Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2021 г. N Ф08-7597/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А53-20763/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвейчук А.Д.,
при участии:
от истца - представитель Котова И.В. по доверенности от 05.04.2021, паспорт;
от ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны РФ - Эксузян В.А. по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
от ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - представитель Хохулина Л. М. по доверенности от 11.01.2021, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации - представитель Четвергов С.В., по доверенности от 17.11.2020, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 26.02.2021 по делу N А53-20763/2020
по иску АО "Теплокоммунэнерго"
к ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны РФ; ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ; ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
при участии третьего лица Министерства обороны РФ
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплокоммунэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) с требованием о взыскании задолженности в размере 60663,92 руб.
Определением от 03.11.2020 суд привлек к делу в качестве соответчиков федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное управление) и федеральное государственное казенное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (специализированное управление).
Определением от 03.12.2020 суд принял к рассмотрению уточненные требования истца о взыскании с ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации задолженности в размере 29169,50 руб., за пользование тепловой энергией в помещениях по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 132/7, кв. 1,7,11,17, по ул. Таганрогская, 132/6, кв. 3.) за период с февраля 2020 года по март 2020 года, и о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации задолженности в размере 31494,42 руб. за потребление энергии в помещениях по адресу: г Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 143/5, кв. 13,20,60,88,95 за период с февраля 2020 года по март 2020 года.
Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, принял к рассмотрению уточнения требования истца в части сведений в отношении помещения с кадастровым номером 61:44:0080307:1594 с адресом: Российская Федерация, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, ул. Таганрогская, 132, д. 1, кв. 3.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2021 с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества взыскано 29169,50 руб. задолженности, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что учреждение, финансируется из федерального бюджета и других источников финансирования не имеет, не является собственником спорных жилых помещений, а потому является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебное заседание ФГКУ "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечило. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда поступили отзывы истца, Министерства обороны РФ, ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны РФ на апелляционную жалобу.
Представитель ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Представители ФГБУ "Центральное ЖКУ" Министерства обороны РФ и Министерства обороны РФ поддержали позицию заявителя апелляционной жалобы.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством обороны РФ (Заказчик) и ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации (Управляющая организация) был заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации N -УЖФ-ЮВО-01 от 20.09.2017.
Согласно п. 2.1 указанного договора заказчик передал управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, а Управляющая организация приняла управление жилищный фонд и обязывалась выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" устанавливается возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.
Для заключения прямых договоров по инициативе собственников и нанимателей помещений требуется принятие соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
01.10.2019 принято единоличное решение собственника всех жилых помещений в домах с 100% собственностью Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым собственник жилых помещений, пользователи помещений, иные законные пользователи жилых помещений жилищного фонда министерства обороны РФ, переданного в управление филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по ЮВО, с 01.10.2019 заключают прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг.
В связи с принятием указанного решения собственников обязанность ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по предоставлению коммунальных услуг нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам и иным законным пользователям помещений исключена, возложена лишь ответственность по оплате коммунальных ресурсов в части общедомовых нужд.
С учетом указанных обстоятельств, поскольку сумма задолженности, заявленная ко взысканию, включает в себя расходы по оказанным услугам теплоснабжения в отношении пустующего фонда Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирных домах, истцом заявлен иск к правообладателю данными помещениями ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований за счет ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" МО Российской Федерации.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривает, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Поскольку в федеральном законе, в частности статьях 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, следует признать правомерным, что собственник, передав во владение на праве оперативного управления учреждению имущество, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
На основании изложенного, учреждение, как лицо, за которым в спорный период спорные помещения были закреплены на праве оперативного управления, что также подтверждено представителем ответчика в суде апелляционной инстанции, обязано нести бремя содержания имущества и оплачивать коммунальный ресурс.
Судом первой инстанции, установлено, что истец поставил ответчику тепловую энергию за период с февраля 2020 года по март 2020 года в жилые помещения расположенные по адресам: ул. Таганрогская, 132/7, кв. 1, г. Ростов-на-Дону; ул. Таганрогская, 132/7, кв. 7, г. Ростов-на-Дону;
ул. Таганрогская, 132/7, кв. 11, г. Ростов-на-Дону; ул. Таганрогская, 132/7, кв. 17, г. Ростов-на-Дону; ул. Таганрогская, 143/5, кв. 13, г. Ростов-на-Дону;
ул. Таганрогская, 143/5, кв. 20, г. Ростов-на-Дону; ул. Таганрогская, 143/5, кв. 60, г. Ростов-на-Дону; ул. Таганрогская, 143/5, кв. 88, г. Ростов-на-Дону;
ул. Таганрогская, 143/5, кв. 95, г. Ростов-на-Дону; жилой дом на одну квартиру 1 (в/г N 66) ул. Таганрогская, 132, стр. 6, кв. N 3 (инв. N 60) (согласно уведомлению Росреестра по РО от 29.01.2021 адрес изменен на ул. Таганрогская, д. 132/1, кв.3.
Следовательно, в указанный период истцом осуществлялась поставка тепловой энергии на объекты недвижимости, зарегистрированные в установленном порядке за федеральным государственным казённым учреждением "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы о том, что расходы по содержанию помещений должно нести ФГБУ "ЦЖКУ", как специализированная организация, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции с учетом принятого 01.10.2019 решения собственника всех жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым собственник жилых помещений, пользователи помещений, иные законные пользователи жилых помещений жилищного фонда министерства обороны РФ, переданного в управление филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по ЮВО, с 01.10.2019 заключают прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг. Обязанность оплаты потребленного ресурса в отсутствие договора может быть возложена только на собственника или на законного владельца помещения, которым является заявитель.
Тот факт, что целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации само по себе не возлагает на данное лицо обязанностей по оплате перед третьими лицами.
Из пояснений ответчика судом первой инстанции верно установлено, что помещения по адресам: г. Ростов-на-Дону, ул. Таганрогская, 132/7, кв. 1, 7, 11, 17 и ул. Таганрогская, 132, д. 1, кв. 3 являются пустующими, доказательств, подтверждающих передачу спорных помещений физическим лицам суду первой инстанции не представлено.
Доказательств оплаты указанной задолженности ответчиком также не представлено.
На основании изложенного с ответчика в пользу истца законно и обоснованно взыскано 29169,50 руб. основной задолженности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
В соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2021 по делу N А53-20763/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20763/2020
Истец: АО "ТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение "Южное региональное управление правового обеспечения" Минобороны России, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГКУ "Северо-Кавказское территариальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации