Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2021 г. N Ф07-10041/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А13-9670/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
при участии от Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области представителя Солонниковой М.В. по доверенности от 11.01.2021, от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Рябовой Александры Васильевны представителя Сапуновой Т.А. по доверенности от 12.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2021 года по делу N А13-9670/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, д. 19; ОГРН 1103525003207, ИНН 3525236499; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Рябовой Александре Васильевне (адрес: Вологодская обл.; ОГРН 311353214600026, ИНН 352200128354; далее - Глава КФХ) о взыскании 5 753 400 руб. в порядке возврата средств гранта, предоставленного на основании соглашения от 30.07.2015 N 5 о предоставлении и использовании гранта (субсидии) на развитие семейной животноводческой фермы.
Решением суда от 28 января 2021 года в удовлетворении иска Департаменту отказано.
Истец с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает на значительное (от одного года и более) нарушение ответчиком сроков предоставления отчетности о целевом расходовании средств гранта и документов по выполнению целевых индикаторов, предусмотренных соглашением. Также отмечает, что ответчиком в подтверждение постоянных рабочих мест представлены только штатные расписания, наличие которых не может служить обоснованием создания постоянных рабочих мест. Полагает, что подтверждением надлежащего исполнения данного условия соглашения являются трудовые договоры, заключенные с работниками, так как условия выполнения трудовой функции, включая ее постоянный или временный характер, содержатся в трудовом договоре (статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации). Такие трудовые договоры ответчиком суду не представлены.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы истца отклонил, просил решение суда оставить без изменения.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с действовавшим до 01.01.2020 Положением о предоставлении грантов (субсидий) на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 25.03.2013 N 320 "О реализации подпрограммы "Развитие семейных животноводческих ферм в Вологодской области на 2013-2020 годы" государственной программы "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы" (далее - Положение), Департаментом и Главой КФХ заключено соглашение о предоставлении и использовании гранта (субсидии) на развитие семейной животноводческой фермы от 30.07.2015 N 5, по условиям которого Департамент предоставил Главе КФХ грант (субсидию) на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 5 753 400 руб. на цели, предусмотренные планом расходов за счет средств федерального бюджета (пункт 1).
Согласно пункту 2.1 соглашения Глава КФХ имеет право на получение субсидии в соответствии с Положением и соглашением.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Глава КФХ обязуется выполнять в течение 5 лет с даты получения гранта целевые индикаторы в соответствии с подпрограммой "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Вологодской области на 2013 - 2020 годы" по поголовью КРС и производству КРС в живом весе. В случае если среднее значение выполнения целевых индикаторов, предусмотренных указанным пунктом, за один год составит менее 50 %, Глава КФХ обязан возвратить средства, составляющие сумму гранта, в соответствующий бюджет.
Пунктом 2.2.6 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2015 N 1 предусмотрена обязанность Главы КФХ представлять Департаменту отчет о расходовании средств гранта согласно приложению 4 к Положению в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным полугодием, в течение 5 лет с даты получения гранта.
В порядке пункта 2.2.7 соглашения Глава КФХ обязуется предоставлять Департаменту отчетность по форме "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" за предыдущий год по форме согласно приложению 5 к Положению, заверенную Главой КФХ, в срок до 20 января года, следующего за отчетным, в течение 5 лет со дня получения гранта.
Платежным поручением от 06.08.2015 N 701260 Департамент перечислил Главе КФХ грант в сумме 5 753 400 руб.
Пунктом 3.2 соглашения предусмотрено, что Департамент обязан в случае установления факта нецелевого использования гранта, невыполнения условий предоставления гранта и обязательств, предусмотренных пунктом 2.2 соглашения, принимать меры к взысканию средств, составляющих его сумму, в соответствии с пунктом 4.3 Положения.
Уведомлением от 08.05.2020 N 02-2604/20 Департамент потребовал у Главы КФХ в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления возвратить в бюджет средства гранта в размере 5 753 400 руб., в связи с нарушением пункта 2.2 соглашения и непредоставлением отчетов о целевом использовании средств гранта и сведений о производстве продукции животноводства и поголовья скота за 2018, 2019 годы.
Главой КФХ уведомление получено 20.05.2020.
В указанный срок бюджетные средства Главой КФХ не возвращены.
Неисполнение названного требования в установленный в нем срок послужило основанием для обращения Департамента в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, правомерными.
В силу статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) основным принципом бюджетного законодательства является целевое использование бюджетных средств.
По смыслу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Как указано в пункте 2 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 указанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: 1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); 2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 БК РФ субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Согласно пункту 4.2 Положения, действовавшего в спорный период, в случае предоставления недостоверных сведений (документов) на получение грантов, нарушения целей и порядка предоставления гранта, условий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения, подпунктами 2.2.1-2.2.7 пункта 2.2 соглашения о предоставлении и использовании гранта, средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 4.3 указанного Положения предусматривалось, что в случае установления фактов предоставления недостоверных сведений (документов) на получение грантов, нарушения целей и порядка предоставления гранта, условий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения, подпунктами 2.2.1-2.2.7 пункта 2.2 соглашения о предоставлении и использовании гранта, Департамент направляет главе крестьянского (фермерского) хозяйства уведомление о возврате в соответствующий бюджет неправомерно израсходованных бюджетных средств в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней после получения уведомления Департамент в течение 3 месяцев принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Как следует из представленных в материалы дела документов, отчетность о целевом расходовании средств гранта за 2018, 2019 годы и документы по выполнению целевых индикаторов, предусмотренных соглашением, в установленные сроки ответчиком в Департамент не представлялись.
Довод ответчика о направлении отчетности по электронной почте сотруднику Департамента обоснованно не принят судом, поскольку данное направление состоялось за пределами срока предоставления отчетности.
Вместе с тем в ходе судебного разбирательства отчеты о расходовании средств гранта представлены Главой КФХ в Департамент и последним проверены.
В дополнительных пояснениях истец указал, что среднее значение выполнения целевых индикаторов за один год составило не менее 50 %.
Из условий пункта 2.2.8 соглашения, следует, что последствия в виде полного возврата субсидии наступают в случае предоставления недостоверных сведений (документов) на получение грантов, нарушения целей и порядка предоставления гранта, условий, предусмотренных подпунктами 2.2.1-2.2.7 пункта 2.2 соглашения.
Аналогичные условия предусматривались в пункте 4.3 Положения.
Вместе с тем, как верно отметил суд, ни Положением, ни соглашением не предусмотрена ответственность получателя гранта в виде полного возврата субсидии за нарушение сроков предоставления отчетов о целевом расходовании средств гранта и документов по выполнению целевых индикаторов, предусмотренных соглашением.
Сведения, содержащиеся в представленной отчетности, истцом не опровергнуты, их несоответствие действительности не доказано. Какие неблагоприятные последствия повлекло нарушение ответчиком сроков предоставления отчетности, Департамент не указал.
Доводы истца о непредставлении ответчиком трудовых договоров в подтверждение факта создания рабочих мест не принимаются апелляционным судом, поскольку условиями заключенного сторонами соглашения, а также Положения и утвержденными Положением формами отчетности (приложения 4, 5 к Положению) направление Главой КФХ трудовых договоров не предусмотрено.
Поскольку необходимые отчеты о расходовании средств гранта представлены в Департамент Главой КФХ, суд правомерно отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 января 2021 года по делу N А13-9670/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9670/2020
Истец: Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Ответчик: Предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Рябова Александра Васильевна
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7258/2022
28.03.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1399/2022
02.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10041/2021
26.04.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2029/2021
28.01.2021 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-9670/20