Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 августа 2021 г. N Ф08-7692/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
27 апреля 2021 г. |
дело N А32-234/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пинта Самара"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.02.2021 по делу N А32-234/2021
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
(ИНН 6165157156, ОГРН 1096165003791)
к обществу с ограниченной ответственностью "Пинта Самара" (ИНН 6318002402,
ОГРН 1156318001190)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пинта Самара" (далее - ООО "Пинта Самара", общество) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 17.12.2020 N 0309/171220/07130.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 ООО "Пинта Самара" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. Алкогольная продукция, изъятая на основании протокола осмотра от 10.08.2020 (переданную на ответственное хранение представителю ОАО "Росспиртпром" согласно акта приема-передачи от 12.08.2020 N уЗ-15005/15-63), направлена на уничтожение в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Пинта Самара" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, заменить административный штраф по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 200 000 рублей в отношении заявителя на предупреждение.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Общество ранее к административной ответственности не привлекался. Дополнительно проведена внутренняя проверка, по окончании которой выявлено, что бухгалтером-оператором Кузнецовой Н.И. допущена пересортица алкогольной продукции, кладовщиком Кенжигареевым Т.А. допущена ошибка при погрузке продукции, что привело к нарушению. По факту проведённой служебной проверки, бухгалтер-оператор Кузнецова Е.Г. и кладовщик Кенжигареев Т.А привлечены к дисциплинарной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу возражало на доводы апелляционной жалобы, указало на правомерность вынесенного судом первой инстанции решения, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о его проведении извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее по тексту - Управление, административный орган) Отделом МВД России по Темрюкскому району направлен материал проверки (вх. 3-15176 от 17.09.2020), в котором содержаться данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Из представленных материалов следует, что 10.08.2020 в рамках проведения совместных мероприятий с сотрудниками ОГИБДД Отдела МВД России по Темрюкскому району (письмо исх.N 91/21896 от 10.07.2020 (вх. в Управление от 13.07.2020 N вхЗ-Ш62) в 16 часов 30 минут на 140 км + 100 м. федеральной автомобильной дороги А-290 "Новороссийск-Керчь" на стационарном посту ДПС ГИБДД "ТАМАНЬ" Отдела МВД России по Темрюкскому району остановлен автомобильный транспорт, грузовой тягач седельный ВОЛЬВО FH-TR.UCK 4^2 (государственный регистрационный номер А798ХХ763) с полуприцепным фургоном SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173) под управлением гражданина Турчик Максима Сергеевича.
Согласно КУСП N 14498 от 10.08.2020 в ходе досмотра транспортного средства в полуприцепном фургоне SCHMITZ SKO 24/L-13.4 F (гос. номер BE 565173) транспортного средства ВОЛЬВО FH-TRBCK 4x2 с государственным регистрационным номером А798ХХ763, обнаружена алкогольная продукция (пивные напитки, сидр) в ассортименте, производителем который является ООО "ВОЛГА Б.Т" (ИНН 6312109660, КПП631201001), находящаяся в полимерной таре с контрэтикетками, объёмом 30 литров каждая в количестве 624 шт. (18720 литров).
На момент остановки транспортного средства водителем Турчик Максимом Сергеевичем представлены товарно-транспортные накладные: N 1136 от 06.08.2020 и N 1251 от 07.08.2020, в которых грузоотправителем является ООО "Пинта Самара" (ИНН 6318002402), а грузополучателем - ООО "Гелиос" (ИНН 5252043530).
При проверке сведений в системе ЕГАИС выявлено, что сведения о фиксации товарно-транспортной накладной N 1136 от 06.08.2020 на момент остановки транспортного средства, а именно 10.08.2020 в 16 ч. 30 мин., отсутствовали, а товарно-транспортная накладная N 1251 от 07.08.2020 зафиксирована и имеет статус "принята 07.08.2020" грузополучателем ООО "Гелиос".
Вышеуказанный факт зарегистрирован в КУСП ОМВД России по Темрюкскому району за N 15614 от 22.08.2020.
11.08.2020 консультантом отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополю Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Харакчиевым Э.Э. вынесено определение о возбуждении дела N 0309/110820/03686 об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
В ходе производства по делу N 0309/110820/03686 об административном правонарушении на основании ст. 27.8 КоАП РФ сотрудниками Управления с участием оперуполномоченного ОЭБиПК ОМВД России по Темрюкскому району Краснодарского края капитана полиции Волк Александра Николаевича 11.08.2020 произведен осмотр алкогольной продукции, находящейся в грузовом тягаче седельном ВОЛЬВО FH-TRUCK 4x2 (государственный регистрационный номер А798ХХ763) с полуприцепным фургоном SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173), и других предметов и документов, на момент осмотра находящихся по адресу: Краснодарский край, г. Темрюк, ул. Чуянова, д. 26 (протокол осмотра от 11.08.2020 N 0309/110820/03686).
В результате осмотра установлено, что полуприцепном фургоне SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173) находится алкогольная продукция (пивные напитки, сидр), расфасованная в полимерную тару, общим объемом 18720 литров.
На вышеуказанную продукцию водителем Турчик Максимом Сергеевичем представлены товарно-транспортные накладные: N 1,136 от 06.08.2020 и N 1251 от 07.08.2020, в которых грузоотправителем является ООО "Пинта Самара", ИНН 6318002402, а грузополучателем ООО "Гелиос", ИНН 5252043530.
При проверке информации по указанным ТТН сведения о фиксации товарно-транспортной накладной N 1136 от 06.08.2020, в системе ЕГАИС отсутствовали, а товарно-транспортная накладная N 1251 от 07.08.2020 зафиксирована и имеет статус "принята" 07.08.2020 грузополучателем ООО "Гелиос" до остановки транспортного средства, то есть продукция, перечисленная в указанной ТТН уже была получена контрагентом (грузополучателем) ООО "Гелиос".
Следовательно, вышеуказанные товарно-транспортные накладные не могут являться документами, удостоверяющими легальность производства и оборота алкогольной продукции, выявленной при остановке транспортного средства - грузового тягача седельного ВОЛЬВО FH-TRUCK 4x2 (государственный регистрационный номер А798ХХ763) с полуприцепным фургоном SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173).
Также, в рамках административного расследования по ст. 14.19 КоАП РФ, при сопоставлении ассортимента и фактического количества продукции (протокол осмотра от 11.08.2020 N 0309/110820/03686) с "'ассортиментом и количеством продукции, указанной в представленных водителем Турчик М.С. ТТН N 1136 от 06.08.2020 и N 1251 от 07.08.2020 выявлено, что в представленных водителем ТТН вообще отсутствует алкогольная продукция со следующим наименованием:
Пивной напиток "Ягодный";
Пивной напиток "Вишня";
Пивной напиток "Груша";
пивной напиток "Сангрия";
Сидр "Яблочный".
Кроме того, алкогольную продукцию, перечисленную в ТТН N 1136 от 06.08.2020 и N 1251 от 07.08.2020 невозможно соотнести с продукцией, выявленной в момент остановки транспортного средства, поскольку продукция, указанная в товарно-транспортных накладных не совпадает с количеством алкогольной продукции, перевозимой водителем Турчик М.С., и ее невозможно идентифицировать лишь по одному наименованию, указанному в ТТН. Более того, согласно сведениям из системы ЕГАИС продукция, поставляемая по ТТН N 1251 от 07.08.2020 уже получена контрагентом ООО "Гелиос" 07.08.2020 г,
Таким образом, на алкогольную продукцию (пивные напитки, сидр), выявленную в момент остановки транспортного средства - грузового тягача седельного ВОЛЬВО FH-TRUCK 4x2 (государственный регистрационный номер А798ХХ763) с полуприцепным фургоном SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173) перечисленную в таблице N 1 в количестве 624 шт. (18720 литров) водителем не были представлены сопроводительные документы, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенные ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, кроме того, документы, удостоверяющие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, не были представлены и в рамках административного расследования, проводимого по ст. 14.19 КоАП РФ.
Согласно объяснениям от 10.08.2020 б/н, предоставленных водителем транспортного средства Турчик М.С., сопроводительные документы на алкогольную продукцию в общем количестве 18720 л., выявленную во время остановки транспортного средства, были переданы водителю одним из сотрудников склада, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Республиканская, д. 17, где производилась погрузка вышеуказанного транспортного средства 08.08.2020. При этом количество и наименование алкогольной продукции, находящейся на момент отправки транспортного средства с полуприцепным фургоном SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173) Турчик Максим Сергеевич не проверил.
В своих пояснениях от 22.09.2020 б/н ООО "Пинта Самара" (входящий в Управление N вх. 3-15977 от 30.09.2020) сообщает, что бухгалтером-оператором Кузнецовой Н.И. и кладовщиком Кенжигареевым Т.А. допущена пересортица алкогольной продукции при погрузке продукции в автотранспортное средство, в связи с чем, в полном объеме признает, что ими были нарушены требования Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 10.08.2020, вся алкогольная продукция (пивные напитки, сидр), общим объемом 1872,0 дал, изъята из оборота капитаном полиции ОЭБ и ПК ОМВД России по Темрюкскому району Волк А.Н. в рамках КУСП 14498 от 10.08.2020 и оставлена на хранение на территории Отдела МВД России по Темрюкскому району Краснодарского края по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Чуянова, д. 26.
Впоследствии, вышеуказанная алкогольная продукция (пивные напитки, сидр) объемом 1872,0 дал. передана на ответственное хранение представителю ОАО "Росспиртпром", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" согласно акта приема-передачи от 12.08.2020 N уЗ-15005/15-63).
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 20.07.2020 г. транспортное средство марки ВОЛЬВО FH-TRUCK 4x2 с государственным регистрационным номером А798ХХ763 и полуприцепный фургон SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F с государственным регистрационным номером ВЕ565173, возвращены по правовой принадлежности.
По результатам административного расследования по делу N 0309/110820/03686 по ст. 14.19 КоАП РФ 12.11.2020 г. в отношении ООО "Пинта Самара" составлен протокол N0309/110820/03686 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.19 КоАП РФ (материалы дела направлены на рассмотрение в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым), в соответствии с которым установлены достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, выразившееся в обороте алкогольной продукции (пивные напитки, сидр) без наличия сопроводительных документов, установленных ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, по результатам административного расследования по делу N 0309/110820/03686 по ст. 14.19 КоАП РФ, было установлено, что документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции (пивные напитки, сидр), перечисленной в таблице N 1 в количестве 624 шт. (18720 литров), переданной на ответственное хранение в ОАО "Росспиртпром" согласно акту приема-передачи от 12.08.2020 N уЗ-15005/15-63, не были представлены ни при остановке транспортного средства марки ВОЛЬВО FH-TRUCK 4x2 (государственный регистрационный номер А798ХХ763) с полуприцепным фургоном SCHMITZ SKO 24/L-13/4 F (государственный регистрационный номер ВЕ565173, ни во время проведения административного расследования по ст. 14.19 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, установлено, что ООО "Пинта Самара" (ИНН 6318002402) 10.08.2020 в 16 часов 30 минут (время совершения административного правонарушения) на 140 км + 100 м. федеральной автомобильной дороги А-290 "Новороссийск-Керчь"; на стационарном посту ДПС ГИБДД "ТАМАНЬ" Отдела МВД России по Темрюкскому району (место и время совершения административного правонарушения), (осуществлялся нелегальный оборот алкогольной продукции (пивные напитки, сидр), без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, что указывает на нарушение ст. 10.2, ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Указанное выше нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате выявленного правонарушения консультантом отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Харакчиевым Э.Э. в отношении ООО "Пинта Самара", 17.12.2020 составлен протокол N 0309/171220/07130 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ.
Учитывая, что действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, имеется ряд ограничений и запретов.
Так, согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом акцизными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции. Такая справка не заполняется для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами ЕАЭС; 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, в целях использования такой продукции в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенных на территории Российской Федерации или импортированных и являющихся товарами ЕАЭС, а также для алкогольной продукции, маркируемой в соответствии с настоящим Федеральным законом федеральными специальными марками, информация об объеме оборота которой не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе по каждой единице алкогольной продукции; 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции). 5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ).
Статьей 26 Закона N 171-ФЗ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В силу положений статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьями 10.2, 26 Федерального закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих ее легальность производства и оборота, запрещается.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Пинта Самара" (ИНН 6318002402) 10.08.2020 в 16 часов 30 минут (время совершения административного правонарушения) на 140 км + 100 м. федеральной автомобильной дороги А-290 "Новороссийск-Керчь"; на стационарном посту ДПС ГИБДД "ТАМАНЬ" Отдела МВД России по Темрюкскому району (место и время совершения административного правонарушения), (осуществлялся нелегальный оборот алкогольной продукции (пивные напитки, сидр), без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, что указывает на нарушение ст. 10.2, ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Указанное выше нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В результате выявленного правонарушения консультантом отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Харакчиевым Э.Э. в отношении ООО "Пинта Самара", 17.12.2020 составлен протокол N 0309/171220/07130 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъясняет, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом ему правонарушении.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником алкогольного рынка, должно быть осведомлено о том, что несоблюдение законодательства в сфере оборота алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела о привлечении общества к административной ответственности не усмотрел оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имел место исключительный случай, с учетом того, что данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд первой инстанции принял во внимание, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения (доказательств обратного материалы дела не содержат), и посчитал возможным назначить обществу административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере - 200 000 рублей.
Апелляционная коллегия не принимает довод общества о возможности замены административного штрафа на предупреждение, так как общество является субъектом малого и среднего предпринимательства; административное правонарушение обществом совершено впервые.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в том числе предупреждение.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем назначенное обществу административное наказание в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО "Пинта Самара" к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством РФ. Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов административного дела судом первой инстанции установлен факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, а также вина в его совершении.
В связи с чем, апелляционная коллегия полагает, что оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется.
Санкция части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также назначение не только основного административного наказания (штрафа), но и дополнительного наказания в виде конфискации алкогольной продукции.
В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171 -ФЗ, в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
Из положений части 3 статьи 3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое основание (исключение) предусмотрено частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ, а также Законом N 171-ФЗ, согласно которому в указанных в пункте 1 статьи 25 названного закона случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт признаются находящимися в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию.
Следовательно, конфискация орудий совершения и (или) предметов административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в том случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.
В данном случае общество в нарушение требований статей 10.2, 16, 26 Федерального закона Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" осуществлял оборот пива без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, в связи с чем, алкогольная продукция, изъятая на основании протокола изъятия вещей и документов, находится в незаконном обороте.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, изъятая или конфискованная алкогольная продукция, указанная в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Закона N 171- ФЗ, подлежит уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 10.08.2020, вся алкогольная продукция (пивные напитки, сидр), общим объемом 1872,0 дал, изъята из оборота капитаном полиции ОЭБ и ПК ОМВД России по Темрюкскому району Волк А.Н. в рамках КУСП 14498 от 10.08.2020 и оставлена на хранение на территории Отдела МВД России по Темрюкскому району Краснодарского края по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, уд; Чуянова, д. 26.
Впоследствии, вышеуказанная алкогольная продукция (пивные напитки, сидр) объемом 1872,0 дал. передана на ответственное хранение представителю ОАО "Росспиртпром", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" согласно акта приема-передачи от 12.08.2020 N уЗ-15005/15-63).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что изъятая алкогольная продукция, подлежит направлению на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2021 по делу N А32-234/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-234/2021
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирование по Южному Федеральному округу
Ответчик: ООО "Пинта Самара"