|
г. Владивосток |
|
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А51-257/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.В. Понуровской,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОТТЕ Отель Владивосток",
апелляционное производство N 05АП-2131/2021
на решение от 23.03.2021, принятое в порядке упрощенного производства,
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-257/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОТТЕ Отель Владивосток" (ИНН 2536021239, ОГРН 1022501304759)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности N 25362034300029000004 от 24.12.2020 года в части размера штрафа,
без вызова сторон;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОТТЕ Отель Владивосток" (далее - ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 25362034300029000004 от 24.12.2020 по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части размера штрафа.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с реорганизацией системы налоговых органов Приморского края суд произвел процессуальное правопреемство и заменил ответчика по делу Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Владивостока на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Приморскому краю.
В соответствии с правилами главы 29 АПК РФ и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 60 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 02.03.2021, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано. Мотивированное решение на основании поступления апелляционной жалобы изготовлено 23.03.2021.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит:
- решение суда от 23.03.2021 отменить, признать незаконным и отменить постановление о правонарушении ООО "Лотте Отель Владивосток", вынесенное налоговой инспекцией по Ленинскому району г. Владивостока N 25362034300029000004 от 24.12.2020;
- ранее предусмотренное наказание решением Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-257/2021 и постановление N25362034300029000004 от 24.12.2020 налоговой инспекции Ленинского района г. Владивостока в отношении ООО "Лотте Отель Владивосток" в размере 53.234 рублей отменить;
- в соответствии с частью 2 статьи 4.2 КоАП РФ признать смягчающие обстоятельства значительными и снизить штрафные санкции в 2 раза с 53.234 рублей до 26.617 рублей.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что имеются смягчающие ответственность обстоятельства, а именно: допущенное нарушение совершено впервые, ранее организация не привлекалась к ответственности за аналогичные нарушения; отсутствие умысла на совершение нарушения; организация является добросовестным плательщиком налогов и сборов, не имеет задолженности перед бюджетом; тяжелые экономические условия в туристической отрасли - резкий упадок спроса на предоставляемые организацией услуги вследствие пандемии коронавируса нового типа, приведшие к резкому уменьшению выручки от основного вида деятельности организации и несением расходов по обычным видам деятельности организации в частности: расходы на оплату труда работников, коммунальные платежи, налоговые платежи и сборы, расходы на оплату прочих абонентских платежей, начисляемых на ежемесячной основе. Заявитель отмечает, что не входит в число организаций, которым предоставлены меры для поддержки бизнеса из-за ухудшения экономической ситуации. Ссылаясь на положения части 2 статьи 4.2 КоАП РФ об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, просит признать вышеуказанные смягчающие обстоятельства значительными и снизить штрафные санкции в 2 раза.
В установленный судом апелляционной инстанции срок в порядке статьи 262 АПК РФ от налогового органа письменный отзыв на апелляционную жалобу общества не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Из материалов дела судом установлено следующее:
В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства и иных нормативных правовых актов в отношении общества инспекцией было установлено, что ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" (работодатель) посредством заключения трудовых договоров привлекало для выполнения работ иностранных граждан - Абдылдаеву Ж., Азимову Д.М., Акматову Г., Акматову Г.К., Бозорову Г.И., Примбердиева М.У.У., Рахматову М.А., Рахматова Н.А., Тухтаеву О.М.
Как следует из ответа Управления по вопросам миграции УМВД России по Приморскому краю исх. от 02.04.2020 N 23/4-2608 на запрос инспекции от 27.03.2020 N 22-09/11615, указанные иностранные граждане (работники ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" по трудовым договорам) разрешение на временное проживание, вид на жительство на территории Приморского края не получали, следовательно для целей валютного законодательства на основании подпунктов 6 и 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) являются нерезидентами.
На основании представленных обществом по запросу от 13.10.2020 N 22-09/37375 документов инспекцией установлено, что согласно платежной ведомости 25.01.2019 N 00000000030 (расходный кассовый ордер от 29.01.2019 N 34) общество во исполнение обязательств по трудовым договорам выплатило данным работникам-нерезидентам из кассы предприятия заработную плату в наличной форме в общей сумме 141.958 рублей.
Таким образом, установив, что валютные операции на общую сумму 141.958 рублей в виде выплаты заработной платы физическим лицам-нерезидентам наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации осуществлены без открытия счетов в банке, то есть с нарушением требований статьи 14 Закона N 173-ФЗ, налоговый орган установил в действиях заявителя признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Факт правонарушения зафиксирован налоговым органом в протоколе об административном правонарушении N 25362034300029000002 от 17.12.2020..
По результатам рассмотрения материалов административного дела 24.12.2020 инспекцией вынесено постановление N 25362034300029000004 о привлечении ООО "ЛОТТЕ Отель Владивосток" к административной ответственности, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания, с учетом смягчающих обстоятельств, в виде административного штрафа в сумме 53.234 рублей (141.958 *75%/2).
Не согласившись с указанным постановлением в части размера административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности налоговым органом наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны налогового органа, не усмотрев при этом оснований для применения положений статьей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Объектом правонарушения является установленный порядок осуществления валютных операций
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Субъектом правонарушения могут выступать как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Порядок валютного регулирования и валютного контроля установлен Законом N 173-ФЗ, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона N 173-ФЗ резидентами признаются в том числе, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами в том числе, физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 данной статьи.
На основании подпункта "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173- ФЗ валютной операцией является приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Как определено в статье 6 Закона N 173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
По правилам части 2 статьи 14 Закон о валютном регулировании, если иное не предусмотрено Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами -резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Непосредственно порядок осуществления валютных операций физическими лицами - резидентами регламентирован частью 3 указанной статьи, положения которой не выделяют в отдельную категорию граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с данной нормой права расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, поименованных в пунктах 1 - 9 части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
При этом расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в исчерпывающий перечень валютных операций, осуществляемых, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
Соответственно, осуществление расчетов в наличной форме между резидентом и нерезидентом в валюте Российской Федерации в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, является валютной операцией, осуществленной с нарушением требований валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 25 Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом, что согласно платежной ведомости 25.01.2019 N 00000000030 (расходный кассовый ордер от 29.01.2019 N 34) ООО "Лотте отель Владивосток", являясь резидентом, во исполнение обязательств по трудовым договорам выплатило данным работникам-нерезидентам без открытия счетов в банке из кассы предприятия заработную плату в наличной форме в общей сумме 141.958 рублей, то есть с нарушением требований статьи 14 Закона N 173-ФЗ. Данное обстоятельство обществом не оспаривается.
Поскольку в рассматриваемом случае работники ООО "Сахинстрой" являются гражданами иностранного государства - нерезидентами, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ, локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Следовательно, при выдаче обществом иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона N 173- ФЗ. При таких обстоятельствах вывод налогового органа о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, соответствует нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По смыслу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Закона N 173-ФЗ, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности.
Доказательств невозможности исполнения ООО "Лотте отель Владивосток" требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Отсутствие вредных последствий не имеет значения для наступления ответственности за совершенное правонарушение, поскольку оно носит формальный характер, в связи с чем, существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении негативных последствий, а в пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования и валютного контроля.
Отсутствие у иностранных работников банковских счетов, открытых в уполномоченных банках не свидетельствует о наличии непреодолимых препятствий для соблюдения требований действующего валютного законодательства, учитывая, что в рассматриваемом случае, организация еще на стадии заключения трудовых договоров с иностранными работниками должна была осознавать наличие императивной обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо части 3 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), установлены также Законом N 173-ФЗ.
При этом требование валютного законодательства Российской Федерации о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами-резидентами физическим лицам-нерезидентам заработной платы, не противоречит ТК РФ.
Как следует из статьи 11 ТК РФ на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором РФ.
Из вышеуказанного следует, что реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с ТК РФ, но и другими нормативными - правовыми актами, в том числе положениями Закона N 173- ФЗ. При этом в данном случае нормы Закона о валютном регулировании имеют приоритет над положениями ТК РФ.
Соответственно в случае выплаты резидентом физическому лицу заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, если работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства, а локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить в том числе и положениям Закона N 173-ФЗ.
Таким образом, заработная плата иностранному работнику может выдаваться только путем перечисления денежных средств через банковский счет, открытый работодателем в уполномоченном банке, а выплата же зарплаты наличными денежными средствами из кассы является незаконной валютной операцией.
Следовательно, вывод суда о наличии в действиях ООО "Лотте отель Владивосток" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является обоснованным.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Обстояте
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.