснабжающая компания"