г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-159082/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
Т.Б.Красновой, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2021 по делу N А40-159082/20 (120-1022) судьи Блинниковой И.А.
по заявлению ФГУП "Речьсвязьинформ"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ТУ Росимущество по г.Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Лепина Ю.С. по дов. от 01.04.2021; |
от ответчика: от третьего лица: |
не явился, извещен; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Речьсвязьинформ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) от 02.07.2020 N 77-0-1-71/3126/2019-802 77/011/227/2019-3687 об отказе в государственной регистрации кабельной канализации на территории МРП, расположенной по адресу: г.Москва, ш.Ленинградское, д.53А-д.59; от 02.07.2020 N 77-0-1-71/3126/2019-798 77/011/227/2019-3682 об отказе в государственной регистрации кабельной канализации на территории Северного порта, расположенной по адресу: г.Москва, ш.Ленинградское, д.53А-д.57, стр. 9 (территория Северного порта); от 03.07.2020 N 77/011/227/2019-3694, 77-0-1-71/3126/2019-807 об отказе в государственной регистрации телефонной канализации на участке: Большая Набережная д.11-д.23 (Волоколамское шоссе - шлюз N7); 02.07.2020 N77-0-1-71/3126/2019-800 77/011/227/2019-3685 об отказе в государственной регистрации кабельной канализации до завода Войкова, расположенной по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д.53А-д.25; от 03.07.2020 N77/011/227/2019-3692 77-0-1-71/3126/2019-806 об отказе в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации кабельной канализации, расположенной по адресу: г.Москва, ул.Водников, д.1-ул.Большая Набережная, д.11.
Решением от 15.02.2021 заявленные требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести соответствующие регистрационные действия.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не поступили.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание ответчик и третье лицо своих представителей не направили, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "Речсвязьинформ" является правообладателем следующих объектов федерального недвижимого имущества:
- кабельная канализация до завода Войкова, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 25, 1965 года постройки;
- телефонная канализация на участке: Большая Набережная д. 11 - д. 23 (Волоколамское шоссе - шлюз N 7), 1940 года постройки;
- кабельная канализация на территории Северного порта, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 57, стр. 9 (территория Северного порта), 1979 года постройки;
- кабельная канализация на территории МРП, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 59, 1977 года постройки;
- кабельная канализация на территории Северного речного вокзала, расположенная по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 53А - Ленинградское шоссе, д. 51, 1973 года постройки;
- кабельная канализация, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 1 - ул. Большая Набережная, д. 11, 1940 года постройки; (далее - Объекты).
Вышеуказанные Объекты вошли в перечень объектов недвижимости, составляющих имущественный комплекс ФГУП "Речсвязьинформ", переданных в хозяйственное ведение в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 05.04.2002 N 831-р "О согласовании Устава ФГУП "Центр связи, информатики и радионавигации" (п.п. 81, 82, 86, 92, 96, 97).
Порядок утверждения и согласования уставов федеральных государственных унитарных предприятий установлен в п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.02.2000 N 104 "Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ".
В соответствии с указанной правовой нормой согласование уставов федеральных государственных унитарных предприятий относится к компетенции Минимущества России. В приложения N 1 к уставу приведен перечень объектов недвижимости, закрепленных за предприятием на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" ( далее - постановление N 447) сведения в отношении Объектов внесены в реестр федерального имущества.
В соответствии с полученными заявителем выписками из реестра федерального имущества 20.06.2019 N N 1976/1,1976/2,1976/3,1976/4,1976/5 и 1976/6, основанием возникновения права хозяйственного ведения Истца на Объекты является Устав ФГУП "Речсвязьинформ" с перечнем закрепленного имущества от 30.04.2002 N б/н; основанием возникновения права собственности Российской Федерации - постановление Верховного Совета Российской Федерации "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1 (далее - постановление N 3020-1).
Заявителем в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее по тексту - Ответчик/ Росреестр) были направлены следующие заявления:
- от 24.04.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-388 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации кабельной канализации, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 1 - ул. Большая Набережная, д. 11;
- от 24.04.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-800 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации кабельной канализации до завода Войкова, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 25;
- от 24.04.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-389 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации телефонной канализации на участке: Большая Набережная д. 11 - д. 23 (Волоколамское шоссе - шлюз N 7);
- от 24.04.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-385 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации кабельной канализации на территории Северного порта, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 57, стр. 9 (территория Северного порта);
- от 24.04.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-386 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации кабельной канализации на территории МРП, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 59;
- от 24.04.2019 N 77-0-1-71/3126/2019-387 о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации кабельной канализации на территории Северного речного вокзала, расположенная по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 53А - Ленинградское шоссе, д. 51;
В постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав собственности Российской Федерации Предприятию было отказано нижеперечисленными уведомлениями:
- от 02.07.2020 N 77-0-1-71/3126/2019-799 77/011/227/2019-3683 в отношении кабельной канализации на территории на территории Северного речного вокзала, расположенная по адресу: г. Москва, Ленинградское шоссе, д. 53А - Ленинградское шоссе, д. 51;
- от 02.07.2020 N 77-0-1-71/3126/2019-802 77/011/227/2019-3687 в отношении кабельной канализации на территории МРП, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 59;
- от 02.07.2020 N 77-0-1-71/3126/2019-798 77/011/227/2019-3682 в отношении кабельной канализации на территории Северного порта, расположенной по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 57, стр. 9 (территория Северного порта);
- от 03.07.2020 N 77/011/227/2019-3694, 77-0-1-71/3126/2019-807 в отношении телефонной канализации на участке: Большая Набережная д. 11 - д. 23 (Волоколамское шоссе - шлюз N 7);
- от 02.07.2020 N 77-0-1-71/3126/2019-800 77/011/227/2019-3685 в отношении кабельной канализации до завода Войкова, расположенная по адресу: г. Москва, ш. Ленинградское, д. 53А - д. 25;
- от 03.07.2020 N 77/011/227/2019-3692 77-0-1-71/3126/2019-806 в отношении кабельной канализации, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 1 - ул. Большая Набережная, д. 11.
Не согласившись с указанными отказами, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителями не пропущен, с чем согласен и апелляционный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ФГУП "Речьсвязьинформ" требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Ответчик в уведомлениях ссылается на то, что не представлен документ, подтверждающий право собственности Российской Федерации на заявленные Объекты.
Однако Управлением не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
На основании пункта 6 раздела IV приложения 1 к постановлению 3020-1 предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Также следует отметить, что Предприятие по своей ведомственной принадлежности попадает под пункт 4 раздела IV приложения 1 постановления N 3020-1, согласно которому предприятия и объекты отраслей речного и морского флота, как объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства, включены в перечень объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности.
Как следует из письма Росреестра от 24.05.2017 N 14-06470-ГЕ/17 "Об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав" (вместе с письмами Минэкономразвития России от 27.03.2017 N Д23и-1631, от 27.04.2017 N Д23и-2383 "О рассмотрении обращений") постановление N 3020-1 может являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении объектов, указанных в названном постановлении, которые были созданы до вступления в силу данного постановления.
При этом, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на такие объекты недвижимого имущества необходимо представление выписки из реестра федерального имущества, содержащей сведения о документеосновании возникновения права собственности Российской Федерации - постановлении N 3020-1.
Необходимо отметить, что к заявлениям о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Российской Федерации были приложены выписки из реестра федерального имущества, в отношении вышеперечисленных объектов, из которых следует, что данные объекты создавались в период 1940-1979 гг., т.е. до принятия постановления N 3020-1.
Ответчик, в своих уведомлениях об отказе в государственной регистрации, также ссылается на несоответствие технического плана требованиям к подготовке технического плана, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Приказ).
Как утверждает Ответчик заявителем нарушен пункт 27 Приказа, а именно в технических планах не указаны реквизиты документа о предоставлении данных об использовании геодезической основы.
Также Ответчик утверждает, что в нарушение пункта 28 Приказа заявителем неверно указаны сведения о государственной геодезической сети, которые применялись при выполнении кадастровых работ.
Заявитель считает, что технические планы, представленные в комплекте с заявлением о государственной регистрации, соответствуют всем правовым и техническим нормам.
Так из приложенных технических планов видно, что в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указаны реквизиты писем о предоставлении данных об использовании геодезической основы, а в реквизите "2" раздела "Исходные данные" указаны сведения о государственной геодезической сети.
Также основанием для отказа, как следует из уведомлений, послужило отсутствие актов уполномоченных органов о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, выданных в соответствии с перечисленными государственным регистратором требованиями ранее действовавшего законодательства, а также проектной документации, поскольку данные документы должны быть включены в состав приложения к техническому плану.
Как следует из уведомлений об отказе, до вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся на основании следующих документов: СНиП III-А2 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений, 1955 год; постановления СМ СССР от 15.09.1962 N 949 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений"; СНиП III-А.10-62 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений"; Постановления СМ СССР от 13.07.1970 N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения"; постановления СМ СССР от 22.01.1966 N 57 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения", постановления СМ СССР от 23.01.1981 N 105 " О порядке законченных строительством объектов", согласно которым законченные строительством объекты подлежали обязательной приемки в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Объекты недвижимости - кабельная канализация, расположенная по адресу: Москва, Водников ул., д.1- ул. Большая Набережная, д.11 и телефонная канализация на участке по адресу: Москва, Большая Набережная ул., д.11- д.23 (Волоколамское ш., - шлюз N 7) относятся к 1940 году постройки. Кабельная канализация (Ленинградское ш., д.53А-д25) - 1965 года постройки, кабельная канализация на территории Северного речного вокзала (Ленинградкое ш., д.53А-д.51) - 1973 года постройки; кабельная канализация на территории МРП (Ленинградское ш., д.53А-д.59) - 1977 года постройки; кабельная канализация на территории Северного речного вокзала (Ленинградское ш., д.53А-д7, стр.9) - 1979 года постройки.
С учетом того, что разрешительная документация на объекты, построенные в период с 1940 - по 1979 гг. на Предприятии, созданном в 1990 году отсутствовала, ФГУП "Речсвязьинформ" в целях удовлетворения требования государственного регистратора о предоставлении документов, подтверждающих факт строительства данных объектов до вступления в силу ГрК РФ, были направлены соответствующие запросы в следующие органы и организации города Москвы:
- от 09.07.2020 N 58 в ГБУ Московской области "Трест геолого-геодезических и архитектурно-планировочных работ "Мособлгеотрест";
- от 09.07.2020 N 54 в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы; - от 18.05.2020 N 49 в ГБУ "Московский городской трест геолого-геодезических и картографических работ";
- от 08.04.2020 N 19 в Федеральное архивное агентство;
- от 08.04.2020 N 18 в Научно-техническую библиотеку;
- от 08.04.2020 N 17 в Главное архивное управление города Москвы;
- от 08.04.2020 N 16 в ГБУ "Центральный государственный архив г. Москвы";
- от 08.04.2020 N 15 ГКУ "Объединенный архив жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы";
- от 08.04.2020 N 14 в Центральный архив Министерства связи и массовых коммуникация Российской Федерации.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей до 01.01.2017, предусматривал возможность указания соответствующих сведений в техническом плане на основании декларации об объекте недвижимости (далее - Декларация), если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление проектной документации или принятие решения о вводе объекта строительства в эксплуатацию.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) предусмотрена возможность указания соответствующих сведений в техническом плане на основании Декларации, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона о регистрации разрешений и проектной документации.
Как верно указал суд в письмах Минэкономразвития России от 30.06.2014 N Д23и-2270, от 11.07.2014 N Д23и-2432, Росреестра от 16.09.2015 NN14-09057/15 (далее - письма) изложена позиция, согласно которой в отношении объектов недвижимости, на которые разрешительная и техническая документация безвозвратно утрачена, технический план может быть подготовлен на основании Декларации, составленной и заверенной в установленном порядке.
При этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" технического плана обязательно должна быть приведена информация о мерах, предпринятых кадастровым инженером для получения указанной документации, а в Приложении технического плана должны присутствовать копии документов, подтверждающих данную информацию (справки, письма и т.п. уполномоченных органов и организаций (в том числе осуществляющих хранение соответствующей документации).
Суд пришел к правильному выводу, что ФГУП "Речсвязьинформ" представило все необходимые документы, свидетельствующие о мерах, предпринятых для получения документации и факте ее утраты, с указанием реквизитов ответов уполномоченных органов и обоснованием подготовки технических планов по декларациям.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для вынесения оспариваемых отказов, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необходимости удовлетворения заявленных ФГУП "Речсвязьинформ" требований, обязав Управление в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления соответствующих регистрационных действий.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.02.2021 по делу N А40-159082/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159082/2020
Истец: ФГУП "ЦЕНТР СВЯЗИ, ИНФОРМАТИКИ И РАДИОНАВИГАЦИИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ТУ Росимущества в Москве