г. Пермь |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А60-48055/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Шаламовой Ю.В., Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тауафетдиновой О.Р.,
при участии:
от заявителя: Алтухов И.В., паспорт, доверенность от 09.01.2024, диплом,
от заинтересованного лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 ноября 2023 года по делу N А60-48055/2023
по заявлению акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (ИНН 7721632827, ОГРН 5087746119951)
к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 6671307658, ОГРН 1106671000457)
о признании недействительными акта 07.06.2023 N 168, предписания от 07.06.2023 N 168-1,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Концерн Росэнергоатом" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании недействительными акта 07.06.2023 N 168, предписания от 07.06.2023 N 168-1.
10.11.2023 в электронном виде через систему "Мой Арбитр" АО "Концерн Росэнергоатом" представлено заявление об уточнении заявленных требований: просит признать недействительным предписание от 07.06.2023 N 168-1.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.11.2023 (резолютивная часть решения объявлена 21.11.2023) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.06.2023 N 168-1. Суд обязал Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Концерн Росэнергоатом". В порядке распределения судебных расходов с Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пользу акционерного общества "Концерн Росэнергоатом" взыскано 3000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заинтересованным лицом приведены доводы о том, что судом сделаны выводы, основанные на неправильном применении норм права и противоречат имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем подлежит отмене.
Считает выводы суда о незаконности пункта 1 предписания не соответствующими закону.
Согласно пункту 1 Предписания N 168-1 в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет лицензируемый вид деятельности по утилизации отходов минеральных масел турбинных (ФККО 4 206 170 01 31 3 и отходов минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (ФККО 4 06 140 01 31 3), и размещению отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов", без специального разрешения (лицензии).
Согласно договору N 14-03/2020/М282 от 26.06.2020 Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" передало ООО "Экологика" осадок механической очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более, а также шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов на обезвреживание, что так же подтверждается актом сдачи-приемки оказаных услуг от 19.11.2020. В период с 19.11.2020 год по настоящее время перечисленные выше отходы не передавались.
В ходе проведения проверки произведен отбор пробы отхода на шламонакопителях. Согласно результатам ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" отход Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов соответствует III классу опасности. Данные обстоятельства подтверждают факт наличия и размещение данного отхода на собственном объекте размещения отходов. Последняя передача отхода была 19.11.2020. Однако, согласно Проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение годовой норматив образования отхода (Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (ФККО 9 11 200 02 39 3) составляет 0,400т. Следовательно, отходы, образуемые в деятельности предприятия и в последующем помещенные на шламонакопитель, фактически размещаются на нём.
Также не согласны с признанием незаконным пункта 2 предписания. Согласно пункту 2 Предписания N 168-1, в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет размещение отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО.
В соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) у АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" в цехе обеспечивающих систем (ЦОС) находятся очистные сооружения в составе которых для накопления шлама нефтеуловителей предусмотрены два шламонакопителя, которые по мере накопления подлежат очистке. Шламонакопители построены по проекту 1974 года. Согласно краткой технической характеристике шламонакопители предназначены для приема осадка, образующегося при очистке нефтесодержащих стоков. Рабочий объект каждой секции ориентировочно 2300 м3, максимальный уровень осадка 219,70. Дно и откосы шламоонакопителя для создания водонепроницаемого экрана покрываются безфильтровым монолитным железобетонным креплением.
Согласно договору N 14-03/2020/М282 от 26.06.2020 Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" передало ООО "Экологика" осадок механической очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более, а так же шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов на обезвреживание, что так же подтверждается актом сдачи-приемки оказанных услуг от 19.11.2020. В период с 19.11.2020 год по настоящее время перечисленные выше отходы не передавались.
В ходе проведения настоящей проверки произведен отбор пробы отхода на шламонакопителях. Согласно результатамв ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" отход Шлам очистки емкостей трубопроводов от нефти и нефтепродуктов соответствует III классу опасности. Данные обстоятельства подтверждают факт наличия и размещение данного отхода на собственном объекте размещения отходов. Последняя передача отхода была 19.11.2020.
Однако, согласно Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение годовой норматив образования отхода (Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов (ФККО 9 11 200 02 39 3) составляет 0,400т. Следовательно, отходы, образуемые в деятельности предприятия и в последующем помещенные на шламонакопитель фактически размещаются на нём.
Таким образом, в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет размещение отхода шлама на объекте размещения отходов, не внесенном в Государственный реестр отходов размещения отходов.
Податель жалобы также не соглашается с выводами суда о незаконности пункта 3 предписания.
Согласно пункту 3 Предписания N 168-1, в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет передачу отходов I-IV классов опасности "Лом и отходы меди несортированные" (ФККО 4 62 110 99 20 3) и "Лом и отходы никеля и никелевых сплавов в кусковой форме незагрязненные" (ФККО 4 62 600 02 21 4) третьим лицам в отсутствие у последних соответствующих специальных разрешений (лицензий).
В ходе проверки установлено, что в соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) у АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" в процессе производственной деятельности образуются отходы производства потребления в том числе такие как: Лом и отходы меди несортированные (ФККО 4 62 110 99 20 3) и Лом и отходы никеля и никелевых сплавов в кусковой форме незагрязненные (ФККО 4 62 600 02 21 4).
При анализе отчета ПЭК за 2022 год установлено, Филиал АО "Концерн Росэнергоатом" филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" передает следующие виды отходов юридическим лицам, не имеющим соответствующую лицензию на вид деятельности.
Группа отходов "лом и отходы меди несортированные" (ФККО 4 62 ПО 99 20 3) и "лом и отходы никеля и никелевых сплавов в кусковой форме незагрязненные" (ФККО 4 62 600 02 21 4) включена в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017. N 242, и виды отходов, входящие в состав указанной группы, имеют различные классы опасности от II класса опасности до V.
В случае, если природопользователь принимает к учету отход, классифицируемый согласно каталогу отходов, то деятельность с данным видом отходов подлежит регулированию в соответствии с Федеральным законом от 24.06.2022 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Федеральным законом от 05.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которому лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом, в случае, если к учету природопользователь принимает лом черных и цветных металлов, то требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению регулируются статьей 13.1 Закона N 89- ФЗ, а также Законом N 99-ФЗ, согласно которому заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов является отдельным лицензируемым видом деятельности.
Учитывая, что оспариваемое Предписание N 168-1 выдано уполномоченным лицом, при наличии оснований, с соблюдением установленного порядка его принятия; содержание оспариваемого предписания соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, тем самым оснований для удовлетворения заявленных требований АО "Концерн Росэнергоатом" не имеется.
Заявитель с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя против доводов жалобы возражал, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.05.2023 N 523-РШ (учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 66230021000106111160) в период с 17 мая по 07 июня 2023 года Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена выездная проверка деятельности филиала АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" с целью подтверждения фактов, указанных в требовании прокуратуры Свердловской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 27.04.2023 N 7/3-22-2023.
По результатам проверки филиалу АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" выдано предписание от 07.06.2023 N 168-1 об устранении нарушений обязательных требований в области обращения с отходами, а именно:
1. Согласно пункту 1 предписания N 168-1 в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет лицензируемый вид деятельности по утилизации отходов минеральных масел турбинных (код Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО) 4 206 170 01 31 3 и отходов минеральных масел трансформаторных, не содержащих галогены (код ФККО 4 06 140 01 31 3) и размещению отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" без специального разрешения (лицензии); срок устранения указанного нарушения - 04.12.2023;
2. Согласно пункту 2 предписания N 168-1 в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет размещение отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" на объекте размещения отходов не внесенном в ГРОРО; срок устранения указанного нарушения - 04.12.2023;
3. Согласно пункту 3 предписания N 168-1, в нарушение требований в области охраны окружающей среды АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" осуществляет передачу отходов I-IV классов опасности "Лом и отходы меди несортированные" (код ФККО 4 62 110 99 20 3) и "Лом и отходы никеля и никелевых сплавов в кусковой форме незагрязненные" (код ФККО 4 62 600 02 21 4) третьим лицам в отсутствии у последних соответствующих специальных разрешений (лицензий); срок устранения указанного нарушения - 04.12.2023.
Полагая, что вынесенное предписание является незаконным, филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
На основании части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия (вынесения) ненормативного правового акта (предписания) о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере связи, возлагается на административный орган.
В соответствии с положениями главы 24 АПК РФ ненормативный акт государственного органа подлежит признанию недействительным в судебном порядке, если он не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" утверждено Положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее - Положение) (начало действия документа - 02.07.2021).
Статьями 1, 2 Положения определено, что настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного экологического контроля (надзора), за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее - государственный экологический контроль). Предметом государственного экологического контроля является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, том числе соблюдение лицензионных требований к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении объектов, указанных в подпунктах "б" - "к" пункта 8 настоящего Положения.
Согласно пункту 7 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического контроля, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Исходя из системного толкования приведенных норм права следует, что с 01.07.2021 отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц регулируются Законом N 248-ФЗ.
Статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ определены виды решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий. К их числу пунктом 1 части 2 указанной статьи отнесена выдача после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
Учитывая изложенное, предписание принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий при наличии оснований для проведения проверки. Оспаривая предписание, общество не ссылается на процедурные нарушения со стороны надзорного органа, из материалов дела такие нарушения не следуют.
Относительно законности и обоснованности оспариваемого заявителем предписания апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из пункта 1 предписания следует, что основаниями для его выдачи указано нарушение обществом положений статьи 1 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 1 статьи 34 и пунктов 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", выраженное в осуществлении лицензируемого вида деятельности по утилизации и размещению отходов без лицензии.
В пункте 2 предписания от 07.06.2023 N 168-1 указано, что филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" осуществляет размещение отхода "Шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" (ФККО 9 11 200 02 39 3) на объекте размещения отходов, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), чем нарушает положения пунктов 6, 7 статьи 12 Закона об отходах, пункта 1 статьи 34 и пунктов 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 "Об охране окружающей среды".
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 3 указанного Закона лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Лицензируемым видом деятельности является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 названного Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В силу части 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности". В данный перечень включена деятельность по размещению отходов IV класса опасности.
В силу положений ГОСТ Р 57703-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация отработанных нефтепродуктов" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.09.2017 N 1207-ст) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе 7 1245702951_13788647 повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
При этом, в примечаниях к данному пункту ГОСТ Р 57703-2017 указано, что утилизация предполагает использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов.
Следовательно, для осуществления процессов утилизации отходов, необходимо признание в установленном порядке продукции и материалов отходами производства и снятие их с эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в филиале АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" процесс обращения с турбинными и трансформаторными маслами регламентирован РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016 и разработанной на его основании инструкцией "О порядке приема, учета, хранения и отпуска свежих, регенерированных, отработанных масел и дизельного топлива И-ЭЦ-89-2021" (далее - Инструкция).
В рамках обязанности по передаче отходов масел турбинных и трансформаторных, образующихся в филиале АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция", заключались договоры от 20.06.2020 N 14-03/2020/М282, от 23.06.2021 N 14-03/2021/М259, от 23.06.2022 N 14-03/2022/244, от 31.08.2023 N 9/274364-Д.
Таким образом, отходы масел турбинных и трансформаторных не подвергаются в филиале АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" дополнительной обработке, а передаются для последующей утилизации организациям, имеющим соответствующие разрешения.
При этом свежие (полученные от поставщиков) и эксплуатационные (находящиеся в производственном цикле) подвергаются очистке, для чего в филиале АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" для проведения очистки масел применяется стенд очистки жидкостей СОГ-933КТ1.
Кроме того, исследовав приобщенные к материалам проверки журналы учета турбинного и трансформаторного масел (Ж-ЭЦ-146 и Ж-ЭЦ-147) суд также признал их подтверждающими факт движения эксплуатационного масла внутри производственного цикла, а не удаления из него.
Таким образом, трансформаторные и турбинные масла, находящиеся в рабочих баках (N 1-9) ТМХ и проходящие предварительную (перед использовании в оборудовании) очистку, не являются отходами.
Исходя из положений Регламента, Инструкции и паспорта на стенд очистки жидкостей СОГ-933КТ1, суд признал, что деятельность, осуществляемая филиалом АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" в отношении эксплуатационных масел, не попадает под понятие регенерации ни по смыслу РД ЭО 1.1.2.05.0444-2016, поскольку не осуществляется обязательная стабилизация присадками, ни по смыслу Закона об отходах и ГОСТ Р 57703- 2017), поскольку действия по подготовке (очистке) ведутся только в отношении свежих и эксплуатационных масел, а образовавшиеся отходы в установленном порядке оформляются и передаются для утилизации в организации, имеющие соответствующие разрешения (лицензии), и каких либо иных действий (к примеру, регенерации) в отношении указанных отходов не осуществляется.
Доводы Управления о частичной регенерации отходов минеральных масел турбинных (ФККО 4 206 170 01 31 3) и отходов минеральных масел трансформаторных не содержащих галогены (ФККО 4 06 140 01 31 3) в Электрическом цехе Белоярской атомной станции не подтверждается материалами дела. Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Далее, судом установлено, что согласно материалам проверки, в соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее ПНООЛР) у АО "Концерн Росэнергоатом" филиал "Белоярская атомная станция" в цехе обеспечивающих систем (ЦОС) находятся очистные сооружения, в составе которых для накопления шлама нефтеуловителей предусмотрены два шламонакопителя, которые по мере накопления подлежат очистке. Шламонакопители, построенные по проекту 1974 года. Согласно краткой технической характеристике шламонакопители предназначены для приема осадка, образующегося при очистке нефтесодержащих стоков. Рабочий объект каждой секции ориентировочно 2300 м3, максимальный уровень осадка 219,70. Дно и откосы шламонакопителя для создания водонепроницаемого экрана покрываются безфильтровым монолитным железобетонным креплением.
Согласно договору N 14-03/2020/М282 от 26.06.2020 филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" передало ООО "Экологика" осадок механической очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более, а также шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов на обезвреживание, что так же подтверждается актом сдачи-приемки оказанных услуг от 19.11.2020. В период с 19.11.2020 год по настоящее время перепиленные выше отходы не передавались.
Изучив представленные документы, суд первой инстанции поддержал довод заявителя о том, что заинтересованным лицом не доказан факт размещения отхода в период с 19.11.2020 до 30.11.2022 (хранение более 11 месяцев) в месте накопления, поскольку пробы в шламоотвале были взяты 26.05.2023, то есть в период менее 11 календарных месяцев с момента истечения срока действия договора от 23.06.2022 N 14-03/2022/244 (30.11.2022
Судом установлено, что согласно технологической схеме очистки сточных вод (приложение А к Инструкции по эксплуатации очистных сооружений нефтесодержащих стоков цеха обеспечивающих систем ИЭ-ЦОС-017-2020, (утв. главным инженером Белоярской АЭС от 21.10.2020 инв. N 02-41-2296), шламоотвал является составной частью ОСНС и представляет собой один из этапов технологического цикла по очистке нефтесодержащих стоков, не являясь объектом размещения отходов.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы заявителя, в шламоотвалах ОСНС отход "шлам очистки емкостей и трубопроводов от нефти и нефтепродуктов" (ФККО 9 11 200 02 39 3) не размещался.
При этом суд учел, что установленная в ПНООЛР величина образования отхода "Осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более" является планируемой и приблизительной.
В период с 19.11.2020 АО "Концерн Росэнергоатом" были заключены договоры возмездного оказания услуг от 23.06.2021 N 14-03/2021/М259 и от 23.06.2022 N 14-03/2022/244, в соответствии с которыми предусмотрено оказание услуг по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов, указанных в приложениях N 1 к техническим заданиям (приложения N 1 к указанным договорам).
В перечнях отходов, приведенных в приложениях N 1 к техническим заданиям, указан отход "Осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15 % и более" (ФККО 7 23 102 01 39 3), следовательно, в случае образования указанного отхода в 2021 и 2022 годах указанный отход был бы передан специализированной организации в соответствии с условиями заключенных договоров от 23.06.2021 N 14-03/2021/М259 и от 23.06.2022 N 14-03/2022/244.
Вывод о том, что отход "Осадок механический очистки нефтесодержащих стоков, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более" (ФККО 7 23 102 01 39 3) в течение 2021 и 2022 годов не образовывался, также подтверждается принятыми Заинтересованным лицом отчетами по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2021 и 2022 годы, в которых указанный отход отсутствует.
Суждение о незаконности пунктов 1, 2 предписания основано на материалах дела, оснований для его изменения суд апелляционной инстанции не усматривает, поскольку выводы суда первой инстанции в данной части основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для их иной оценки которых у суда апелляционной инстанции не имеется.
Кроме того, необходимо отметить, что относительно нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования по адресу: 624250, Свердловская область, г. Заречный, Белоярская АЭС, отраженных в пунктах 1, 2 оспариваемого в настоящем деле предписания, Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обращалось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года в удовлетворении требований отказано ввиду недоказанности Управлением в действиях (бездействии) АО "Концерн Росэнергоатом" в лице филиала "Белоярская атомная станция" события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2023 решение Арбитражного суда Свердловской области от 23 августа 2023 года по делу N А60-33550/2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
Установленные и указанные в данных судебных актах обстоятельства являются преюдициальными и не подлежат доказыванию вновь в силу статьи 69 АПК РФ.
Таким образом, факт нарушения обществом обязательных требований, отраженный в пунктах 1, 2 оспариваемого предписания не доказан, в данной части предписание правомерно признано недействительным судом первой инстанции на основании статьи 201 АПК РФ.
Относительно законности и обоснованности оспариваемого заявителем пункта 3 предписания апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В пункте 3 предписания от 07.06.2023 N . 168-1 указано, что филиал АО "Концерн Росэнергоатом" "Белоярская атомная станция" в нарушение требований в области охраны окружающей среды осуществляет передачу отходов I-IV классов опасности "Лом и отходы меди несортированные" (ФККО 4 62 110 99 20 3) и "Лом и отходы никеля и никелевых сплавов в кусковой форме незагрязненные" (ФККО 4 62 600 02 21 4) третьим лицам в отсутствие у последних соответствующих специальных разрешений (лицензий), чем нарушает положения пункта 1 статьи 34 и пунктов 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и положения пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Признавая недоказанным соответствующее требование Управления в данной части, суд первой инстанции исходил из следующего.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ выделен отдельный вид отходов - лом и отходы цветных и (или) черных металлов.
В главе 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ выделен отдельный порядок обращения с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и специальные требования, на основании которых Правительством Российской Федерации разработаны "Правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов".
В свою очередь, в пункте 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" выделен конкретный вид лицензируемой деятельности - деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в том случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.
Проанализировав указанные нормы права, суд заключил, что для отчуждения лома и отходов черных и цветных металлов заявителю не требуется специальное разрешение (лицензия).
Из материалов дела судом установлено и иного не доказано, что лом и отходы меди и лом и отходов никеля и никелевых сплавов в 2022 году переданы по договору купли-продажи лома цветных металлов от 06.04.2022 N 69-10/2022/М26 и договору купли-продажи лома нержавеющей стали металлов от 06.04.2022 N 69-10/2022/М27 в собственность ООО "ПИ" (ИНН 3616006703), имеющего лицензию на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов от 17.10.2013 N ЧЦМ-33.
Учитывая, что законодателем выделен отдельный вид отходов (лом), обращение с которым отличается от порядка обращения с другими отходами, и правовая норма, указанная в статье 13.1 Закона об отходах в отношении порядка обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов является специальной, суд пришел к выводу, что для ООО "ПИ" (приобретателя лома) получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности не требуется.
Кроме того, суд учел позицию Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенную в письме от 02.05.2023 N 25-47/16085 о том, что бремя содержания имущества (отхода), в том числе ответственность за соблюдение требований природоохранного законодательства при обращении с отходами, несет его собственник (если иное не предусмотрено законом или договором).
В соответствии с условиями договоров от 06.04.2022 N 69-10/2022/М26 и 06.04.2022 N 69-10/2022/М27, право собственности на лом перешло к ООО "ПИ" в момент подписания сторонами ТОРГ-12, и, следовательно, с этого момента ответственность за наличие необходимых разрешительных документов на дальнейшее обращение с ломом цветных металлов перешла к ООО "ПИ", что исключает ответственность заявителя.
Данная правовая позиция подтверждается, в том числе письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.09.2018 N АА-10-01-32/19160.
Кроме того, нарушение пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" может быть вменено только лицу, осуществляющему деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I-IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения). Заявитель данную деятельность не осуществляет.
При указанных обстоятельствах требования заявителя о признании пункта 3 предписания от 07.06.2023 N 168-1 недействительным суд первой инстанции также признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения в данной части ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела не подтвердились в ходе судебного разбирательства.
Суд первой инстанции обоснованно констатировал, что оспариваемое предписание возлагает на общество обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении деятельности, не соответствует критерию исполнимости, в связи с чем является недействительным.
Приведенные в апелляционной жалобе заинтересованного лица доводы об обратном апелляционным судом проверены и отклонены, как основанные на неверном толковании вышеприведенных норм права применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, заявленные требования удовлетворены правомерно.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2023 года по делу N А60-48055/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Ю.В. Шаламова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-48055/2023
Истец: АО "РОССИЙСКИЙ КОНЦЕРН ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ И ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА АТОМНЫХ СТАНЦИЯХ"
Ответчик: УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ