г. Вологда |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А05-14287/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 апреля 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саркисян Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Фасад" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 февраля 2021 года по делу N А05-14287/2020,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; адрес: 163069, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Фасад" (ОГРН 1192901006308, ИНН 2901297664; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 68, корпус 1, помещение 37; далее - общество) о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для дома N 26, корп. 3, по просп. Обводный канал в городе Архангельске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 05 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены, с общества в доход федерального бюджета взыскано 6 000 руб. государственной пошлины.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает на то, что если земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки, не выходит в состав общего имущества дома, то обязанность по организации места накопления мусора возлагается на органы местного самоуправления.
Администрация отзыв на жалобу не представила, в ходатайстве о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома N 26, корп. 3, по просп. Обводный канал в городе Архангельске (далее - МКД) на основании договора управления от 01.07.2020 N 1186р, заключенного с обществом на основании протоколов конкурса по отбору управляющей организации собственником жилого помещения - муниципальным образованием "Город Архангельск".
Пунктом 2.1.22 договора к числу обязательств общества отнесено проведение работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок.
Письмом от 25.08.2020 N 31-37/4991 администрация указала обществу на обязанность организовать место (площадку) накопления ТКО и крупногабаритных отходов для МКД.
В ответе на указанное письмо от 28.08.2020 N 159 общество сообщило, что, поскольку земельный участок, на котором необходимо организовать контейнерную площадку для накопления ТКО, не входит в состав общего имущества МКД, обязанность по созданию и содержанию места накопления ТКО возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно акту обследования от 13.10.2020 по адресу: ул. Розы Люксембург, д. 65, установлена контейнерная площадка для накопления отходов ряда жилых домов, в том числе рассматриваемого МКД. Количество контейнеров - 3 шт., цвет - зеленый, объем - 1,1 куб. м. Водонепроницаемое покрытие (бетонная плита) и ограждение отсутствуют. Контейнерная площадка не соответствует требованиям действующего санитарного законодательства и Правилам благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581 (далее - Правила благоустройства). Место для накопления ТКО и крупногабаритных отходов, в соответствии с Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Архангельск", утвержденным постановлением администрации от 13.02.2020 N 285 (далее - Порядок N 285), не определено.
Поскольку место (площадка) накопления ТКО для жителей МКД в установленном порядке обществом не организовано, администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, при этом правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, в силу пункта 26 (1) которого в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
На основании подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Порядок N 285 устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования "Город Архангельск", в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 Порядка N 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
Заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме (пункт 1.5 Порядка N 285).
В силу пункта 2.4 того же Порядка место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и Правил благоустройства.
Пунктом 2.8 Порядка N 285 обязанности по проведению работ, связанных с благоустройством контейнерных площадок и подъездов к ним, по содержанию в исправном состоянии контейнеров (мусоросборников) и их внешнего вида в случае использования контейнеров для размещения отходов, образовавшихся от жителей многоквартирных домов, возложены на организации, осуществляющие управление жилыми домами.
В данном случае место накопления ТКО для МКД в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Архангельск" не включено, заявок на включение в реестр не поступало.
Доказательств, свидетельствующих об организации обществом места накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства для эксплуатации МКД, в материалы дела не представлено.
Доводы общества со ссылкой на то обстоятельство, что земельный участок, на котором планируется создание контейнерной площадки, не входит в состав общего имущества МКД, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТКО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает общество от обязанности по ее содержанию.
Поскольку общество, осуществляя функции управления в отношении МКД, в силу пункта 2.2 части 2 статьи 161 ЖК РФ, положений Правил N 491, отвечает за надлежащее содержание общего имущества названного дома и несет обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, доводы подателя жалобы о возложении такой обязанности на администрацию не соответствуют приведенным выше нормам права и фактическим обстоятельствам дела.
В силу норм жилищного законодательства общество, заключив договор управления с условием об обязанности собственников выносить отходы в специально установленные для этого места, обязалось организовать и содержать место накопления ТКО, надлежаще оказывать все виды коммунальных услуг.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования администрации.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку доказательств уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобой ответчиком не представлено, определение апелляционного суда от 22 марта 2021 года в части предложения подателю жалобы представить такие доказательства не исполнено, в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05 февраля 2021 года по делу N А05-14287/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Фасад" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Фасад" (ОГРН 1192901006308, ИНН 2901297664; адрес: 163060, Архангельская область, город Архангельск, улица Урицкого, дом 68, корпус 1, помещение 37) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-14287/2020
Истец: администрация муниципального образования "Город Архангельск"
Ответчик: ООО "Управляющая Компания "Фасад""