город Воронеж |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А14-2282/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2020 по делу N А14-2282/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499 ИНН 7726671234) о признании недействительным предписания к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) от 30.07.2019 N 04-31/99,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервисдом" (ОГРН 1143668064363, ИНН 3666196457); общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (ОГРН 1163668107900, ИНН 3662237712),
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кузьмич Н.О.- представитель по доверенности от 12.05.2020, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": Назарова Л.А. - представитель по доверенности N 54 от 11.01.2021, сроком действия по 31.12.2021, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб": Демяшова А.Н. - представитель по доверенности от 03.07.2020, сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервисдом" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области, Инспекция, уполномоченный орган) от 30.07.2019 N 04-31/99 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Определением от 26.05.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Сервисдом" (далее - ООО "УК Сервисдом") и общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (далее - ООО "Теплоснаб").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2020 заявленные требования удовлетворены, предписание от 30.07.2019 N 04-31/99 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать.
Считает, что ООО "РВК-Воронеж" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в связи с чем нельзя признать законными действия по выставлению платы за данную услугу собственнику квартиры N 205 многоквартирного дома N 68/2 по ул. Ипподромная г. Воронежа в платежных документах за апрель 2019 года.
От ООО "РВК-Воронеж" поступил отзыв с возражениями на апелляционную жалобу.
В отзыве указано на наличие прямого договора подачи холодной воды от 01.02.2019 с собственниками помещений спорного МКД. Счета за объем холодной воды предъявляются напрямую потребителям.
Ссылается на то, что ООО "Теплоснаб" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и не подает горячую воду собственникам помещений МКД N 68/2 по ул. Ипподромная г. Воронежа, а осуществляет поставку тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, что прямо следует из Соглашения от 01.02.2018.
В судебном заседании представители ГЖИ Воронежской области и ООО "Теплоснаб" поддержали доводы апелляционной жалобы Инспекции, просили оставить решение без изменения.
Представитель ООО "РВК-Воронеж" возразил против доводов апелляционной жалобы, указал на незаконность оспариваемого предписания, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
ООО "УК Сервисдом" в судебное заседания явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие не явившегося участника процесса в порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
01.07.2016 между ООО "РВК-Воронеж" и ООО "УК СервисДом" был заключен единый договор холодного водоснабжения и водоотведения N 920. Дополнительным соглашением от 27.12.2017 в данный договор включен жилой дом, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Ипподромная, 68/2.
По данному договору ООО "РВК-Воронеж" поставляло в указанный МКД через общедомовой прибор учета холодную воду, которая, в том числе, использовалась и для приготовления горячей воды через установленную на крыше дома котельную.
В связи с наличием задолженности за оказанные услуги по данному договору, Общество уведомило ООО "УК СервисДом" об одностороннем отказе от исполнения договора N 920 от 01.07.2016 в части водоснабжения и водоотведения собственников и пользователей помещений с 01.02.2019.
Соответственно, ООО "РВК-Воронеж" с 01.02.2019 г. предъявляет напрямую жителям к оплате счета за объем холодной воды, использованной для горячего водоснабжения, по тарифу на холодную воду (составляющая 1).
На крыше дома по адресу: г. Воронеж, ул. Ипподромная, 68/2 располагается котельная, которая принадлежит ООО "Теплоснаб" по договору аренды N 30/10-2017 от 30.10.2017 с учетом Дополнительного соглашения от 30.09.2018.
Договор на поставку холодной воды между ООО "РВК-Воронеж" и ООО "Теплоснаб" по состоянию на апрель 2019 года не заключен.
В свою очередь, между ООО "Теплоснаб" и ООО "УК СервисДом" был заключен Договор поставки коммунальных ресурсов N 01/10/2017 ТС от 04.10.2017 на отпуск тепловой энергии и горячей воды в целях предоставления потребителям коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение", который также был расторгнут ООО "Теплоснаб" в одностороннем порядке с 01.02.2018, что указано в соглашении от 01.02.2018.
В соответствии с данным соглашением (п.3, 5, 6, 9, 10), ООО "Теплоснаб" после расторжения договора с ООО "УК СервисДом" приняло на себя обязательство предоставлять конечным потребителям услугу по поставке тепловой энергии для нагрева холодной воды для нужд горячего водоснабжения.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 30.07.2029 N 3106 в связи с обращениями граждан N 3823н от 14.06.2019, N 3685н от 03.06.2019 в отношении ООО "РВК-Воронеж" проведена внеплановая выездная документарная проверка соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по водоснабжению собственнику квартиры 205 многоквартирного дома N 68/2 по ул. Ипподромной г.Воронежа за апрель 2019 года.
В ходе проверки было выявлено, что Обществом в нарушение пунктов 9 и 13, подпункта "г" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) неправомерно произведен расчет за апрель 2019 года и предъявлена плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по адресу: г. Воронеж, ул. Ипподромная, д. 68/2, кв. 205.
Результаты проверки закреплены в акте от 30.07.2019 N 04-29/151.
По результатам проверки Инспекцией в адрес ООО "РВК-Воронеж" было направлено предписание от 30.07.2019 N 04-31/99, согласно которому в срок до 30.10.2019 Обществу следует произвести в полном объеме списание начисленной за апрель 2019 года платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по кв.205 МКД N 68/2 по ул. Ипподромная г. Воронежа.
Полагая выданное предписание незаконным и необоснованным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198, пунктов 4 и 5 ст. 200 АПК РФ оспаривание ненормативных правовых актов допускается в случае, когда такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на лицо какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания возлагается на орган, который принял оспариваемый ненормативный правовой акт.
В свою очередь, приведенная обязанность государственного органа не освобождает стороны от доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются в качестве основания для своих требований, в порядке ст.65 АПК РФ.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
По общему правилу предписание об устранении выявленных нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретной организации и выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Предписание должно быть исполнимым. Под исполнимостью предписания следует понимать наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В соответствии с п. 4.4 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение о заключении от своего имени, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 1 ст. 157.2 ЖК РФ при принятии такого решения коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В таком случае, как это предусмотрено ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, несмотря на управление многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений предоставляются ресурсоснабжающими организациями в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договорами.
Согласно ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлено понятие исполнителя коммунальных услуг. Им является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
В силу пп. "ж" п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, - с даты, определенной в таком решении.
В соответствии с п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в п. п. 9 и 10 Правил N 354, то есть, в том числе ресурсоснабжающие организации (пп. "в" п. 9).
Таким образом, при заключении прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Пунктом 4 Правил N 354 предусмотрено, что потребителю могут быть предоставлены, в том числе следующие виды коммунальных услуг:
холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт "а");
горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования) (подпункт "б").
В соответствии с п. п. "а" п. 31 Постановления N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии е требованиями законодательства Российской Федерации, настоящим Постановлением N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) (пункт 2 статьи 154 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя коммунальных услуг производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Согласно пункту 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к Правилам как сумма двух составляющих:
- произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду (составляющая 1);
- произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс (составляющая 2).
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.02.2019 N 3080-ОО/06, ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальный ресурс для приготовления горячей воды с использованием внутридомового оборудования многоквартирного дома, в случае наличия прямых договоров с потребителями, предъявляет к оплате стоимость соответствующей составляющей в плате за горячее водоснабжение, определенную согласно пункту 54 Правил N354.
В соответствии с п.63 Правил N 354 потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Внесение конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается в этом случае как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (абзац 2 пункта 64 Правил N 354).
В соответствии с пунктами 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем.
Согласно подпункту "б" пункта 69 Правил N 354 в платежном документе за коммунальные услуги указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Из представленных в материалы дела платежных документов, актов приема-передачи не усматривается, что ООО "РВК-Воронеж" производило действия по начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (составляющая 2) собственнику кв. N 205 МКД N 68/2 по ул. Ипподромная г.Воронежа.
Также обоснован вывод о том, что ООО "Теплоснаб" не является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и не подает горячую воду, а в соответствии с Соглашением от 01.02.2018 осуществляет только поставку тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 22.12.2020 по делу N А14-2282/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2282/2020
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ООО "ТЕПЛОСНАБ", ООО "УК СервисДом"