город Томск |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А27-20213/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Бородулиной И.И., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС" (N 07АП-3277/21), на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.02.2021 по делу N А27-20213/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС", город Новосибирск (ОГРН 1145476150874, ИНН 5410788384) к администрации Беловского городского округа, Кемеровская область-Кузбасс, город Белово (ОГРН 1024200543542, ИНН 4202007430) третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение "Комитет по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово", Кемеровская область-Кузбасс, город Белово (ОГРН 1054202037075, ИНН 4202027370) о признании незаконным бездействия и обязании провести аукцион,
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Беловского городского округа (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным бездействия по не принятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса; обязании провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса, в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу; об определении начального размера годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса в размере 506 333 руб., указанного в отчете об оценке ООО "Инвест".
Решением суда от 24.02.2021 заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие администрации Беловского городского округа, Кемеровская область-Кузбасс, город Белово (ОГРН 1024200543542, ИНН 4202007430), выразившееся в не принятии в установленный законом двухмесячный срок решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" от 27.01.2020. Суд обязал администрацию Беловского городского округа, Кемеровская областьКузбасс, город Белово (ОГРН 1024200543542, ИНН 4202007430) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Альянс" и в течение месяца со дня вступления решения в законную силу принять решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса, с соблюдением норм Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение арбитражного суда в части отказа, удовлетворить требования в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела.
Администрация Беловского городского округа в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонила, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.12.2017 общество обратилось в администрацию Беловского городского округа с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную деятельность, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов.
По данному заявлению администрацией не было принято решения о проведении аукциона или об отказе в его проведении.
21.11.2018 общество обратилось с повторным заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную деятельность, для размещения объектов, характерных для населенных пунктов, на которое обществом был получен ответ администрации от 27.12.2018 N 2397 о том, что в настоящее время МУ КЗРМИ г. Белово получены технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям к сетям инженерно- технического обеспечения в соответствии с пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ для подготовки и поведения аукциона в отношении вышеуказанного земельного участка, а также разъяснено, что дальнейшее взаимодействие будет осуществляться через МУ КЗРМИ г. Белово.
При этом, только в июне 2019 года состоялись электронные торги на оказание услуг по оценке начальной стоимости арендной платы.
Сведения о торгах размещены: https://zakupki.gov.ru/eDz/order/notice/ea44/view,/documents.htmr?regNumber=013960 000041900004&backUrl=23e0c762-86e0-44f3-a532-21217799061e; https://www.rts-tender.ru/poisk/search?id=6fl6d34a-5b87-4bc0-8b7c-a8ef6c6766aa.
Муниципальный контракт заключен с ООО "Инвест", что подтверждается протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0139600000419000054 от 18.06.2019. Оценочная стоимость определена и передана администрации торгов. Величина рыночной стоимости годовой арендной платы за использование земельного участка составила 618 644 руб.
Однако, в нарушение статьи 39.11 ЗК РФ уполномоченным органом решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка так и не было принято, торги не были организованы.
20.09.2019 общество вновь обратилось с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка через МФЦ, что подтверждается распиской, на которое обществом был получен ответ МУ Комита по земельным ресурсам и муниципальному имуществу города Белово от 08.10.2019 N 3795 о том, что правилами землепользования и застройки города Белово Кемеровской области, утвержденными решением Беловского городского совета народных депутатов от 24.12.2009 N 19/221-н для земельного участка, расположенного в производственной зоне (П1) вид разрешенного использования "Производственная деятельность" среди основных и условно-разрешенных видов разрешенного использования отсутствует.
На основании изложенного, земельный участок не может быть предметом аукциона.
Кроме того, 03.10.2019 общество обратилось с заявлением в Комитет о предоставлении информации относительно правового статуса земельного участка, на которое был предоставлен ответ от 08.10.2019 N 3796 о том, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории Беловского городского округа.
Предоставление земельного участка может осуществлять только администрация Беловского городского округа.
МУ КЗРМИ г. Белово полномочиями по предоставлению земельных участков не обладает, но заявления о предоставлении земельного участка на торгах подаются в МУ КЗРМИ г. Белово на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в аренду, собственность, а также в целях комплексного освоения территории либо в целях развития застроенной территории по результатам аукциона", утвержденного Постановлением администрации Беловского городского округа от 28.04.2016 N 149-п".
10.10.2019 общество обратилось с запросом о предоставлении сведений МИСОГД относительно земельного участка, на которое были предоставлены ответы от 21.10.2019 исх. N А/2884-8 и от 17.10.2019 о том, что земельный участок расположен в производственной зоне (171), предоставлены сведения о видах разрешенного использования в указанной территориальной зоне.
В целях приведения в соответствие с документами территориального планирования правового режима земельного участка, которое включает необходимый вид разрешенного использования, 29.10.2019 общество обратилось с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "производственная деятельность", "для строительства транспортно-логистического комплекса" на "недропользование (код 6.1.) и склады (код 6.9)". 28.11.2019 администрацией был дан ответ о том, что подготовлен проект постановления об изменении вида разрешенного использования, который передан для принятия и согласования в администрацию Беловского городского округа.
После принятия указанное постановление будет направлено в Управление Росреестра для внесения сведений об изменении в ЕГРН.
Из сведений ЕГРН обществу стало известно, что вид разрешенного использования земельного участка изменен на "недропользование (код 6.1.) и склады (код 6.9)".
27.01.2020 общество вновь обратилось в администрацию с заявлением об организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 для целей строительства транспортнологистического комплекса, на которое был получен ответ от 28.02.2020 исх. N 769 о том, что информационное сообщение о проведении торгов в виде аукциона будет опубликовано на официальном сайте администрации Беловского городского округа и официальном сайте РФ о проведении торгов "torgi.gov".
Однако, после этого сообщение так и не было размещено, а были снова объявлены торги на определение начальной стоимости арендной платы.
Сведения о торгах 2020 года размещены: -https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common- info.html?regNumber=0139600000420000050&backUrl=4b5837c6-0282-4578-a037-1 e4dfa746527 - https://wvvvv.its-tendcr.ru/poisk/search7icN8badadec-4c04-4d56-bf7a-6690cb5016fa.
Муниципальный контракт заключен с ООО "Инвест". Величина рыночной стоимости годовой арендной платы за использование земельного участка составила 506 333,00 руб.
Согласно открытым сведениям муниципальный контракт исполнен 15.06.2020, однако до настоящего времени аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 не назначен.
Поскольку до настоящего времени аукцион так и не был назначен, соответствующее решение о его проведении либо об отказе в проведении заинтересованным лицом не принято, общество обратилось в суд с настоящим заявлением за защитой нарушенного права.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции суд исходил из частичной обоснованности заявленных требований. Признал незаконным бездействие администрации Беловского городского округа, Кемеровская область-Кузбасс, город Белово, выразившееся в не принятии в установленный законом двухмесячный срок решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс" от 27.01.2020. Обязал администрацию Беловского городского округа, Кемеровская область Кузбасс, город Белово устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Альянс" и в течение месяца со дня вступления решения в законную силу принять решение о проведении либо об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса, с соблюдением норм Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий (бездействия) государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия (бездействия), то есть совершения (не совершение) соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия (бездействия) закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Торги на право заключения договоров аренды муниципального имущества проводятся на основании положений статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Согласно части 5 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов.
Учитывая изложенные нормы права, проведение открытого аукциона на право заключение договоров аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности имущества относится к распорядительным функциям государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, имеет публичный характер, в связи с этим на законодательном уровне строго регламентирован и контролируется Федеральной антимонопольной службой.
В силу части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Во исполнение статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), которые устанавливают порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 2 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентировано разделом V.I Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при этом особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определены статьей 39.8 данного Кодекса, подготовка, организация, порядок проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлены статьями 39.11, 39.12, 39.13 ЗК РФ.
Из положений статьи 39.11 ЗК РФ следует, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подготовка, организация и проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентированы, соответственно, статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Согласно части 4 статьи 39.11 указанного выше кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка; 3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и подп. 5 - 9, 13 - 19 п. 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка; 4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа; 6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка.
В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка; 7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подп. 1, 5 - 19 п. 8 настоящей статьи; 8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подп. 1, 5 - 19 п. 8 настоящей статьи; 9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных п. 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Уполномоченный орган при наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со статьей 39.18 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 9 части 4 статьи 39.11 ЗК РФ проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем 2 месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона.
Вместе с тем, заинтересованным лицом, в установленный двухмесячный срок (с момента поступления последнего заявления общества - 27.01.2020) не принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 либо об отказе в проведении аукциона при наличии предусмотренных законом оснований, и доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что бездействие заинтересованного лица, выразившееся в уклонении от принятия решения по рассмотрению заявления общества от 27.01.2020, в предусмотренный статьей 39.11 ЗК РФ срок, не соответствует требования статьи 39.11 ЗК РФ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно статье 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
В целях восстановления нарушенных прав заявитель просит суд обязать администрацию провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса, в срок не позднее одного месяца с момента вступления в силу судебного акта по настоящему делу, и определить начальный размер годовой арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 42:21:0402021:231 площадью 47 588 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Белово, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: недропользование, склады, для целей строительства транспортно-логистического комплекса в размере 506 333 руб., указанного в отчете об оценке ООО "Инвест".
Отказывая в удовлетворении данной части требований суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в данном конкретном случае суд не вправе подменять уполномоченный орган и предрешать существо решения по спорному вопросу - о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка, и определять начальный размер годовой арендной платы за земельный участок.
При этом суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом общества о том, что суд первой инстанции незаконно и необоснованно отказал в требовании определить начальный размер годовой арендной платы за земельный участок в размере 506 333 руб. указанном в отчете об оценке ООО "Инвест".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта опенки, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.
Начальный размер годовой арендной платы за земельный участок, указанный в Отчете N 20-142-02 от 20.04.2020. определен на 20.04.2020, соответственно шестимесячный срок с даты составления отчета истек.
Ссылки заявителя на положения статьи 13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отклоняются поскольку в рассматриваемом случае заявитель обратился с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации Беловского городского округа, об обязании провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, об определении начального размера годовой арендной платы, при этом, спора о достоверности величины начального размера годовой арендной платы не было.
Также заявитель в жалобе ссылается пункт 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".
Между тем, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.
Как было указано выше, в соответствии с пункта 12 статьи 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является в том числе, рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Таким образом, обязательность установления величины стоимости объекта оценки, определена Земельным кодексом РФ, и заявитель мог обратиться самостоятельно с исковыми требованиями об оспаривании начального размера годовой арендной платы за земельный участок в размере в соответствии с отчетом об оценке N 20-142-02 от 20.04.2020.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в абзаце 2 пункта 15 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.02.2021 по делу N А27-20213/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по апелляционной инстанции по платежному поручению от 18.03.2021 N 59.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20213/2020
Истец: Общества с ограниченной отвественностью "Альянс"
Ответчик: Администрация Беловского городского округа
Третье лицо: "КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ ИМУЩЕСТВУ ГОРОДА БЕЛОВО"