Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 июля 2021 г. N Ф05-14402/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 апреля 2021 г. |
Дело N А40-258714/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.02.2021 по делу N А40-258714/20 принятое
по заявлению ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС" к Департаменту здравоохранения города Москвы
о признании незаконным и отмене постановления
в присутствии:
от заявителя: |
Рудаков Л.А. по дов. от 22.12.2020; |
от заинтересованного лица: |
Клычков Д.А. по дов. от 25.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС" (далее- заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента здравоохранения города Москвы (далее- ответчик, департамент) N 2372/1 от 03.12.2020 г. о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава вменяемого ему правонарушения, признал порядок и процедуру привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными.
Заявитель не согласился с указанным решением и подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что Департамент не уполномочен рассматривать административные дела, предусмотренные ст.14.6 КоАП РФ, а также указывает на то, что административным органом нарушены требования ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
От Департамента поступили письменные пояснения.
Судебное заседание было отложено в порядке ст. 158 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены или изменения решения, исходя из следующего.
В соответствии со ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель был обоснованно привлечён к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, поскольку им не были предприняты все возможные меры по соблюдению законодательства, а его вина доказана представленными в материалы дела документами.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, коллегия полагает необходимым указать на следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 утвержден "Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
В указанный Перечень включены торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее- постановление N 865) предписано осуществлять государственное регулирование цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Согласно статьи 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств относятся: осуществление регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее- ЖНВЛП), организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Исполнение государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля за применением организациями оптовой торговли, аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, осуществляется Департаментом здравоохранения города Москвы на основании Федерального закона N 61-ФЗ, постановления Правительства Москвы от 22 августа 2012 г. N 425-ПП "Об утверждении положения о Департаменте здравоохранения города Москвы" и административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению в городе Москве регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 669-ПП (далее - Регламент) (пункты 1.1, 1.2 Регламента).
На основании вышеизложенных нормативных актов и в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Федеральный закон N294-ФЗ), а так же согласно распоряжению Департамента здравоохранения города Москвы от 01.10.2020 г. N 2372-р, в период с 08.10.2020 г. по 05.11.2020 г. была проведена согласованная прокуратурой города Москвы внеплановая выездная проверка соблюдения законодательства за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП в Обществе.
Распоряжение о проведении проверки было вручено управляющему указанного юридического лица Вандышеву А.В. под роспись 08.10.2020.
При этом, согласно части 16 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ юридическое лицо о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе, посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится, соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о нарушении Департаментом требований ст.16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
Выявленные в действиях (бездействиях) ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС" нарушения вышеуказанного обязательного требования образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ
О месте и времени рассмотрения административного дела ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС" было своевременно и надлежаще извещено.
Доводы заявителя об отсутствии у Департамента полномочий по рассмотрению дел по ст.14.6 КоАП РФ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку Департамент наделен таковыми полномочиями, в силу положений пункта 3 части 2 статьи 23.51 КоАП РФ, указанного выше регионального законодательства, в том числе, п.п.3.6.5- 3.6.7 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению в городе Москве регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 18 ноября 2014 г. N 669-ПП.
Таким образом, при наличии достоверных и допустимых доказательств в материалах дела, предусмотренных ст. 26.2 КоАП РФ, уполномоченным должностным лицом Департамента с соблюдением сроков и порядка, предусмотренных действующим административным законодательством, 03.12.2020 г. Общество было привлечено к административной ответственности по ч.2 стю14.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального и процессуального права, оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
В соответствии с положениями ст.208 АПК РФ государственная пошлина по рассматриваемому делу не уплачивается.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.02.2021 по делу N А40-258714/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-258714/2020
Истец: ОАО "АПТЕКА N 254 СИМПЛЕКС"
Ответчик: Департамент Здравоохранения г. Москвы