г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А40-197560/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции федеральной налоговой службы N 24 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2021 по делу N А40-197560/2020
по заявлению ООО "Транспроект групп"
к ИФНС РФ N 24 по г.Москве
об оспаривании постановления
в присутствии:
от заявителя: |
Коновалова Т.Н. по дов. от 30.07.2020; |
от заинтересованного лица: |
Степанов Д.О. по дов. от 11.02.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТРАНСПРОЕКТ Групп" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления ИФНС РФ N 24 по г.Москве (далее - ответчик, инспекция) по делу об административном правонарушении от 09.10.2020 N 77242027300029100004 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Решением от 29.01.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, мотивировав это тем, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов заявитель указывает на то, что суд первой инстанции пришел к неправильным выводам.
Судебное заседание по делу откладывалось до рассмотрения арбитражным судом Московского округа кассационной жалобы ответчика по делу N А40-134407/2020.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позиции сторон, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с п.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, инспекция провела проверку соблюдения валютного законодательства, в ходе которой установила, что общество осуществило зачисление 12.10.2018 на свой счет N 1051010276100065, открытый в банке ОАО "КЫРГЫЗКОММЕРЦБАНК" (Кыргызская Республика), денежных средств в иностранной валюте за оказание консультационных услуг Агентству развития города Бишкек Мэрии города Бишкек в сумме 5 194 959,30 киргизских сомов по контракту от 06.03.2018 N 2 (далее - Контракт).
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента (Агентства развития города Бишкек Мэрии города Бишкек) в счет оплаты за консультационные услуги по контракту, не входит в перечень допустимых случаев зачисления денежных средств, указанных в статье 12 Закона N 173-ФЗ.
15.10.2018 Общество осуществило расчеты со своего счета, открытого в банке ОАО "КЫРГЫЗКОММЕРЦБАНК" за счет незаконно зачисленных ранее денежных средств в сумме 5 194 959,30 киргизских сомов (безналичная покупка/продажа иностранной валюты), т.е. осуществило операции по покупке иностранной валюты, расчетам с нерезидентами Российской Федерации, являющиеся самостоятельными валютными операциями, не предусмотренными ст.12 Закона N 173-ФЗ.
30.09.2020 в присутствии представителя Общества Коноваловой Т.Н., действующей на основании доверенности от 28.09.2020 N 20-01/2020, в отношении общества составлен протокол N 77242027300029100002 об административном нарушении по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
09.10.2020 в присутствии представителя Общества Коноваловой Т.Н., действующей на основании доверенности от 28.09.2020 N 20-01/2020, должностным лицом инспекции было вынесено оспариваемое постановление N 77242027300029100004, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1/3 от суммы незаконной валютной операции, что составляет 3 711 963,36 руб.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности соблюдена, протокол составлен и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из положений статей 1 и 2 Федерального Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) следует, что данным нормативным актом определен порядок валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями.
К валютным ценностям, среди прочего, относится иностранная валюта, в составе которой учитываются также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
В статье 12 Закона N 173-ФЗ установлено право резидентов открывать счета в иностранной валюте и валюте РФ в банках, расположенных за пределами территории РФ. Также установлен исчерпывающий перечень допустимых случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации минуя счета в уполномоченных банках.
Операция по зачислению денежных средств, поступивших от нерезидента Агентства развития города Бишкек Мэрии города Бишкек в счет оплаты за оказанные услуги, не входит в перечень случаев, указанных в ст. 12 Закона N 173-ФЗ.
Денежные средства, зачисление которых на счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, должны быть зачислены на счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации.
Резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.25 Закона N 173-ФЗ).
Из материалов административного дела следует, что Заявитель выполнил все зависящие от него действия в целях соблюдения валютного законодательства по открытию расчётного счета в уполномоченном банке в киргизских сомах.
Однако из-за отказов банков, расположенных на территории Российской Федерации, открыть расчетный счет не смог.
Для выполнения требований валютного законодательства ООО "ТРАНСПРОЕКТ Групп" в конце 2017 - начале 2018 годов (во время участия в открытом конкурсе) пытался открыть расчетный счет в киргизских сомах в банках, которые бы в силу Закона N 173-ФЗ смогли бы выступить уполномоченным банком для совершения валютных операций по Контракту.
Заявителем представлены нотариально заверенную переписка с банками, подтверждающими невозможность открытия ими расчетного счета в сомах.
Для подтверждения своей позиции о невозможности открытия расчетного счета в сомах заявитель написал запрос в Центральный Банк Российской Федерации с просьбой разъяснить, каким образом соблюсти требования валютного законодательства в случае, когда банки не открывают расчетные счета в сомах.
Письмом ЦБ РФ от 09.04.2020 N 12-4-4/1524 сообщил заявителю, что по имеющейся в Банке России информации по состоянию на 01.02.2020 корреспондентские счета в киргизских сомах имеют следующие уполномоченные банки: ТКБ БАНК ПАО (рег. N 2210), КИВИ Банк (АО) (рег. N 2241), РНКО "Платежный Центр" (ООО) (рег. N3166), АО КБ "ЮНИСТРИМ" (рег. N3467), Банк ГПБ (АО) (рег. N354), ПАО "Совкомбанк" (рег. N963). Учитывая изложенное, для открытия счета в киргизских сомах полагаем целесообразным ООО "ТРАНСПРОЕКТ Групп" обратиться в указанные уполномоченные банки."
Таким образом, письмо Центрального Банка России говорит о том, что по состоянию на 01.02.2020 только 6 банков в Российской Федерации могут открыть счета в кыргызских сомах.
Из представленных доказательств следует, что все Банки, указанные в письме ЦБ РФ от 09.04.2020 N 12-4-4/1524 отказали в открытии расчетного счета в сомах либо уклонились от открытия счета (ТКБ БАНК ПАО, КИВИ Банк АО КБ "ЮНИСТРИМ" Банк ГПБ (АО), ПАО "Совкомбанк").
Нотариально заверенные отказы банков в открытии расчетного счета в сомах являются доказательствами наличия объективных обстоятельств, препятствующих соблюдению ООО "ТРАНСПРОЕКТ Групп" норм валютного законодательства Российской Федерации, а также свидетельствуют о том, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по недопущению нарушения.
Кроме этого, суд применил примечание 7 к статье 15.25 КоАП РФ к рассматриваемому спору.
В соответствии с примечанием N 7 к статье 15.25 КоАП РФ, которые вступили в силу 20.07.2020 следует, что административная ответственность, установленная частями 1 и 4 настоящей статьи за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а в случае частичного списания с указанного счета таких денежных средств и их перечисления на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке, осуществленного не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, указанная в настоящем примечании административная ответственность не применяется в отношении суммы таких частично зачисленных денежных средств.
Таким образом, условием не привлечения резидента к административной ответственности в соответствии с примечанием 7 к статье 15.25 КоАП РФ является зачисление денежных средств на зарубежный счет в срок, установленный внешнеторговым договором (контрактом), поступивших впоследствии в течение 45 дней на счет в уполномоченном банке.
Ответственность не применяется в отношении суммы как полностью, так и частично зачисленных на счет в уполномоченном банке денежных средств при выполнении вышеуказанных условий.
Денежные средства с расчетного счета поступили в уполномоченный банк Российской Федерации ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" 16.10.2018, что подтверждается выписками в расчетного счета, открытого на имя ООО "ТРАНСПРОЕКТ Групп" в ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК", то есть в течение 4 дней с даты их поступления на расчетный счет в неуполномоченном банке.
Таким образом, ООО "ТРАНСПРОЕКТ Групп" соблюло требования примечания 7 к статье 15.25 КоАП РФ и перевело в течение менее, чем 45 дней, поступившие на расчетный счет, открытый в неуполномоченном банке, денежные средства на расчетный счет, открытый в уполномоченном банке.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021 по делу N А40-197560/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-197560/2020
Истец: ООО "ТРАНСПРОЕКТ ГРУПП"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ