г. Киров |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А29-12342/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макаренко Ксении Валерьевны
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.01.2021 по делу N А29-12342/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Макаренко Ксении Валерьевны (ИНН: 110111944902; ОГРНИП: 320112100005772)
к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
о признании незаконным отказа во включении в схему размещения нестационарного торгового объекта,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Макаренко Ксения Валерьевна (далее -заявитель, ИП Макаренко К.В., Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - ответчик, Администрация) во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Сыктывкара торгового объекта - павильона по продаже ритуальных товаров, атрибутики по адресу: г.Сыктывкар, Верхний Чов, м. Човью, новое кладбище, оформленного письмом от 03.06.2020 N 01/1-06/261.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 30.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Макаренко К.В. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, непринятие Предпринимателем участия в конкурсе на предоставление мест под торговлю ритуальной атрибутикой не является основанием для отказа в выделении свободного места под нестационарный торговый объект. Также ИП Макаренко К.В. не согласна с выводом комиссии о том, что на спорном участке уже достаточно торговых точек, поскольку местная администрация должна обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, в том числе расширение сферы услуг. Из апелляционной жалобы следует, что отказ в предоставлении заявителю места под НТО носит произвольный характер, так как основан не на отсутствии возможности в предоставлении места, а на субъективной оценке обстоятельства достаточности торговых точек на душу населения. Кроме того заявитель отмечает, что при рассмотрении арбитражным судом дела N А29-7479/2017 администрацией предоставлены сведения о том, что она предлагает предпринимателям иное место для размещения нестационарного торгового объекта (далее - НТО) у кладбища, что свидетельствует о наличии места для размещения НТО.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу настаивает на законности обжалуемого решения, отмечает, что согласно отчету Управления экономики и анализа администрации МО ГО "Сыктывкар" о ситуации на потребительском рынке за 9 месяцев 2020 года уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов в процентом соотношении составляет 191,3%.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.03.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.03.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.03.2020 ИП Макаренко К.В. направила в Администрацию заявление о включении в схему размещения нестационарного торгового объекта - павильона по продаже ритуальных товаров, атрибутики по адресу: г.Сыктывкар, Верхний Чов, м. Човью, новое кладбище (л.д.13).
В соответствии с протоколом от 29.05.2020 N 7 (л.д.94-79) заседания Комиссии по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории МОГО "Сыктывкар" Предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов названного торгового объекта.
Данное решение принято в связи с тем, что запрашиваемая территория возле кладбища загружена нестационарными торговыми объектами, внешний вид (дизайн-проект) не согласован главным архитектором Администрации. Заявителю предложено участвовать в конкурсах на право размещения нестационарных торговых объектов, а также принимать участие в общегородских мероприятиях.
О принятом решении Администрация уведомила Предпринимателя письмом письме от 03.06.2020 N 01/1-06/261 (л.д.14).
ИП Макаренко К.В., посчитав, что данный отказ не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилась в арбитражный суд.
Придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого решения об отказе во включении места в Схему НТО, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается в целях необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Во исполнение указанных положений приказом Минсельхоза Республики Коми от 17.02.2017 N 125 утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Коми (далее - Порядок N 125).
Согласно пункту 8 названного Порядка схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района, городского округа в Республике Коми, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, с учетом предложений органов местного самоуправления городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района или городского округа.
При разработке схемы уполномоченный орган местного самоуправления помимо требований действующего законодательства должен учитывать также нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и фактические показатели обеспеченности, размещение существующих стационарных торговых объектов (пункт 9 Порядка N 125).
В силу пункта 10 Порядка N 125 при разработке и утверждении Схемы уполномоченные органы местного самоуправления области должны предусматривать не менее 60% нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктами 3, 4 Порядка N 125 нестационарные торговые объекты не должны ухудшать условия проживания и отдыха населения и нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки; должны размещаться с учетом обеспечения свободного движения пешеходов и доступа потребителей к торговым объектам, беспрепятственный подъезд спецтранспорта при чрезвычайных ситуациях.
Размещение нестационарных торговых объектов должно соответствовать региональным и местным нормативам градостроительного проектирования с учетом их размещения (пункт 7 Порядка N 125).
С учетом изложенного необходимо признать, что конкретные нестационарные торговые объекты не могут включаться в Схему размещения нестационарных торговых объектов произвольно, без учета необходимости соблюдения при их размещении установленных обязательных требований, действующих на территории соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительством Республики Коми от 02.12.2016 N 553 на основании пункта 2 части 3 статьи 17 Закона N 381-ФЗ применительно к территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" утвержден норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов 906 торговых объектов.
Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар" регламентируется Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 01.03.2012 N 3/583 (в редакции в рассматриваемый период).
Пунктами 1.2, 1.4 названного Порядка установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар" осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участках, право собственности на которые не разграничено, осуществляется на конкурсной основе с учетом особенностей, установленных разделом 7 настоящего Порядка. Конкурс является открытым. С победителем конкурса заключается договор о предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта без оформления земельно-правовых отношений согласно разделу 5 настоящего Порядка. Договор заключается на временный срок в соответствии с п. 1.6 настоящего Порядка.
Постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 23.05.2013 N 5/1862 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (по состоянию на момент возникновения рассматриваемых отношений).
Внесение изменений в схему осуществляется комиссией по внесению изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар", положение о которой утверждено постановлением Администрации МО ГО "Сыктывкар" от 04.09.2012 N 9/3370.
Согласно пункту 2.2 названного Положения к полномочиям комиссии отнесено, в том числе рассмотрение заявлений о размещении новых нестационарных торговых объектов, не включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную в установленном порядке (далее - Схема), результатов конкурсов на право размещения нестационарных торговых объектов, проводимых в установленном порядке, предложений по исключению объектов из Схемы и иных документов, требующих внесения изменений в Схему.
Лицо, заинтересованное в предоставлении места для размещения нестационарного торгового объекта, не включенного в действующую схему, подает заявление в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" с приложением необходимых документов (пункт 4.1 Положения о Комиссии).
В рассматриваемом случае Предприниматель в своем заявлении в Администрацию МО ГО "Сыктывкар" просил включить в Схему размещения нестационарных торговых объектов павильон по реализации ритуальных товаров и атрибутики по адресу: г.Сыктывкар, Верхний Чов.
Однако на момент обращения Предпринимателя в Схему по указанному адресу были включены нестационарные торговые объекты: павильон по реализации ритуальной атрибутики (цветы) - ИП Осипова В.А. (л.д.40-41), срок действия договора с 21.01.2020 по 20.01.2022, павильон по реализации ритуальной атрибутики - ИП Тренкле О.С. (л.д.47-48), срок действия договора с 25.04.2020 по 24.04.2022, павильон по предоставлению услуг здравоохранения ИП Акилов А.М. (л.д.55-56), срок действия договора с 25.04.2020 по 24.04.2022 (л.д.)
Таким образом, в рассматриваемый период на территории кладбища в м. Верхний Чов уже имелось несколько нестационарных торговых объектов, в том числе по реализации ритуальной атрибутики. Помимо размещенных нестационарных торговых объектов на указанной территории также расположена автобусная остановка.
С учетом изложенных обстоятельств Комиссия при рассмотрении заявления Предпринимателя от 18.03.2020 о включении в Схему павильона по реализации ритуальных товаров и атрибутики пришла к выводу о загруженности испрашиваемого Предпринимателем места нестационарными торговыми объектами.
Следует отметить, что целью утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов является не регулирование отношений по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно отчету Управления экономики и анализа администрации МО ГО "Сыктывкар" о ситуации на потребительском рынке за 9 месяцев 2020 года уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов в процентом соотношении составляет 191,3 % (л.д.82).
Поскольку орган местного самоуправления осуществляет выбор мест (адресов), включаемых в схему размещения НТО, из всех возможных (допустимых) вариантов, а субъекты предпринимательской деятельности не наделены безусловным правом требовать включения в схему конкретных мест (адресов) НТО, отказ во включении павильона ИП Макаренко К.В. не является ограничением доступа на рынок торговли, не лишает Предпринимателя права претендовать на размещение НТО в другом месте, которое входит в перечень, содержащийся в схеме.
Ссылка Предпринимателя на подготовку эскиза с учетом замечаний к внешнему виду НТО не нашла подтверждения в материалах дела.
Принимая во внимание указанное, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отказ Администрации во включении в Схему размещения нестационарных торговых объектов спорного торгового объекта не являлся произвольным, принят с учетом обстоятельств, имеющих место на определенной территории на момент его принятия.
Ссылка заявителя жалобы на конкретный судебный акт в обоснование своей позиции не может быть принята судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены оспариваемого решения, так как он принят по обстоятельствам, не являющимся тождественными настоящему спору и не носит преюдициального характера.
Таким образом, оспариваемый отказ Администрации принят в пределах компетенции, не противоречит требованиям действующего на момент его принятия законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается. Соответственно, требование Предпринимателя не может быть удовлетворено.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, не опровергают выводов суда первой инстанции, не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта. Выводы суда о применении норм материального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылка Администрации на пропуск Предпринимателем срока подачи заявления является несостоятельной, поскольку фактическое рассмотрение арбитражным судом заявленных требований по существу с исследованием и оценкой всех имеющих значение для дела обстоятельств и представленных сторонами доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ, как то имело в рассматриваемой ситуации, свидетельствует о восстановлении судом названного срока. Иной подход создает правовую неопределенность для участвующих в деле лиц, что является недопустимым.
Аналогичная правовая позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27.03.2017 N 308-ЭС17-1483.
Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.01.2021 по делу N А29-12342/2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 30.01.2021 по делу N А29-12342/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макаренко Ксении Валерьевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12342/2020
Истец: ИП Макаренко Ксения Валерьевна
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Сыктывкар"