г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-181052/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флэш Энерджи" на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-181052/20, принятое судьей Лежневой О.Ю., по иску ООО "Флэш Энерджи" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 598 484 рублей 34 копеек,
без вызова сторон,
УС Т А Н О В И Л:
ООО "Флэш Энерджи" (далее - истец) в Арбитражный суд города Москвы предъявлен иск к ОАО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании 598 484 рублей 34 копеек законной неустойки за нарушением нормативных сроков доставки грузов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 иск удовлетворен частично: взыскано 20 000 рублей, в остальной части в иске отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что в связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом правомерно начислены пени; по ряду накладных истцом пропущен годичный срок исковой давности; неустойка уменьшена судом на основании статьи 333 ГК РФ.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.
Податель жалобы указал на несогласие с применением судом первой инстанции исковой давности и статьи 333 ГК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения ответчика на доводы жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ответчик по железнодорожным накладным принял к перевозке 14 вагонов.
В соответствии со статьёй 785 ГК РФ, по договору перевозки перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии со статьёй 792 ГК РФ, перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
В соответствии со статьёй 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается железнодорожными накладными.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом начислены пени в размере 598 484 рублей 34 копеек.
Суд первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, частично удовлетворил исковые требования, указав на пропуск исковой давности по трем накладным, указанным в решении суда.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 797 ГК РФ, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 125 Устава, иски к перевозчикам предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензий.
Исковое заявление подано в суд 29.09.2020, в то время как по накладным ЭМ899467, ЭМ899532, ЭМ879200 вагоны прибыли на станцию назначения 22.07.2019, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности по указанным накладным (с учетом соблюдения истцом претензионного порядка урегулирования спора).
Применительно к настоящему спору основанием для предъявления исковых требований о взыскании пени за просрочку доставки груза по отправкам, перечисленным в исковом заявлении, послужило прибытие вагонов на станцию назначения с нарушением сроков доставки груза, при этом право на предъявление иска в рассматриваемом случае последовательно возникало у Истца с момента получения вагонов с грузом на станции назначения.
Доводы апелляционной жалобы относительно применения судом первой инстанции правил об уменьшении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, подлежат отклонению, поскольку суд исходил из принципов соблюдения баланса интересов сторон, недопустимости необоснованной выгоды кредитора за счет должника, соразмерности штрафных санкций последствиям нарушения обязательства.
Определенный судом первой инстанции размер неустойки, подлежащей взысканию, суд апелляционной инстанции признает соразмерным допущенному нарушению, справедливым, соответствующим фактическим обстоятельствам спора. Определение размера неустойки, исходя из конкретных обстоятельств дела, является правом суда первой инстанции.
Согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Признание несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства является правом суда, принимающего решение.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.12.2020 по делу N А40-181052/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181052/2020
Истец: ООО "ФЛЭШ ЭНЕРДЖИ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"