г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А41-11063/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коновалова С.А., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" - Черноусова Н.М., доверенность от 13.08.2019года.,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2021 по делу N А41-11063/2020 по исковому заявлению Закрытого акционерного общества "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" (ИНН 5017014434, ОГРН 1025001813870, дата регистрации: 02.12.1992, юридический адрес: 143573, Московская область, Истринский район, д. Алексеевка, П/Б ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ", 3) к Федеральному агентству лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298, дата регистрации: 24.05.2004, юридический адрес: 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19), Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561, дата регистрации 21.12.2004, адрес: 143402, Московская область, город Красногорск, улица Речная, 8)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация городского округа Истра Московской области (ИНН 5017015766, ОГРН 1035003055889, дата регистрации: 17.12.1991, юридический адрес: 143500, Московская область, Истринский район, г. Истра, площадь Революции, д. 4); Комитет лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918, дата регистрации: 10.07.2012, юридический адрес: 117105, Московская область, г. Красногорск, бул. Строителей, 1); Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата регистрации 26.04.2001, юридический адрес: 107078, г. Москва, Орликов переулок, д.10, стр.1), в лице филиала по Московской области (адрес: 143026, Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Агрохимиков, 6А), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ИНН 7716642273, ОГРН 1097746296977, дата регистрации 18.05.2009, юридический адрес: 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1) об исправлении ошибки в сведениях ЕГРН в части местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:08:0090228:189, 50:08:0090212:38; об установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090212:38,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ" (Далее - "Истец", "Общество") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному агентству Лесного хозяйства со следующими требованиями (с учетом уточнений):
1. Установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090212:38 согласно Таблице N 4 Заключения эксперта N А-01-5689/11-20, а именно:
Сведения об объекте недвижимости | |||||
1. Сведения о характерных точках земельного участка с КН 50:08:0090212:38 по предложенному варианту, площадью 582408 кв.м. | |||||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
||
X |
Y |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной точки |
|
Описание закрепления точки |
|
1 |
2 |
3 |
(Mt), 6 |
|
7 |
1. |
482376,30 |
1317202,51 |
0,50 |
|
|
2. |
482510,49 |
1317102,54 |
0,50 |
|
|
3. |
482437,58 |
1316874,58 |
0,50 |
|
|
4. |
482441,29 |
1316829,83 |
0,50 |
|
|
5. |
482472,44 |
1316790,03 |
0,50 |
|
|
6. |
482705,98 |
1316693,79 |
0,50 |
|
|
7. |
482801,03 |
1316659,14 |
0,50 |
|
|
8. |
482918,70 |
1316616,65 |
0,50 |
|
|
9. |
483027,53 |
1316762,84 |
0,50 |
|
|
10. |
483136,48 |
1316675,70 |
0,50 |
|
. |
11. |
483336,01 |
1317004,43 |
0,50 |
|
|
12. |
483396,87 |
1317142,88 |
0,50 |
|
|
13. |
483333,96 |
1317194,60 |
0,50 |
|
|
14, |
483338,90 |
1317277,80 |
0,50 |
|
|
15. |
483314,17 |
1317287,34 |
0,50 |
|
|
16. |
483221,08 |
1317324.39 |
0,50 |
|
|
17. |
483217,63 |
1317325,75 |
0,50 |
|
|
18. |
483032,95 |
1317387,66 |
0,50 |
|
|
19. |
482880,02 |
1317437.40 |
0,50 |
|
|
20. |
482811,73 |
1317455.82 |
0,50 |
|
|
21. |
482783,28 |
1317446,72 |
0,50 |
|
|
22. |
482579,77 |
1317377,74 |
0,50 |
|
|
23. |
482531,69 |
1317427,04 |
0,50 |
|
|
24. |
482523,37 |
1317416,04 |
0,50 |
|
|
25. |
482460,49 |
1317330,72 |
0,50 |
|
|
26. |
482414,25 |
1317269,09 |
0,50 |
|
|
27. |
482413,88 |
1317268,60 |
0,50 |
|
|
28. |
482367,28 |
1317209,81 |
0,50 |
|
|
Сведения о протяженности границ земельного участка
Обозначение части |
Горизонтальное проложение (S),m |
Описание прохождения части границы |
|
|
|
|
|||
От т, |
до т, |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
2 |
167,33 |
- |
|
2 |
3 |
239,34 |
- |
|
3 |
4 |
44,90 |
- |
|
4 |
5 |
50,54 |
- |
|
5 |
6 |
252,59 |
- |
|
6 |
7 |
101,17 |
- |
|
7 |
8 |
125,11 |
- |
|
8 |
9 |
182,25 |
- |
|
9 |
10 |
139,51 |
- |
|
10 |
11 |
384,55 |
- |
|
11 |
12 |
151,23 |
- |
|
12 |
13 |
81,44 |
- |
|
13 |
14 |
83,35 |
- |
|
14 |
15 |
25,95 |
- |
|
15 |
16 |
100,75 |
- |
|
16 |
17 |
3,71 |
- |
|
17 |
18 |
194,78 |
- |
|
18 |
19 |
160,82 |
- |
|
19 |
20 |
70,73 |
- |
|
20 |
21 |
29,87 |
- |
|
21 |
22 |
214,88 |
- |
|
22 |
23 |
68,87 |
- |
|
23 |
24 |
13,79 |
- |
|
24 |
25 |
105,99 |
- |
|
25 |
26 |
77,05 |
- |
|
26 |
27 |
0,61 |
- |
|
27 |
28 |
75,02 |
- |
|
28 |
1 |
11,60 |
- |
|
2. уточнить сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090228:189 в части смежной с земельным участком 50:08:0090212:38 в соответствии с предложенным экспертом вариантом с исключением плошали пересечения равной 421167 кв.м, согласно Таблице N 3 Заключения эксперта N А-01-5689/11-20, а именно:
Сведения об объекте недвижимости | ||||
1. Сведения о характерных точках площади наложения (пересечения) границ земельного участка с КН 50:08:0090228:189 по сведениям ЕГРН и границ земельного участка 50:08:0090212:38 по фактическому местоположению, площадью 421 167 кв.м. | ||||
Обозначение Характерных точек границ |
Координаты, м |
|
|
|
X |
Y |
Средняя квадратическая погрешность положения характерной |
Описание закрепления точки |
|
1 |
2 |
3 |
6 |
7 |
1. |
482801,03 |
1316659,14 |
0,50 |
|
2. |
482918,70 |
1316616,65 |
0,50 |
|
3. |
483027,53 |
1316762,84 |
0,50 |
|
4. |
483136,48 |
1316675,70 |
0,50 |
|
5. |
483336,01 |
1317004,43 |
0,50 |
|
6. |
483396,87 |
1317142,88 |
0,50 |
|
7. |
483333,96 |
1317194,60 |
0,50 |
|
8. |
483338,73 |
1317277,92 |
0,50 |
|
9. |
483314,77 |
1317287,34 |
0,50 |
|
10. |
483283,50 |
1317285,24 |
0,50 |
|
11. |
483208,20 |
1317295,37 |
0,50 |
|
12. |
483221,08 |
1317324,39 |
0,50 |
|
13. |
483217,63 |
1317325,75 |
0,50 |
|
14. |
483217,65 |
1317325,80 |
0,50 |
|
15. |
483217,52 |
1317325,85 |
0,50 |
|
16. |
483042,03 |
1317384,67 |
0,50 |
|
17. |
482950,24 |
1317386,37 |
0,50 |
|
18. |
482595,50 |
1317306,07 |
0,50 |
|
19. |
482556,58 |
1317282,52 |
0,50 |
|
20. |
482559,16 |
1317163,18 |
0,50 |
|
21. |
482649,52 |
1317023,26 |
0,50 |
|
22. |
482723,18 |
1316885,33 |
0,50 |
|
23. |
482757,30 |
1316807,50 |
0,50 |
|
24. |
482795,59 |
1316711,16 |
0,50 |
|
Сведения о протяженности границ земельного участка | ||||
Обозначение части границы |
Горизонтальное проложение (S),m |
Описание прохождения части границы |
||
От т, |
До т, |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
2 |
125,11 |
- |
|
2 |
3 |
182,25 |
- |
|
3 |
4 |
139,51 |
- |
|
4 |
5 |
384,55 |
- |
|
5 |
6 |
151,23 |
- |
|
6 |
7 |
81,44 |
- |
|
7 |
8 |
83,46 |
- |
|
8 |
9 |
25,75 |
- |
|
9 |
10 |
31,34 |
- |
|
10 |
11 |
75,98 |
- |
|
11 |
12 |
31,75 |
- |
|
12 |
13 |
3,71 |
- |
|
13 |
14 |
0,05 |
- |
|
14 |
15 |
0,14 |
- |
|
15 |
16 |
185,08 |
- |
|
16 |
17 |
91,81 |
- |
|
17 |
18 |
363,71 |
- |
|
18 |
19 |
45,49 |
- |
|
19 |
20 |
119,37 |
- |
|
20 |
21 |
166,56 |
- |
|
21 |
22 |
156,37 |
- |
|
22 |
23 |
84,98 |
- |
|
23 |
24 |
103,67 |
- |
|
24 |
1 |
52,31 |
- |
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с определением суда, Федеральное агентство Лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Федеральное агентство Лесного хозяйства, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Решением Мособлсовета от 11.04.1977 г. N 514/11 в Совет Министров РСФСР направлено обращение о согласовании предоставления Сычевскому горнообогатительному комбинату Главмособлстройматериалов (правопредшественник ЗАО "Мансуровское карьероуправление") земельных участков под строительство дробильно-сортировочной фабрики, в том числе размещения хвостохранилища.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 07.07.1977 г. N 1045-р согласовано выделение земельных участков Сычевскому горнообогатительному комбинату земельных участков сроком до 5 лет.
Решением Исполкома от 26.12.1977 г. N 1468 утверждены границы отвода земельных участков Сычевскому горнообогатительному комбинату, в том числе во временное пользование под хвостохранилище 14,53 га из земель совхоза "Онуфриевкий", 43,71 га - из земель Румянцевского лесхоза объединения "Истралесхоз" (всего 58,24 га).
К указанному Решению прилагается План отвода участка. Приказом ГУ Промышленности строительных материалов и строительных деталей при Мособлисполкоме N 89 от 05.07.1978 г. была образована дирекция строящегося Мансуровского карьероуправления (правопреемник Сычевского горнообогатительного комбината).
Постановлением Главы Администрации Истринского района МО от 07.09.1995 г. N 1701/17 АО "Мансуровское карьероуправление" в постоянное бессрочное пользование выделен земельный участок площадью 58,24 га (который используется под эти цели с 1979 г.) под хвостохранилтце, что представляет собой гидротехнические сооружения, входящие в единый технологический комплекс по производству щебня, песка и работающие в единой технологической цепи с дробильно-сортировочной фабрикой.
11.09.1995 г. АО "Мансуровское карьероуправление" выдано свидетельство МО-8-14- В9795 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, земельный участок поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования: под хвостохранилище.
При этом границы указанного земельного участка не определены в соответствии с действующим законодательством. 30.07.2004 года на основании плана приватизаций по состоянию на 01.01.1992 г. Мансуровского карьероуправления зарегистрировано право собственности на хвостохранилище, назначение гидротехнические сооружения, инв. N 085:020-13815/7, лит. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,Г, адрес объекта: Московская область, Истринский район, Онуфриевский с.о., дер. Алексеевка, производственная база ЗАО "Мансуровское карьероуправление", кадастровый номер: 60:08:13:92789:001. Как указывает Истец, на протяжении более 30 лет владеет и пользуется земельным участком под хвостохранилище в отведенных Решением Исполкома от 26.12.1977 г. N 1468 границах.
В 2019 г. Истец обратился в Управление Росреестра по Московской области за установлением границ земельного участка под хвостохранилище. Однако кадастровый учет был приостановлен, в том числе в связи с пересечением границ участка под хвостохранилище с участком из земель лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0090228:189.
Указанный земельный участок лесного фонда находится в собственности Российской Федерации (регистрационная запись N 50:08:0090228:189-50/011/2018-1 от 17.08.2018 г.).
03.10.2019 г. Истец обратился в ТУ ФАУГИ по Московской области, уполномоченному органу, осуществляющему полномочия в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом, с просьбой согласовать границы земельного участка под хвостохранилище.
Письмом от 28.10.2019 г. N 50-А/1-11/6737 Росимущество отказало в подписании Акта согласования границ, указав, что уменьшение площади земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, нарушает имущественные права и интересы Российской федерации. 05.12.2019 г.
Истец заключил с ООО "Экомир" по Договор N 2-12/19 на выполнение кадастровой съемки земельного участка под хвостохранилище.
По результатам обработки полученных измерений кадастровым инженером ООО "Экомир" Озеровой О.А. выявлено наложение границ участка лесного фонда, местоположение которых содержится в сведениях ЕГРН, на фактические границы земельного участка под хвостохранилище.
Как указывает Истец, по результатам кадастровой съемки выявлено, что фрагмент границы (смежной с участком под хвостохранилище) земельного участка лесного фонда не соответствует его фактическому положению.
Кадастровый инженер предполагает, что границы земельного участка лесного фонда установлены по лесным планшетам, без учета ранее предоставленной площади под хвостохранилище из состава земель лесного фонда согласно Решению Исполнительного Комитета Истринского городского Совета депутатов трудящихся Московской области N 1468 от Мб.12.1977 г. "Об утверждении границ отвода земельных участков в натуре Сычевскому горнообогатительному комбинату под комплекс сооружений в Истринском районе" и Плану отвода. Поэтому при проведении государственного кадастрового учета земельного участка лесного фонда в части смежной границы с участком под хвостохранилище была допущена ошибка в части указания координат поворотных точек границ смежного участка, в связи с чем земельный участок лесного фонда накладывается на территорию хвостохранилища по его северной границе.
Причиной наложения границы участка лесного фонда на фактическую площадь участка хвостохранилища ЗАО "Мансуровское карьероуправление" является ошибка, допущенная при проведении государственного кадастрового учета земельного участка земель лесного фонда с кадастровым номером 50:08:0090228:189, в части указания координат поворотных точек границ без учета ранее предоставленной площади земель лесного фонда в бессрочное (постоянное) пользование ЗАО "Мансуровское карьероуправление", обозначенной литерой "б" (участок N 4) на Плане отвода в размере 437 100 кв.м. (43,71 га).
По мнению Истца, указанное наложение границ нарушает права и законные интересы Истца.
Без исправления реестровой ошибки, Истец лишен возможности оформить земельный участок под хвостохранилище в аренду.
В настоящее время имеется спор по границам земельного участка, в связи с чем истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастр является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 61 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях.
Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Таким образом, законом установлен порядок исправления реестровой ошибки, которая предусматривает обязательное предварительное обращение заявителя в орган государственной регистрации с заявлением об исправлении.
В соответствии с п. 4 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости реестровая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
Пункт 6 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости помимо прочего указывает на то, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса РФ (Далее - ГК РФ) определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что при разрешении спора суд не связан правовым обоснованием иска, определение правовых норм, подлежащих применению к спорным правоотношениям, входит в компетенцию суда.
В силу ч. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Права всех собственников защищаются равным образом (ч. 4 ст. 212 ГК РФ).
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, статьей 21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного является надлежащим способом защиты нарушенного права.
Определением Арбитражного суда Московской области от 23.10.2020 г. по делу была назначена землеустроительная экспертиза.
Проведение экспертизы было экспертам ГБУ Московской области "МОБТИ" (ИНН: 5024202164).
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
- Соответствуют ли фактические границы земельных участков с КН 50:08:0090228:189 и 50:08:0090212:38 данным, содержащимся в ЕГРН.
Если ответ отрицательный, то описать, в чем выражено несоответствие, отобразить графически. - В случае выявления реестровой ошибки указать способы ее исправления - Указать, имеется ли наложение границ земельных участков с КН 50:08:0090228:189 и 50:08:0090212:38, если да, то указать площадь, координаты пересечения, отобразить графически.
В материалы дела было представлено экспертное заключение N А-01-5689/11-20 ГБУ Московской области "МОБТИ", согласно указанному заключению эксперт пришел к следующим выводам:
1) Земельный участок 50:08:0090212:38 образовывался и предоставлялся в пользование ЗАО "Мансуровскому карьеруправлению" в соответствии с документами, представленными в материалах арбитражного дела N А41-11063/2020. Согласно данным документам площадь земельного участка 50:08:0090212:38, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование под Хвостохранилище должна составлять 58,24 га (582400 кв.м.), 43,71 га из которых предоставлялось из земель государственного лесного фонда (Румянцевский лесхоз).
В соответствии с фактическим пользованием по результатам геодезических измерений площадь земельного участка 50:08:0090212:38, используемого под хвостохранилище составляет 582438 кв.м.
Разность площадей составляет 38кв.м. при допустимом расхождении площадей равном 1336 кв.м.
На основании этого можно сделать вывод, что фактическая площадь соответствует площади по правоустанавливающим документам.
По открытым данным Росреестра и представленным документам установлено, что земельный участок 50:08:0090212:38 поставлен на кадастровый учет в 1995 году, кадастровое дело открыто в 2006 году, границы земельного участка 50:08:0090212:38 не установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ.
При этом стоит отметить, что конфигурация земельного участка 50:08:0090212:38 по фактическому пользованию практически соответствует конфигурации того же земельного участка по данным план на участки земли, отведенные Сычевскому горнообогатительному комбинату Главмособлстройматериалов под строительство дробильно-сортировочной фабрики, подъездной автодороги, водохранилища и первой очереди разработки Мансуровского песчано-гравийного карьера от землепользователей Истринского района (т.1 л. д. 26-29) Земельный участок 50:08:0090212:38 по фактическому пользованию используется в соответствии с правоустанавливающими документами, представленными в материалах арбитражного дела N А41-11063/2020.
Земельный участок 50:08:0090228:189 уточненной площадью 31 381 774 кв.м, по открытым данным Росреестра и представленным документам является земельным участком государственного лесного фонда (Истринское лесничество, Деньковское участковое лесничество, Румянцевский л/т участок, квартал 12, выдел 20, квартал 21, выделы 4-10, квартал 22, выделы 8-13,19-21, квартал 29, кварталы 34-38, кварталы 40-55, кварталы 59-69, кварталы 75-84, кварталы 90-97, квартал 98, выделы 1-9, 16, 17,25,34, кварталы 104-109, кварталы 115, 116), поставленный на кадастровый учет в 2012 году.
Границы данного земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ в 2012 году по результатам кадастровых работ.
На основании проведенных исследований экспертом установлено, что кадастровые работы по образованию границ земельного участка 50:08:0090228:189 проводились на основании Кадастровых планов территорий (КПТ) на различные кадастровые кварталы, а также на основании материалов лесоустройства и лесотехнической документацией, предоставленной Управлением лесного хозяйства по МО (Мослесхоз), без фактических замеров на местности, картометрическим методом - межевой тан на земельный участок 50:08:0090228:189 по адресу МО, Истринский р-н, Истринское лесничество, Деньковское участковое лесничество, Румянцевский л/т участок, квартал 12, выдел 20, квартал 21, выделы 4-10, квартал 22, выделы 8-13,19-21, квартал 29, кварталы 34-38, кварталы 40-55, кварталы 59-69, кварталы 75-84, кварталы 90-97, квартал 98, выделы 1-9, 16, 17,25,34, кварталы 104-109, кварталы 115, 116 подготовленный КИ Соловьевым А.С. 09.11.2011 (т.3 л.д.18-95).
В связи с тем, что кадастровые работы выполнялись на основании Планшетов лесоустройства по состоянию на 1999 год, в планшетах лесоустройства мог быть не отражен факт передачи части земель стороннему пользователю, тем более, что земельный участок 50:08:0090212:38 был передан ЗАО "Мансуровское карьеруправление" в постоянное (бессрочное) пользование, а не в собственность.
В соответствии с картой-схемой расположения и границ лесного участка Истринского лесничества, Деньковского участкового лесничества Румянцевского л/т участка (т.З л.д.69 с оборотом) данный участок, переданный в пользование ЗАО "Мансуровское карьеруправление", согласно обозначениям - свободен от лесной растительности.
Следовательно, кадастровый инженер, проводивший кадастровые работы картометрическим методом, не учел фактическое использование переданного земельного участка, тем самым допустил реестровую ошибку.
2) В связи с тем, что реестровая ошибка, это ошибка, допущенная кадастровым инженером, то наложение границ земельных участков 50:08:0090228:189 и 50:08:0090212:38 появившееся после образования земельного участка 50:08:0090228:189 в результате кадастровых работ, то данное наложение можно расценивать как реестровую ошибку.
Для устранения данной реестровой ошибки необходимо:
- установить границы земельного участка 50:08:0090212:38 в соответствии с фактическим пользованием и установленных границ иных смежных землепользователей за исключением земельного участка 50:08:0090228:189 (описание представлено в Таблице N 4 и в Приложении 3)
- уточнить сведения ЕГРН о местоположении границ земельного участка 50:08:0090228:189 в части смежной с земельным участком 50:08:0090212:38 в соответствии с предложенным вариантом (описание представлено в Таблице N 4) с исключением площади пересечения равной 421167 кв.м., переданной ЗАО "Мансуровское карьеруправление" в постоянное (бессрочное) пользование. Площадь земельного участка 50:08:0090212:38 по данному варианту уточнения границ составит 582408 кв.м., что превышает площадь по правоустанавливающим документам на 8 кв.м., что является допустимым расхождением площадей. 3)
С учетом сведений ЕГРН на земельный участок 50:08:0090228:189, результатов геодезической съемки фактического пользования исследуемыми земельными участками в спорной (смежной) части экспертом подготовлено Приложение 2.
Из Приложения 2 следует, что
- сведения ЕГРН на земельный участок 50:08:0090228:189 не соответствуют фактическому расположению границы лесного массива в части границы смежной с земельным участком 50:08:0090212:38.
- При этом данная часть границы соответствует участку границы земельного участка, предоставленного ЗАО "Мансуровское карьеруправление" из земель лесного фонда (Румянцевский лесхоз) в соответствии с планом на участки земли, отведенные Сычевскому горнообогатительному комбинату Главмособлстройматериалов под строительство дробильно-сортировочной фабрики, подъездной автодороги, водохранилища и первой очереди разработки Мансуровского песчано-гравийного карьера от землепользователей Истринского района (т.1 л. д. 26-29).
- границы земельного участка 50:08:0090228:189 по сведениям ЕГРН пересекают фактическое местоположение границ земельного участка 50:08:0090212:38. Площадь пересечения составила 421167кв.м. (42,12 га)
- Границы земель лесного фонда (ЗУ 50:08:0090228:189) установлены таким образом, что часть земельного участка 50:08:0090212:38, ранее переданная из земель лесного фонда Румянцевского лесхоза (площадью 43,71 га) практически полностью вошла в состав земельного участка 50:08:0090228:189.
Как было установлено в Исследовательской части данного заключения, что имеется пересечение границ земельного участка 50:08:0090228:189 по сведениям ЕГРН и фактического местоположения границ земельного участка 50:08:0090212:38 экспертом в Приложении 2 отражена площадь пересечения.
Описание местоположения границ площади пересечения земельного участка 50:08:009228:189 по сведениям ЕГРН в части смежной с земельным участком 50:08:0090212:38 по фактическому пользованию представлено в системе координат МСК-50 в таблицеN 3.
Представленное экспертное заключение подтверждает доводы Истца о том, что фактические границы земельного участка противоречат сведениям о границах земельного участка, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Указанным экспертным заключением также установлено, что пересечение границ земельных участков произошло в результате реестровой ошибки, допущенной при формировании границ земельного участка лесного фонда.
Поскольку границы земельного участка земель лесного фонда осуществлялись на основании Планшетов лесоустройства по состоянию на 1999 год, при этом в планшетах лесоустройства мог быть не учтен смежный землепользователь, а также его объекты недвижимости, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что требование об установлении границ подлежат удовлетворению.
Ответчиком не представлено достаточно возражений по заявленным исковым требованиям Истца.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения определения суда первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что границы лесного участка установлены надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством отклоняется апелляционным судом, поскольку судом первой инстанции (путем назначения судебной экспертизы) установлен факт наложения границ земельных участков.
Экспертное заключение правомерно признано судом первой инстанции допустимым доказательством, кроме того ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривалось.
Довод ответчика о несоблюдении истцом процедуры согласования границ несостоятелен, поскольку противоречит материалам дела.
Письмом от 28.10.2019 N 50-А/1-11/6737, представленным истцом в материалы дела (л.д 82-83) Росимущество отказало в подписании Акта согласования границ, указав, что уменьшение площади земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, нарушает имущественные права и интересы Российской федерации. 05.12.2019 г.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2021 по делу N А41-11063/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-11063/2020
Истец: ЗАО "МАНСУРОВСКОЕ КАРЬЕРОУПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ", ГУП МО Московское областное бюро технической инвентаризации, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"