г. Хабаровск |
|
27 апреля 2021 г. |
А73-7835/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гричановской Е.В., Пичининой И.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Урсова В.С., представитель по доверенности от 01.01.2021 N ЖКС-2-25;
от Комитета по ценам и тарифам: Магдыч К.И., представитель по доверенности от 11.01.2021 N 4-2-13-03;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
на решение от 19.02.2021
по делу N А73-7835/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края; Амурскому муниципальному району Хабаровского края в лице администрации Амурского муниципального района Хабаровского края
о взыскании 310 190, 40 руб.
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам
Правительства Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, Предприятие, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта, и связи Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022706001081, ИНН 2706029541, далее - Управление ЖКХ) убытков за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в размере 115 388,25 руб., связанных с применением в период с 01.04.2017 по 02.12.2017 регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию.
Определением суда от 03.06.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края (далее - Минфин Хабаровского края); Хабаровский край в лице Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края); Амурский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации.
Определением от 29.06.2020 судом первой инстанции принято уточнение наименование ответчика: Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - Управление ЖКХ).
Определением от 28.07.2020 суд первой инстанции в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек в качестве второго ответчика по спору Амурский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация Амурского муниципального района), исключив его из числа третьих лиц.
Определением от 19.08.2020 судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению уточнение исковых требований о взыскании с ответчика убытков за период с 01.04.2017 по 31.12.2017 в размере 115 388,25 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в размере 1 234,27 руб. за период с 29.05.2020 по 19.08.2020.
Определением суда от 07.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет).
Определением от 05.11.2020 судом первой инстанции в соответствии со статьей 130 АПК РФ объединены в одно производство настоящее дело (А73-7835/2020) с делом N А73-7850/2020, N А73-7925/2020, объединенному делу присвоен N А73-7835/2020.
Определением от 28.01.2021 судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ принято к рассмотрению уточнение исковых требований, согласно которым Предприятие просит взыскать с Управления ЖКХ, Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края убытки в размере 310 190,40 руб. за период с 01.04.2017 по 02.12.2017, а также проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.05.2020 по 28.01.2021 в размере 9 155,93 руб.
Решением суда от 19.02.2021 исковые требования удовлетворены частично: с Управления ЖКХ за счет казны муниципального образования Амурский муниципальный район Хабаровского края в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России взысканы убытки в размере 263 311,17 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении исковых требований к администрации Амурского муниципального района отказано.
В апелляционной жалобе Управление ЖКХ просит отменить решение суда от 19.02.2021 в части взыскания за счет казны муниципального образования Амурский муниципальный район Хабаровского края в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России убытков в размере 263 311,17 руб., принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приводит доводы о том, что Управление ЖКХ наделено узкими полномочиями и не может возместить убытки в период отсутствия тарифа у Предприятия. Считает, что возложение на Управление ЖКХ возмещения убытков приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, так как нормы Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон от 31.10.2007 N 150) не включают в себя условие возмещения каких-либо убытков за период отсутствия у Предприятия тарифа. Обращает внимание на то, что суд первой инстанции произвел расчет убытков по тарифу, утвержденному для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России постановлением Комитета от 20.11.2017 N 33/23, который распространял свое действие на период с 03.12.2017 по 31.12.2020, то есть произвольно применив его действие к периоду с 01.04.2017 по 02.12.2017. Полагает, что нормами действующего законодательства применительно к спорным отношениям не предусмотрено придание обратной силы тарифу. Ссылается на то, что в настоящем деле Предприятием не представлено подтверждение противоправных действий ответчика, причинно-следственной связи действием (бездействием) ответчика и причинением убытков.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в возражениях на жалобу просит решение суда от 19.02.2021 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Комитет в отзыве на жалобу просит решение суда от 19.02.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Присутствовавший в судебном заседании представитель Комитета поддержал позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
В судебном заседании апелляционной инстанции, проведенном с использованием веб-конференции (онлайн-заседание) представитель ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России выразил несогласие с доводами жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав присутствовавших в судебном заседании представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г.Москва)".
Так, в соответствии с уставной деятельностью ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
При этом, основными целями деятельности Предприятия является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
В силу требований пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 27.02.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.02.2010 N 190-ФЗ) ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является теплоснабжающей организацией.
Далее, постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2017 год" установлен предельный максимальный тариф для населения с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 2 286,74 руб./Гкал без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Постановлением Комитета от 20.11.2017 N 33/23 утвержден и введен в действие экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на 2017-2020 года - на период: с 03.12.2017 по 30.06.2018 в размере 4 124,38 руб./Гкал (без учета НДС).
Предприятие в период с 01.04.2017 по 02.12.2017, как ресурсоснабжающая организация, осуществляло снабжение тепловой энергией жилых многоквартирных домов, расположенных на территории Амурского муниципального района Хабаровского края (с.Тейсин, с.Падали).
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, осуществляя отпуск тепловой энергии населению с 01.04.2017 по 02.12.2017, применяло для расчетов с населением предельный максимальный тариф для населения в размере 2 286,74 руб./Гкал без НДС.
Также, до установления Учреждению экономически обоснованного тарифа, последний в спорный период (с 01.04.2017 по 02.12.2017) для расчета убытков применял экономически обоснованный тариф, установленный ранее для акционерного общества "Главное управление Жилищно-коммунального хозяйства" (далее - АО "ГУ ЖКХ"), с 01.04.2017 по 30.06.2017 равный 4 417,05 руб. /Гкал, с 01.07.2017 по 02.12.2017 равный 4 506,06 руб. /Гкал.
Вместе с тем, обеспечив отпуск тепловой энергии населению в период с 01.04.2017 по 02.12.2017, расчеты за которую осуществлены по предельному для этой категории потребителей тарифу, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России понесло убытки, которые, согласно расчету последнего, составили 310 190,40 руб.
Так, Предприятием в адрес администрации Амурского муниципального района направлены претензии с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Однако, претензии оставлены без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в суд первой инстанции с настоящим иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ.
Суд первой инстанции, рассматривая уточненные требования, исходил из следующего.
Положениями пункта 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
С учетом вышеизложенного, как правомерно указано судом первой инстанции, исходя из заявленных требований и приведенных правовых норм, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности следующих условий: противоправности действий нарушителя, наличия и размера понесенных убытков, причинной связи между правонарушением и убытками, вины нарушителя, а также принятие истцом мер к предотвращению убытков или уменьшению их размера.
Так, по общему правилу, убытки являются универсальной мерой гражданско-правовой ответственности и для взыскания убытков на основании статьи 15 ГК РФ лицо, требующее их возмещения, должно представить доказательства, подтверждающие нарушение ответчиком обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, а также наличие и размер понесенных убытков.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
Статьей 1064 названного Кодекса предусмотрено, что общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 154, частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из пунктов 4, 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ следует, что тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно статьям 5, 7 названного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 1 статьи 10 названного Закона государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации (часть 2 указанной статьи).
Установлено, что тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержден постановлением Комитета от 20.11.2017 N 33/23 и действовал в период: с 03.12.2017 по 31.12.2020.
Так, в отсутствие утвержденного тарифа в период с 01.04.2017 по 02.12.2017, Учреждение при расчете заявленных ко взысканию убытков применяло тарифы АО "ГУ ЖКХ" (предшествующая ресурсоснабжающая организация), установленные постановлением Комитета от 21.12.2015 N 40/2 в размере 4 417,05 руб./Гкал (без учета НДС) - с 01.01.2017 по 01.07.2017 и в размере 4506,06 руб./Гкал (без учета НДС) - с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых учтены при утверждении соответствующего тарифа.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2010 N 14231/09, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303- ЭС17-18242.
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, тариф, установленный для иного лица, допустим к применению в пределах его действия, в случае перехода к истцу всех элементов коммунальной инфраструктуры, ранее использовавшихся предыдущим поставщиком.
Согласно пояснениям Комитета, у ранее действующего предприятия, АО "ГУ ЖКХ", оказывающего услуги теплоснабжения, на обслуживании было 139 котельных, Учреждением при этом передано на обслуживание 29 котельных, в связи с чем, сократилась численность основного производственного персонала, занятого обслуживанием котельного оборудования и тепловых сетей, расходы на электрическую энергию, воду, ремонтные работы, материалы для обслуживания.
При этом, в отличие от АО "ГУ ЖКХ" у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России полностью отсутствуют котельные, работающие на электрической энергии и дизельном топливе.
Следовательно, уровень затрат Предприятия в связи с этим значительно ниже.
Учреждением данные обстоятельства не оспариваются и подтверждаются, в том числе, представленными Комитетом в дело экспертными заключениями и сравнительным анализом (отражен в таблице на странице 7 отзыва Комитета от 29.10.2020 N 4-2-13-4004).
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что регулируемый вид деятельности в спорный период осуществлялся ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в несопоставимых с АО "ГУ ЖХК" условиях, в отсутствие тех элементов системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа для АО "ГУ ЖХК".
Таким образом, как обоснованно указано судом первой инстанции, применение ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России при расчете заявленных ко взысканию убытков тарифа, установленного для иной организации (АО "ГУ ЖХК"), ранее осуществляющей услуги по теплоснабжению, необоснованно и неправомерно.
Как вышеуказано, тариф для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России утвержден постановлением Комитета от 20.11.2017 N 33/23.
В приложении к данному постановлению указано, что тариф действует с 03.12.2017 по 31.12.2020.
В соответствии с пунктом 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075), решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств рассматриваемого дела и приведенных норм, толкуемых в совокупности, правовых оснований распространять действие тарифа, установленного для Предприятия постановлением Комитета от 20.11.2017 N 33/23, на период с 01.04.2017 по 02.12.2017 не имеется.
В свою очередь, оказание услуг в сфере теплоснабжения в отсутствие тарифа противоречит приведенным положениям Федерального закона N 190-ФЗ.
В силу статьи 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации.
Так, в целях предупреждения возникновения социальной напряженности и недопущения прекращения оказания услуг по результатам совещания при заместителе Председателя Правительства края по вопросам топливно-энергетического комплекса и ЖКХ, оформленным протоколом от 25.08.2017, принято решение о возможности начисления платы за коммунальные услуги исходя из тарифов, установленных для предыдущей ресурсоснабжающей организации до момента утверждения тарифов для Предприятия.
Материалами дела подтверждается фактическое оказание Предприятием в спорный период в отсутствие утвержденного тарифа услуг по теплоснабжению и объем отпущенной тепловой энергии.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в материалы дела представлены ведомости реализации услуг, двусторонние подписанные акты по договорам теплоснабжения, квитанции на оплату, выставленные жильцам в 2017 году, поквартирные карточки в совокупности подтверждающие объем тепловой энергии, поставленной в спорный период.
В нарушение положений части 1 статья 65 АПК РФ доказательств того, что, объем оказанных населению услуг по теплоснабжению меньше предъявленных Предприятием, не представлено.
Представленный ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расчет исковых требований не оспорен, контррасчет не представлен.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, Учреждение не имело возможности не поставлять тепло с 01.04.2017.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что Учреждением обосновано право на возмещение убытков, а также подтвержден объем поставленной тепловой энергии.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, размер убытков Предприятия при отсутствии утвержденного в установленном порядке тарифа может быть определен с учетом результатов экспертизы, проведенной специалистами регулирующего органа или независимой экспертной организации, либо заключений, представленных специалистами регулирующего органа.
Однако, согласия на проведение независимой экспертизы в рамках рассматриваемого спора, в том числе по предложению суда первой инстанции, стороны не выразили.
Подход, согласно которому при расчете убытков следует исходить из фактических затрат ресурсоснабжающей организации противоречит смыслу тарифного регулирования, поскольку, фактические затраты не равны экономически обоснованным расходам.
Требования к составу затрат предусмотрены Основами ценообразования, их включение обусловлено не только представлением регулируемой организацией определенных нормативными актами документов, но и проверкой обоснованности фактических значений расходов (цен) с использованием источников информации, предусмотренных законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции, принимая во внимание, факт применения Учреждением при расчете с населением предельного максимального тарифа на тепловую энергию, установленного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 (в редакции Постановления от 30.12.2016 N 146), специфику осуществляемой Предприятием деятельности, пришел к обоснованному выводу о наличии у последнего в соответствии с положениями статьи 15 ГК РФ права требования возмещения причиненных ему убытков, применительно к расходам, учитываемым при формировании тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
В материалы рассматриваемого дела Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края представлено экспертное заключение, подготовленное в рамках тарифного дела ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 30.10.2017 N 15/ч, согласно которому Комитетом определена экономически обоснованная цена (тариф) на тепловую энергию, поставляемую Предприятием на 2017год в размере 4124,38 руб. за 1 Гкал (без учета НДС).
Так, Комитетом при определении соответствующей стоимости в соответствии с действующим законодательством в рассматриваемой сфере регулирования, учтены результаты хозяйственной деятельности Учреждения по теплоснабжению с начала ее осуществления (то есть, включая весь период 2017 года).
При этом, заключение Комитета содержит перечень расходов Учреждения, включаемых в необходимую валовую выручку для исчисления тарифа с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) исходя из годового объема (в целом за 2017 год).
В связи с чем, судом первой инстанции самостоятельно выполнен расчет убытков за период с 01.04.2017 по 02.12.2017, произведенному с учетом экономически обоснованной стоимости тепловой энергии за 1 Гкал определенной Комитетом и отраженной в его заключении (4124,38 руб. (без учета НДС), размер которых составил 263 311,17 руб.
В порядке статьи 65 АПК РФ ответчиками доказательств, достоверно опровергающих эту величину и указывающих на иной размер экономически обоснованных затрат на осуществление теплоснабжения объектов Предприятия, не представлено.
В силу пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" по общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение.
Подпунктами 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении", относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Так, вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона от 31.10.2007 N 150, постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (далее - Постановление N 35-пр) и утвержденными им Порядком расчета компенсации убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению и Порядком предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Согласно части 4 статьи 5, части 1 статьи 8 Закона от 31.10.2007 N 150 Порядок и условия предоставления субвенций, являющихся финансовым обеспечением государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (часть 1 статьи 5 Закона от 31.10.2007 N 150) устанавливаются Правительством края.
Порядок предоставления субвенций местным бюджетам из краевого бюджета, урегулирован в Постановлении N 35-пр.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 35-пр Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является уполномоченным органом исполнительной власти края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Пунктом 2.1 Постановления N 35-пр предусмотрено, что субвенции предоставляются министерством жилищно-коммунального хозяйства края (далее также - министерство) в соответствии с распределением Субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
В силу пункта 2.5 указанного Постановления по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов министерством между министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Положениями пункта 1 части 2 статьи 3 Закона от 31.10.2007 N 150 установлена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, органы местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края самостоятельно осуществляют расчет и компенсацию убытков теплоснабжающим организациям района.
Порядок перечисления организациям средств на компенсацию убытков определяется органами местного самоуправления.
Так, решением Собрания депутатов Амурского муниципального района Хабаровского края утверждено "Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края", согласно пункту 3.19 которого предусмотрено, что к функциям Управления относится осуществление государственных полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Амурского муниципального района в соответствии с Законом от 31.10.2007 N 150.
Также установлено, что Амурский муниципальный район профинансирован в полном объеме от плановой суммы возмещения убытков от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию на 2017 год.
При этом, финансирование, произведенное Хабаровским краем, превышало фактически начисленные Предприятиям за тот же период суммы субвенций.
Данные обстоятельства подтверждаются отчетом за январь-декабрь 2017 года, расчетом за январь-декабрь 2017 года, а также актом сверки за 2017 год, согласно которому положительное сальдо на 01.01.2018 года составило 11 871 695,40 руб.
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая исполнение Хабаровским краем своих обязательств по финансированию переданных муниципальному образованию полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, в 2017 году, в том числе, по спорному жилому фонду, принимая во внимание, что главным распорядителем бюджетных средств является Управление ЖКХ и последний выступает от имени муниципального образования, осуществляя его права и обязанности за счет казны муниципального образования, пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является Управление ЖКХ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание наличие у Предприятия убытков, а также то, что размер, причинная связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, подтверждаются документально, пришел к обоснованному выводу о взыскании с Управления ЖКХ за счет казны муниципального образования Амурского муниципального района Хабаровского края в пользу Учреждения убытков в размере 263 311,17 руб.
Отказывая Предприятию в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.05.2020 по 28.01.2021 в размере 9 155, 93 руб., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму убытков до момента вынесения решения суда не допускается.
Данные обстоятельства предметом апелляционного обжалования не являются.
Доводы жалобы о том, что Управление ЖКХ наделено узкими полномочиями и не может возместить убытки в период отсутствия тарифа у Предприятия, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано в мотивировочной части настоящего постановления, к функциям Управления относится осуществление государственных полномочий по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Амурского муниципального района в соответствии с Законом от 31.10.2007 N 150.
Доводы жалобы о том, что возложение на Управление ЖКХ возмещения убытков приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, так как нормы Закона от 31.10.2007 N 150 не включают в себя условие возмещения каких-либо убытков за период отсутствия у Предприятия тарифа, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку отсутствие в спорный период установленных органом регулирования тарифов для Учреждения не освобождает обязанную сторону произвести оплату поставленных коммунальных ресурсов.
Следует также отметить, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции факт недофинансирования на данные цели муниципального образования со стороны субъекта Российской Федерации - Хабаровского края не установлен.
Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции произвел расчет убытков по тарифу, утвержденному для ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России постановлением Комитета от 20.11.2017 N 33/23, который распространял свое действие на период с 03.12.2017 по 31.12.2020, то есть произвольно применив его действие к периоду с 01.04.2017 по 02.12.2017, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано в мотивировочной части настоящего постановления, расчету убытков за период с 01.04.2017 по 02.12.2017 произведен с учетом экономически обоснованной стоимости тепловой энергии за 1 Гкал определенной Комитетом на 2017 год.
Доводы жалобы о том, что Предприятием не представлено подтверждение противоправных действий ответчика, причинно-следственной связи действием (бездействием) ответчика и причинением убытков, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий установленным в рамках рассматриваемого спора обстоятельств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда от 19.02.2021, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.02.2021 по делу N А73-7835/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7835/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВо ЖКС N2, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (по Восточному военному округу) жилищно- коммунальная служба N 2
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: Амурский муниципальный район Хабаровского края в лице Администрации, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Хабаровский край в лице Министерства ЖКХ Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительство Хабаровского края