Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 августа 2021 г. N Ф08-7624/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2021 г. |
дело N А32-34271/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.
при участии:
от общества: представитель Чернышев С.А., по доверенности от 01.07.2020 (посредством онлайн) (до перерыва);
от МИФНС N 16 по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДжиДи" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 по делу N А32-34271/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДжиДи" (ИНН 2465292977) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575) о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДжиДи" (далее - ООО "ДжиДи", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС N 16, инспекция) о признании незаконным действия и решение МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю от 10.02.2020 по исключению из Единого государственного реестра юридических лиц; обязать МИФНС России N 16 по Краснодарскому краю исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись о прекращении деятельности закрытого акционерного общества "Жилищная коммунальная компания" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 в удовлетворения заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает на то, что ЗАО "Жилищная коммунальная компания" (далее - компания) продолжает свою предпринимательскую деятельность; исключение компании из ЕГРЮЛ препятствует обществу реализовать право на взыскании задолженности. Инспекцией нарушен порядок исключения из ЕГРЮЛ, установленный статьей 21.1 ФЗ N 129.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.
В судебное заседание инспекция, извещенная надлежащим образом, явку представителя не обеспечила, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в ее отсутствие.
В судебном заседании 26.04.2021 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 26.04.2021 до 17 час. 30 мин., после окончания которого, судебное заседание продолжено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 05.06.2020 ЗАО "Жилищная коммунальная компания" по решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю от 10.02.2020 было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
В обоснование заявленных требований, общество указывает на то, что ЗАО "ЖКК" имеет перед ООО "ДжиДи" задолженность по оплате оказанных услуг по договору N Б/Н от 29 сентября 2019 года в размере 50 000 руб.
По утверждению общества, решение инспекции от 10.02.2020 является противоречащим закону, поскольку повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры.
Исключением компании из реестра затрагиваются права общества, поскольку в связи с произведенным исключением общество лишено возможности фактического взыскания задолженности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции и исходил из того, что у регистрирующего органа имелись законные основания для исключения ЗАО "Жилищная коммунальная компания" из ЕГРЮЛ, инспекцией соблюдена процедура исключения; от общества и иных заинтересованных лиц, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 указанной статьи обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Инспекция является регистрирующим органом, осуществляющим функции по государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - ЕГРЮЛ и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4.2 Федерального закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В силу пункта 6 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в отношении: сведений об адресе юридического лица, об учредителях (участниках) юридического лица (иных сведений, предусмотренных подп. "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ, о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется при наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Таким образом, юридическое лицо вправе обратиться в регистрирующий орган в целях изменения имеющихся в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение шести месяцев с момента внесения в реестр такой записи.
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа осуществляется с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Согласно пункту 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Если в течение трехмесячного срока, заявления не направлены, то согласно п. 7 ст. 22 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган исключает юридическое лицо из ЕГРЮЛ путем внесения соответствующей записи.
Из материалов дела следует, что 01.07.2016 регистрирующим органом принято решение N 1998 о предстоящем исключении ЗАО "ЖКК" из ЕГРЮЛ.
Указанное решение принято инспекцией на основании следующих документов, поступивших из ИФНС России N 3 по г. Краснодару:
- справки от 23.06.2016 N 7327-С об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов;
- справки от 23.06.2016 N 7327-0 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности.
В связи с поступившим в адрес регистрирующего органа возражением относительно предстоящего исключения ЗАО "ЖКК" из ЕГРЮЛ, инспекцией в отношении ЗАО "ЖКК" внесена запись от 07.09.2016 ГРН 6162375615484 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, регистрация ЗАО "ЖКК" в качестве юридического лица при создании была произведена 15.05.1998 администрацией Кировского района г. Красноярска, Регистрирующим органом по месту нахождения ЗАО "ЖКК" является, 31.12.2002 присвоен ОГРН 1022401955003, адрес (место нахождение), указан: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Одесская, д. 45.
В ходе осуществления контрольных мероприятий по проверке достоверности сведений об адресе места нахождения ЗАО "ЖКК" 03.03.2017 налоговым органом по месту учета - ИФНС России N 3 по г. Краснодару установлено, что по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, компания не находится, деятельность не осуществляет, должностные лица организации не обнаружены.
По данному факту составлен протокол осмотра объекта недвижимости от 03.03.2017 N 251.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе, об адресе места нахождения, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
Ввиду установления факта отсутствия ЗАО "ЖКК" по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, регистрирующим органом были направлены уведомления в адрес компании, в адрес места жительства директора - Сахжиной С.А., а также в адрес места жительства акционеров, участников ЗАО "ЖКК" - Дормидонова Г.В., Баранченко С.Л., Сомова СВ., Паталахи A.M., Порфиненко Л.В. о необходимости представления в регистрирующий орган, в порядке п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ достоверных сведений об адресе (месте нахождения) компании.
В установленный законодательством срок, ЗАО "ЖКК" в адрес инспекции не представлялись документы, свидетельствующие о достоверности сведений в отношении адреса места нахождения компании, включенного в ЕГРЮЛ.
Согласно статье 4 Закона N 129-ФЗ реестр является федеральным информационным ресурсом и представляет собой информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13 и 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"). Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ).
Отсутствие организации по заявленному адресу не соответствует принципам создания легитимных условий осуществления предпринимательской деятельности в стране, т.е. государственного подтверждения законности вхождения субъектов в хозяйственный оборот.
Указание фиктивных сведений об адресе в реестре затрагивает интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению государственного контроля. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, им определяется место исполнения обязательств (статья 316 Гражданского кодекса Российской Федерации), место уплаты налогов, подсудность споров. Кроме того, нарушаются права всех лиц, имеющих отношения с недобросовестной организацией (государственных органов, партнеров, кредиторов, работников и т.д.), так как фактически невозможно осуществлять связь с юридическим лицом.
Согласно абзацу 2 п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ в случае невыполнения юридическим лицом обязанности по представлению в регистрирующий орган достоверных сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о юридическом лице.
С учетом изложенного, в соответствии с п. 6 ст. 11 Федерального закона N 129-ФЗ, инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись от 14.06.2017 за ГРН 6172375351032 о недостоверности сведений об адресе места нахождения компании.
Ввиду наличия в ЕГРЮЛ записи от 14.06.2017 за ГРН 6172375351032 о недостоверности сведений об адресе места нахождения ЗАО "ЖКК" более чем шесть месяцев, а также отсутствия предоставления компанией достоверных сведений в части адреса места нахождения компании, АИС "Налог-3" в "автоматическом режиме" сформировано решение от 17.11.2017 N 12445 о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись от 17.11.2017 за ГРН 7172375694176.
После принятия решения от 17.11.2017 N 12445 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, регистрирующим органом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ опубликовано сообщение о предстоящем исключении компании в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 46 (660) от 22.11.2017/1248.
В связи с поступившим в адрес регистрирующего органа возражением относительно предстоящего исключения компании из ЕГРЮЛ, инспекцией в отношении компании внесена запись от 23.11.2017 ГРН 7172375729244 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Ввиду того, что должностными лицами компании не предприняты действия по предоставлению достоверных сведений об адресе (месте нахождения) компании, АИС "Налог-3" в "автоматическом режиме" повторно сформировано решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в отношении компании от 03.12.2018 N 23695.
Инспекцией повторно принятое решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 48 (713) от 05.12.2018/4662. В качестве адреса для направления возражений указан адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 235.
В адрес регистрирующего органа поступило возражением относительно предстоящего исключения компании из ЕГРЮЛ, на основании которого инспекцией в отношении компании внесена запись от 07.02.2019 ГРН 2192375287620 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Ввиду того, что должностными лицами компании не предприняты действия по предоставлению достоверных сведений об адресе (месте нахождения) Общества, АИС "Налог-3" в "автоматическом режиме" повторно сформировано решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в отношении компании от 22.04.2019 N 9442.
Инспекцией повторно принято решение о предстоящем исключении, опубликованное в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 16 (731) от 24.04.2019/915. В качестве адреса для направления возражений указан адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 235.
В адрес регистрирующего органа поступило возражение относительно предстоящего исключения компании из ЕГРЮЛ, на основании которого инспекцией в отношении компании внесена запись от 20.05.2019 ГРН 2192375939138 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В связи с тем, что должностными лицами компании не предприняты действия по предоставлению достоверных сведений об адресе (месте нахождения) Общества, АИС "Налог-3" в "автоматическом режиме" повторно сформировано решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в отношении компании от 21.10.2019 N 20080.
Инспекцией повторно принято решение о предстоящем исключении, опубликованное в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 42 (758) от 23.10.2019/1223. В качестве адреса для направления возражений указан адрес: г. Краснодар, ул. Коммунаров, д. 235.
В адрес регистрирующего органа поступило возражением относительно предстоящего исключения компании из ЕГРЮЛ, на основании которого инспекцией в отношении компании внесена запись от 28.01.2020 ГРН 2202300095974 о прекращении процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Инспекция, 31.01.2020 в адрес генерального директора ООО "Джиди" направлен ответ (исх. N 07-10/044647@) на поступившее возражение, относительно предстоящего исключения компании из ЕГРЮЛ.
Регистрирующий орган, в вышеуказанном ответе сообщает о том, что возражение относительно предстоящего исключения общества из ЕГРЮГ принято к сведению в соответствии с чем, в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении процедуры исключения юридического лица, а также дополнительно сообщает, что в случае не устранения сведений о недостоверности, содержащихся в ЕГРЮЛ, процедура исключения ЗАО "ЖКК" будет возобновлена.
Регистрирующим органом повторно сформировано решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ в отношении компании от 10.02.2020 N 2474, решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 2 N 6 (773) от 12.02.2020/1785.
Регистрирующим органом в связи с отсутствием возражений по форме N Р38001 от общества, кредиторов или иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением общества из ЕГРЮЛ не поступали в установленные сроки, предусмотренные действующим законодательством, внесена запись об исключении компании из ЕГРЮЛ от 05.06.2020 ГРН 2202306014711.
Процедура, регламентированная статьями 21.1 и 22 Закона N 129-ФЗ, может быть применена налоговым органом только в том случае, когда у него имеются достоверные сведения, свидетельствующие о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности. Исключение общества из реестра препятствует разрешению вопросов об удовлетворении заявителем своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества, а прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ приводит к необоснованному ограничению прав кредитора.
Исключение недействующего юридического лица из реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П).
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ установлен запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления/представления в предусмотренном пунктом 3 этой статьи порядке заявления кредитора. При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с пунктом 1 той же статьи до истечения 12-ти месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 по делу N 42-4748/2017, Арбитражного суда Поволжского округа от 25.10.2018 по делу N А65-5475/2018, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.10.2018 по делу N А18-1013/2017, от 24.05.2019 по делу N А53-36307/2018 и от 09.12.2019 N Ф08-9776/2019 по делу по делу N А53-7970/2019).
Приведенная практика сформирована относительно применения пункта 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
В рассматриваемом случае исключение компании произведено на основании подпункта "б" пункта 5 данной статьи. В соответствии с названными положениями порядок исключения юридического лица из реестра применяется также в случае наличия в реестр сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.
Пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 названного Закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
Регистрирующий орган по собственной инициативе не имеет права прекратить процедуру исключения юридического лица, без заявления заинтересованных лиц.
Пункт 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что предусмотренный порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случае, определенном в подпункте "б" данной статьи. Процедура признания фактически прекратившим деятельность юридического лица в рассматриваемом случае не может быть инициирована регистрирующим органом повторно по основанию наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности до истечения сроков, установленных подпунктом "б" пункта 5 той же статьи.
Как следует из материалов дела, от заинтересованных лиц поступили возражения относительно предстоящего исключения компании, которое послужило основанием для прекращения процедуры ликвидации (24.01.2020). Однако через 16 дней после поступления возражений инспекция повторно приняла решение о предстоящем исключении компании (10.02.2020).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил наличие возражений относительно исключения компании из ЕГРЮЛ, в связи с чем предыдущая процедура исключения из реестра прекращена регистрирующим органом; повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ инициирована инспекцией по истечении 16 дней со дня прекращения предыдущей процедуры, следовательно, на момент принятия решений о предстоящем исключении и на момент исключения компании из реестра инспекции было достоверно известно о возражениях третьих лиц и заинтересованности в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов; срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления является незначительным, и у общества отсутствовали основания считать, что в отношении компании инспекция вновь рассматривает вопрос об исключении его из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном) порядке.
С учетом изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в рассмотренном случае оспариваемые действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ записи об исключении компании не соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ и нарушают права и законные интересы общества.
В связи с чем отсутствуют основания для признания решения Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 по делу N А32-34271/2020 законным и обоснованным, судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.02.2021 по делу N А32-34271/2020 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю от 10.02.2020 N 2474 о предстоящем исключении закрытого акционерного общества "Жилищная коммунальная компания" (ОГРН 1022401955003) из Единого государственного реестра юридических лиц как не соответствующее положениям статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю по исключению закрытого акционерного общества "Жилищная коммунальная компания" (ОГРН 1022401955003) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр юридических лиц государственную регистрационную запись о недействительности государственной регистрационной записи от 05.06.2020 ГРН 2202306014711 о прекращении деятельности закрытого акционерного общества "Жилищная коммунальная компания" (ОГРН 1022401955003).
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (ИНН 2310189575) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДжиДи" (ИНН 2465292977) расходы по оплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе в размере 4 500 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34271/2020
Истец: ООО "ДжиДи"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю, МИФНС 16 по КК