г. Самара |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А55-1907/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Некрасовой Е.Н., судей Корнилова А.Б., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курочкиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21.04.2021 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нептун" на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.12.2020 по делу N А55-1907/2020 (судья Хмелев С.П.), возбужденному по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" (ИНН 6315648332, ОГРН 1136315000469), г.Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "Нептун" (ИНН 6362008996, ОГРН 1026303890425), п.Безенчук Самарской области, о взыскании денежных средств,
в судебном заседании приняли участие:
от ООО "Нептун" - Канаев Д.А. (доверенность от 09.12.2020),
от ООО "СамРЭК-Эксплуатация" - Парамзин И.В. (доверенность от 10.06.2020),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" (далее - ООО "СамРЭК-Эксплуатация") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке ст.49 АПК РФ уменьшения размера исковых требований) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Нептун" (далее - ООО "Нептун") задолженности по договору от 01.01.2017 N 5 за период с 01.01.2017 по 30.08.2019 в сумме 567 433 руб. 98 коп., пени за период по состоянию на 16.01.2020 в сумме 147 049 руб. 39 коп.
Решением от 01.12.2020 по делу N А55-1907/2020 Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил.
ООО "Нептун" в апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о взыскании задолженности и пени в меньшем размере.
ООО "СамРЭК-Эксплуатация" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
От ООО "СамРЭК-Эксплуатация" поступили дополнительные пояснения, от ООО "Нептун" - возражения на эти пояснения.
На основании ст.158 АПК РФ судебное разбирательство откладывалось с 22.03.2021 на 21.04.2021.
В связи с нахождением в очередном отпуске судьи Корастелева В.А. определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А55-1907/2020 произведена замена судьи Корастелева В.А. на судью Корнилова А.Б. Судебное разбирательство произведено с самого начала (ч.5 ст.18 АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Нептун" апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель ООО "СамРЭК-Эксплуатация" апелляционную жалобу отклонил, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, дополнительных пояснениях и возражениях, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ООО "СамРЭК-Эксплуатация" (ресурсоснабжающая организация) и ООО "Нептун" (исполнитель) заключили договор поставки коммунального ресурса с целью содержания общего имущества многоквартирных домов от 01.01.2017 N 5, в соответствии с которым ресурсоснабжающая организация обязалась осуществлять через присоединенную сеть поставку холодного, горячего водоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД, находящихся в управлении исполнителя и перечисленных в приложении N 1 к договору, а исполнитель - принимать и оплачивать принятое количество коммунального ресурса в объеме, в сроки и на условиях договора.
Во исполнение договорных обязательств ООО "СамРЭК-Эксплуатация" в период с 01.01.2017 по 31.08.2019 поставило тепловую энергию и теплоноситель на общую сумму 968 554 руб. 01 коп., которые ООО "Нептун" оплатило не в полном объеме.
В претензии от 12.09.2019 N 75 ООО "СамРЭК-Эксплуатация" предложило ООО "Нептун" погасить задолженность в сумме 667 433 руб. 98 коп. в добровольном порядке.
Поскольку ООО "Нептун" претензию не исполнило, ООО "СамРЭК-Эксплуатация" обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
В силу ст.ст.309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со ст.541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст.544 ГК РФ).
П.1 ст.424 ГК РФ определено, что в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п.1 ст.328 ГК РФ, встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.
Материалами дела подтверждается, что ООО "СамРЭК-Эксплуатация" исполнило принятые на себя обязательства согласно условиям договора, при этом ООО "Нептун" каких-либо возражений относительно объема поставленных коммунальных ресурсов не заявило, однако оплату в соответствии с условиями договора не произвело.
С 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, входит в состав платы за содержание жилого помещения (ч.1, 2 ст.154 ЖК РФ, ч.9 ст.12 Закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 27.05.2013 N 89 нормативы потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме па общедомовые нужды до 01.06.2017 составлял 0,045 куб.м в месяц на кв.м общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества.
После 01.06.2017 норматив потребления составил 0,027 куб.м и 0,0017 Гкал в месяц на подогрев 1 куб.м воды на кв.м общей площади помещений, входящих в состав общедомового имущества (Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.05.2017 N 121).
Определение объема коммунального ресурса производится в соответствии с п.21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утв.Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124):
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле:
Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; далее - Правила N 354). В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то обязательства исполнителя по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимаются равными 0.
Таким образом, при существующей схеме взаимоотношений обязанность по внесению платы за горячую воду, поставленную для целей содержания общедомового имущества, возникает у ООО "Нептун" только при наличии положительной разницы в объемах; сумма, подлежащая уплате, должна соответствовать стоимости горячей воды, поставленной для целей содержания общедомового имущества (в размере имеющейся положительной разницы).
В соответствии с Приложением N 2 к Правилам N 354 установлен порядок определения платы за отопление и горячее водоснабжение в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома.
Установленный прибор учета тепла фиксирует фактическое количество, потребленное домами тепловой энергии, уже с учетом параметров теплоносителя, в том числе температуры и давления теплоносителя.
Согласно п.74 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узлов учета, установленных на источнике тепловой энергии, несет ответственность владелец источника тепловой энергии, в том числе и снятие отчета о суточных показаниях приборов учета.
Начисления тепловой энергии на горячее водоснабжение производились за фактическое потребление тепловой энергии на горячее водоснабжение согласно отчетам о суточном потреблении тепловой энергии и теплоносителя.
Также законом предусмотрено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (ч.15 ст.161 ЖК РФ).
В силу ст.542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Приказу Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" показателем качества по тепловой энергии, отпускаемой с сетевой водой, является температура сетевой воды в подающем трубопроводе в соответствии с температурным графиком.
Требования к качеству тепловой энергии установлены в Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв.Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115), в соответствии с которыми при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком.
Оказание коммунальных услуг в МКД ненадлежащего качества должно быть установлено в порядке, предусмотренном разделом 10 Правил N 354.
При установлении факта предоставления потребителям коммунальной услуги ненадлежащего качества, ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) по нормам действующего законодательства РФ должна осуществлять замеры параметров коммунальных ресурсов на границе раздела эксплуатационной ответственности и в случае их несоответствия, произвести замеры параметров качества коммунальных услуг в жилых помещениях, совместно с лицами, которые осуществляют обслуживанием внутридомовых инженерных систем. При соответствии параметров качества коммунальных ресурсов на вводе в МКД, отклонение качества коммунальной услуги в жилых помещениях не будет являться для РСО основанием для произведения перерасчета размера платы за коммунальную услугу.
Для признания обоснованными требований о перерасчете размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению в связи с ненадлежащим качеством необходимо зафиксировать факты, подтверждающие отклонение параметров качества коммунальных услуг - составить замеры температуры воды в жилом помещении и акт замера параметров температуры коммунальных ресурсов на вводе в дом, поскольку причиной отклонений параметров качества коммунальных услуг могут быть неисправные внутридомовые сети, ответственность за содержание которых несет лицо, ответственное за обслуживание внутридомовых инженерных систем в МКД, а не РСО.
Как верно указал суд первой инстанции, в целях установления факта ненадлежащего качества коммунальных услуг горячего водоснабжения температура горячей воды должна измеряться не в точке ее подачи в многоквартирный дом (как утверждает ООО "Нептун"), а в точке водоразбора.
При подаче горячей воды на вводе в многоквартирный дом с соответствующей температурой в связи с технологическими потерями тепловой энергии во внутридомовых сетях горячего водоснабжения (связанных с доставкой горячей воды по подающему трубопроводу от точки ее поставки на вводе в многоквартирный дом до точки ее разбора в помещениях многоквартирного дома) в отдельные помещения горячая вода будет поставлена с температурой в пределах допустимых отклонений, а в другие - с отклонением температуры, превышающим допустимые значения. То есть показания общедомового прибора учета, фиксирующие температуру горячей воды в точке ее поставки могут свидетельствовать о фактах нарушения качества коммунальных услуг горячего водоснабжения в отдельных точках водоразбора, но при этом не позволяют определить в каких именно помещениях отклонения температуры горячей воды не соответствуют установленным требованиям, а также не позволяют определить размер (предел) таких отклонений от допустимых значений в каждой конкретной точке водоразбора.
Следовательно, в указанных случаях факт нарушения качества предоставленных коммунальных услуг горячего водоснабжения должен быть установлен по результатам проверки качества коммунальных услуг горячего водоснабжения в точке водоразбора, проводимой на основании соответствующего сообщения потребителя. Документом, подтверждающим факт нарушения качества коммунальных услуг горячего водоснабжения, а также величину отклонения качества горячей воды от допустимых значений будет являться акт проверки, составленный по окончании проверки.
В соответствии с п.98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов, размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В силу п.104 Правил N 354 при обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.
В соответствии с п.105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.
В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги.
При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (п.108 Правил N 354).
На основании п.109 Правил N 354 по окончании проверки составляется соответствующий акт.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте указываются дата и время ее проведения, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.
Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к Правилам N 354 параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с п.110 Правил N 354.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.
При этом п.110 Правил N 354 установлено, что если в ходе проверки между потребителем (или его представителем) и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к данным Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.
Акт повторной проверки подписывается, помимо заинтересованных участников проверки, также представителем государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и представителем общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по 1 экземпляру акта повторной проверки.
Как установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае в нарушение указанного порядка ООО "Нептун" акты проверки не составлялись, ресурсоснабжающая организация о проведении проверки и обнаружении факта некачественных услуг не уведомлялась.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ООО "Нептун" о поставке горячей воды ненадлежащего качества.
Из ст.161 ЖК РФ следует, что обязанность обеспечить готовность внутридомовых инженерных систем к предоставлению коммунальных услуг лежит на управляющей компании либо иной организации, занимающейся обслуживанием МКД.
Существенными условиями нормальной работы системы отопления являются, не только соответствие температуры теплоносителя па входе и выходе системы отопления, но и соответствующий перепад давления, то есть обеспечение необходимой циркуляции теплоносителя в системе отопления МКД.
Возможными причинами возникновения разницы между показаниями общих приборов учета и суммарным индивидуальным потреблением может быть нерегулярная или недобросовестная передача индивидуальных показаний потребителями, либо, когда в квартире проживает гораздо больше жильцов, чем зарегистрировано, при этом оплата производится по нормативам. Осуществлять контроль потребления и устанавливать причины появления неучтенных расходов воды должны управляющие организации.
В случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами N 354.
Согласно п.98 Правил N 354 условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N354.
В п.5 приложения N 1 к Правилам N 354 приводятся условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Порядок фиксации факта поставки коммунальной услуги по горячему водоснабжению в помещение ненадлежащего качества приводится в п.105, 106 Правил N 354. Порядок уведомления ресурсоснабжающей организации о дате и времени проведения проверки по факту обращения потребителя о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества установлен п.108 Правил N 354. При проверке производится замер температуры горячей воды в точке водоразбора в помещении потребителя, а также в точке поставки коммунального ресурса на вводе в дом (место контроля качества коммунального ресурса, установленного в договоре поставки горячей воды).
П.111 и 112 Правил N 354 установлен порядок определения начала и окончания периода нарушения качества коммунальной услуги.
Стоимость коммунального ресурса, поставленного в многоквартирный дом с параметрами, не обеспечившими нормативную температуру горячей воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, снижается на сумму произведенного потребителям снижения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Таким образом, среднечасовая или среднесуточная температура горячей воды, поставленной в многоквартирный дом, и зафиксированная общедомовым прибором учета, на что ссылается ООО "Нептун", при проведении потребителям перерасчета размера платы за некачественное предоставление коммунальной услуги не используется. Показания общедомового прибора учета, фиксирующие такие параметры как температура горячей воды, не могут быть использованы при установлении факта нарушения качества коммунальных услуг горячего водоснабжения, предоставленных каждому конкретному потребителю в многоквартирном доме.
Более того, в эксплуатацию был допущен только один прибор учета по адресу: пгт.Безенчук, ул.Пушкина, д.85. В остальных домах ОДПУ отсутствовали.
Поскольку в соответствии с п.98 Правил N 354 основанием для уменьшения размера платы за коммунальные услуги является факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, следовательно, данный факт должен быть зафиксирован (подтвержден) в установленном Правилами N 354 порядке, указанном выше.
Кроме того, в п.5 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к температуре горячей воды и порядок снижения размера платы за коммунальные услуги горячего водоснабжения при отклонении температуры горячей воды от допустимых значений в точке водоразбора исходя из допустимых отклонений в ночное и дневное время.
Соответственно, нарушением качества коммунальных услуг по горячему водоснабжению, предоставляемых потребителям, является подача горячей воды потребителям с температурой ниже 60 °С; при этом температура горячей воды в точке водоразбора 57 °С в дневное время суток и 55 °С в ночное время суток соответствует допустимым отклонениям от параметров качества горячей воды, в связи с чем, нарушение качества горячей воды при такой температуре не влечет за собой снижение платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, отклонение температуры горячей воды в точке поставки само по себе не является основанием для снижения размера платы за горячую воду, поставленную в многоквартирный дом по договору горячего водоснабжения.
Как указал суд первой инстанции, ООО "Нептун" не представило контррасчет согласно вышеуказанным зафиксированным фактам нарушения качества коммунальных услуг.
Температурный график работы тепловых сетей является внутренним документом истца и предназначен для использования в работе на котельных. Температура воды в трубопроводе зависит от температуры наружного воздуха, а не от конкретного месяца или дня, поэтому сделать перерасчет на основании Температурного графика не представляется возможным.
Представленный ООО "Нептун" анализ параметров теплоносителя и объемов тепловой энергии систем отопления суд первой инстанции обоснованно счел несоответствующим установленному законодательством императивному требованию к порядку определения объемов поставленного энергоресурса, а также порядку определения размера платы при предоставлении услуг ненадлежащего качества.
Вопреки требованиям ст.65 АПК РФ ООО "Нептун" не представило подтверждающие его расчет документы (акты ежедневного замера температуры теплоносителя на границе раздела между сторонами, заявления граждан, уведомления ресурсоснабжающей организации о некачественной поставке тепловой энергии в рассматриваемом периоде, акты замера температуры в жилых и нежилых помещениях с участием собственника помещения, исполнителя коммунальных услуг и представителя ресурсоснабжающей организации, документы, свидетельствующие о произведенном населению перерасчете за некачественную поставку).
При таких обстоятельствах, учитывая, что предъявленную к оплате сумму задолженности ООО "Нептун" не опровергло, доказательств оплаты поставленного коммунального ресурса в полном объеме не представило, суд первой инстанции правомерно взыскал с ООО "Нептун" в пользу ООО "СамРЭК-Эксплуатация" задолженность в сумме 567 433 руб. 98 коп.
ООО "СамРЭК-Эксплуатация" просило также взыскать с ООО "Нептун" пени по состоянию на 16.01.2020 в сумме 147 049 руб. 39 коп.
Удовлетворяя в полном объеме требования ООО "СамРЭК-Эксплуатация" в данной части, суд первой инстанции не учел следующего.
В соответствии с п.1 ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться, в том числе неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (п.1 ст.330 ГК РФ).
Согласно ч.9.3 ст.15 Закона N 190-ФЗ управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
При расчете пени в сумме 147 049 руб. 39 коп. ООО "СамРЭК-Эксплуатация" применило, в том числе ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 5,5% (т.2, л.д.140-146).
Между тем на дату принятия судом первой инстанции обжалуемого решения ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляла 4,25%.
Следуя алгоритму расчета ООО "СамРЭК-Эксплуатация" (т.2, л.д.140-146), по расчету суда апелляционной инстанции сумма пени, подлежащая взысканию с ООО "Нептун" в пользу ООО "СамРЭК-Эксплуатация", в данном случае составляет 129 460 руб. 22 коп.; в остальной части требование ООО "СамРЭК-Эксплуатация" о взыскании пени удовлетворению не подлежит.
Расчет пени, представленный ООО "СамРЭК-Эксплуатация" во исполнение определения суда апелляционной инстанции, не может быть принят во внимание, поскольку содержит даты и суммы платежей, отличные от указанных в расчете, приложенном к заявлению об уточнении размера исковых требований.
В связи с изложенным, на основании ст.110 АПК РФ с ООО "Нептун" в пользу ООО "СамРЭК-Эксплуатация" подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 864 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
В соответствии со ст.104 АПК РФ из федерального бюджета следует возвратить ООО "СамРЭК-Эксплуатация" государственную пошлину в сумме 202 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 22.01.2020 N 959 при подаче искового заявления.
В остальной части судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции относятся на истца.
С учетом изложенного, руководствуясь положениями п.2 ст.269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции изменяет решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.270 АПК РФ), изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: "Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нептун" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" задолженность в сумме 567 433 руб. 98 коп., пени в сумме 129 460 руб. 22 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 864 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 202 руб.".
На основании ст.110 АПК РФ суд апелляционной инстанции взыскивает с ООО "СамРЭК-Эксплуатация" в пользу ООО "Нептун" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 74 руб. по апелляционной жалобе; в остальной части расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ООО "Нептун".
Руководствуясь статьями 102, 104, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2020 года по делу N А55-1907/2020 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Нептун" в пользу общества с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" задолженность в сумме 567 433 руб. 98 коп., пени в сумме 129 460 руб. 22 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 864 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 202 руб.".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СамРЭК-Эксплуатация" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Нептун" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 74 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Некрасова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1907/2020
Истец: ООО "СамРЭК-Эксплуатация"
Ответчик: ООО "Нептун"
Третье лицо: ООО "СамаРЭК-Эксплуатация"