г. Санкт-Петербург |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А26-9389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6836/2021) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2021 по делу N А26-9389/2020, принятое по заявлению
Администрации Петрозаводского городского округа (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, 2, ОГРН: 1021000538481, ИНН: 1001040505)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, Красная улица, 31, ОГРН: 1041000051784, ИНН: 1001048543)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие Петрозаводские энергетические системы
о признании недействительным и отмене уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее - Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Ответчик, Управление) о признании недействительными и отмене уведомлений от 13.10.2020 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения N КУВД-001/2020-17895178/1, КУВД-001/2020-17897496/1, КУВД-001/2020-17898090/1, КУВД-001/2020-17898648/1, КУВД-001/2020-17904034/1, КУВД-001/2020-17899875/1; о рассмотрении поступившего в Управление заявления Администрации от 05.10.2020 и приложенных к ней документов в отношении 6 объектов недвижимого имущества в соответствии с приложением к Постановлению Администрации Петрозаводского округа от 28.11.2019 N3254 "О передаче объектов инженерной инфраструктуры в хозяйственное ведение МУППЭС".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, требование государственного регистратора прав о необходимости в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права хозяйственного ведения являлось законным и обоснованным.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд установил следующее.
Постановлением Администрации от 28 ноября 2019 г. N 3254 за МУП Петрозаводские энергетические системы закреплены на праве хозяйственного ведения объекты инженерной инфраструктуры, указанные в приложении к постановлению: сети наружного освещения микрорайона "Древлянка-9" жилого района "Древлянка-II" в городе Петрозаводске, кадастровые номера: 10:01:0000000:17012, 10:01:0120101:5905, 10:01:0120101:5527, 10:01:0120101:5529, 10:01:0120101:5530, 10:01:0120101:5528.
05.10.2020 Администрация через личный кабинет сайта обратилась в Управление с заявлениями о государственной регистрации права хозяйственного ведения объектов недвижимости за МУП Петрозаводские энергетические системы.
Управление направило Администрации уведомления от 13.10.2020 N КУВД-001/2020-17895178/1, КУВД-001/2020-17897496/1, КУВД-001/2020-17898090/1, КУВД-001/2020-17898648/1, КУВД-001/2020-17904034/1, КУВД-001/2020-17899875/1 о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлениям о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на передачу в хозяйственное ведение МУП Петрозаводские энергетические системы объектов инженерной инфраструктуры.
В уведомлениях указано, что возврат заявления и приложенных к нему документов осуществлен в связи с тем, что информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Полагая данные уведомления незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) предусмотрено, что орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта, организации уплачивают государственную пошлину в размере 22 000 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение Администрации, являющейся собственником спорных объектов недвижимости, с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения к таким исключительным случаям не относится.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше положения Закона N 218-ФЗ и Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из статей 131, 215, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно посчитал, что поскольку за государственной регистрацией права в отношении муниципального недвижимого имущества обращается орган местного самоуправления, то у него отсутствует обязанность по уплате государственной пошлины и соответственно обязанность представлять документ об ее уплате в составе документов, прилагаемых к заявлению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление незаконно возвратило Администрации документы, представленные на государственную регистрацию права хозяйственного ведения в отношении объекта муниципальной собственности, и обоснованно признал оспариваемые уведомления недействительными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.01.2021 по делу N А26-9389/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9389/2020
Истец: Администрация Петрозаводского городского округа
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: МУП Петрозаводские энергетические системы