г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А41-69423/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Сервис-Телеком": Койро А.С., по доверенности от 15.11.2020;
от Администрации городского округа Лыткарино Московской области: не явились, извещены;
от Комитета по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сервис-Телеком" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2021 года по делу N А41-69423/20 по заявлению ООО "Сервис-Телеком" к Администрации городского округа Лыткарино Московской области, третье лицо: Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Лыткарино Московской области со следующими требованиями:
- признать незаконным решение Администрации городского округа Лыткарино Московской области от 20.08.2020 N Р001-9914240010-37099289 об отказе в предоставлении услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего установления сервитута";
- обязать устранить допущенные нарушения в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2021 года по делу N А41-69423/20 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Сервис-Телеком" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
ООО "Сервис-Телеком" направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация и Комитет своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 31.01.2020 Администрацией городского округа Лыткарино Московской области выдано разрешение N 60 для размещения ООО "Сервис-Телеком" антенно-мачтового сооружения связи по адресу: Московская область, г. Лыткарино, Детский городок ЗИЛ, кадастровый квартал 50:53:0020203 на срок 60 месяцев.
27.03.2020 на кадастровый учет поставлено антенно-мачтовое сооружение связи с присвоением кадастрового номера 50:53:0020203:665.
Право собственности ООО "Сервис-Телеком" на антенно-мачтовое сооружение связи с кадастровым номером 50:53:0020203:665 зарегистрировано на основании акта-приемки в эксплуатацию антенно-мачтового сооружения связи от 18.03.2020, разрешения на размещение объекта антенно-мачтового сооружения от 31.01.2020 г. N 60, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.
Заявитель в целях утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего установления сервитута обратился в администрацию с заявлением N Р001-9914240010-37099289.
Решением от 20.08.2020 N Р001-9914240010-37099289 заявителю отказано в предоставлении государственной услуги в связи с несоответствием документов по форме или содержанию требованиям законодательства.
Посчитав данный отказ незаконным, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, предназначенных для обеспечения связи, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для размещения объекта, предназначенного для обеспечения связи, осуществляется без проведения торгов.
На основании статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который предусматривает последовательное совершение следующих действий:
1) подготовку схемы расположения земельного участка;
2) подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
4) выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа рассмотреть заявление в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в силу положений статьи 39.14 ЗК РФ является предварительным этапом для последующего формирования земельного участка, индивидуализации его как объекта права и решения вопроса о его правовой судьбе.
При этом, подача заявления о предварительном согласовании предоставления участка преследует в конечном итоге цель получения права аренды земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, как было указано ранее, заявитель обратился в Администрацию с заявлением для оказания государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях последующего установления сервитута.
Статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута); сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута; обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ), сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.
Действительно, в силу пункта 1 статьи 39.23 Земельного кодекса РФ размещение, в том числе, сооружений связи, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка, является основанием для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Однако, согласно пункту 3 статьей 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, такими объектами являются: линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно п. 27, 28 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи; средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Согласно п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" (ред. от 10.04.2020) получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции антенно-мачтовых сооружений связи, предназначенных для размещения средств подвижной радиотелефонной связи и телерадиовещания, с характеристиками: высота до сорока пяти метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до четырех метров.
Из приведенных правовых норм следует, что размещение антенно-мачтовых сооружений связи на территории Московской области на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается без получения разрешения на строительство, а следовательно без возникновения вещных прав на земельные участки, в том числе без установления сервитутов или аренды земельного участка.
Из материалов дела следует, что заявителем получено разрешение на размещение объекта от 31.01.2020 г. N 60 сроком на 60 месяцев, для размещения антенно-мачтового сооружения связи.
В Обзоре судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 (далее - Обзор от 26.04.2017), Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).
В рассматриваемом случае заявитель реализовал свое право на размещение антенно-мачтового сооружения связи путем получения разрешение на размещение объекта от 31.01.2020 N 60.
На вопрос апелляционного суда представитель общества затруднился пояснить чем нарушены его права обжалуемым ненормативным актом.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04.02.2021 по делу N А41-69423/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69423/2020
Истец: ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЫТКАРИНО
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом г. Лыткарино Московской области, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЫТКАРИНО