г. Москва |
|
27 апреля 2021 г. |
Дело N А40-183445/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 декабря 2020 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-183445/20, принятое по исковому заявлению Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) к Публичному акционерному обществу "Нефтегазовая компания "Славнефть" (ОГРН 1027739026270) о взыскании денежных средств в размере 1 465,96 руб.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ПАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" о взыскании денежных средств в размере 1465,96 руб., а также госпошлины в размере 2 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2020 года по делу N А40-183445/20 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по транспортной железнодорожной накладной ЭА062054 11.04.2020 г. ОАО "РЖД" на ст. Новоярославская Северной ж.д. назначением ст. Северодвинск Северной ж.д. приняло к перевозке груз - топливо дизельное в вагоне цистерне N 50677178, массой груза нетто 66486 кг. тара 24320 кг, брутто 90806 кг.
Погрузка груза в цистерну осуществлялась силами отправителя, о чем свидетельствует отметка в накладной и подписанная сторонами памятка приемосдатчика N 3267.
14.04.2020 г., в пути следования груза в составе поезда N 2010 (индекс 3000-005- 2900) на станции Плесецкая Северной железной дороги допущен инцидент с опасным грузом - топливо дизельное, а именно: у 6 с головы состава вагона-цистерны N 50677178 обнаружена течь груза через нижний сливной прибор.
Поезд остановлен для осмотра на перегоне Плесецкая - Шелекса на 819 км 1 пикет. Течь груза устранена локомотивной бригадой путем закручивания крышки нижнего сливного прибора.
Факт возникновения аварийной ситуации зафиксирован актом о служебном расследовании инцидента при перевозке опасного груза от 17 апреля 2020 г., актом общей формы станции Плесецкая Северной ж.д. N 1818 от 14 апреля 2020 г., актом о техническом состоянии N 1 от 15 апреля 2020 г.Причиной течи груза явилось не приведение в транспортное положение сливоналивной арматуры.
В ходе расследования установлено, что при перевозке груза в вагоне N 50677178 ПАО "НГК "Славнефть" нарушены требования пункта 3.2.23. Правил перевозок железнодорожным транспортом жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 22 мая 2009 г. (действовавших на момент инцидента), согласно которому грузоотправитель по окончании налива обязангерметично закрыть крышки загрузочного люка, бункера, сливоналивной арматуры, заглушек.
В соответствии со ст. 19 Федерального Закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта", грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций.
Ответственность перечисленных выше лиц наступает в форме возмещения убытков, которые возникли по их вине в процессе перевозки в связи с произошедшими аварийными ситуациями, загрязнением окружающей среды, перерывами в движении поездов.
Наличие течи свидетельствует, о том, что принятые ответчиком меры для обеспечения безопасности перевозки груза явились недостаточными, что свидетельствует о вине грузоотправителя (ответчика) в произошедшем.
О виновности грузоотправителя (ответчика) свидетельствует и Постановление Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 8 мая 2020 г. N 13.
В результате устранения аварийной ситуации, возникшей с вагоном N 50677178, произошла задержка поезда N 2010 на 26 минут, что подтверждается справкой о задержанных поездах, выпиской из КАСАНТа.
Факт задержки поездов зафиксирован в системе КАСАНТ под номером 11266743.
В связи с указанным инцидентом, повлекшим задержку поезда, ОАО "РЖД" понесены убытки от задержки поезда в сумме 1 465,96 руб., в соответствии с представленным истцом расчетом.
Убытки ОАО "Российские железные дороги" в связи с задержкой поезда складываются из оплаты труда локомотивной бригады, которая в период вынужденного простоя не исполняли своей основной трудовой функции (285,35 руб.) и сверхнормативных трат на топливно-энергетические ресурсы, вызванных простоем локомотива (1093,86 руб.).
Обоснованность и размер данных расходов подтверждается копией квитанции по маршруту машиниста, копией маршрута машиниста, таксировкой по топливу и электроэнергии, приказами по личному составу по локомотивной бригаде, справкойрасчетом заработной платы, справкой стоимости топливо-энергетических ресурсов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно счел исковое заявление о возмещении убытков обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что факта течи груза не имелось опровергаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе актом расследования инцидента при перевозке опасного груза.
Как следует из материалов дела, течь опасного груза устранена путем затягивания нижнего сливного клапана через верхний загрузочный люк.
Грузоотправитель при осуществлении грузовых операций (погрузки) с вагоном-цистерной допустил нарушение требований пункта 3.2.23. Правил перевозок жидких грузов в части герметичного закрытия сливоналивной арматуры, что и привело к течи опасного груза.
Довод ответчика об отсутствии самого события - течи груза со ссылкой на Постановление Ространснадзора от 08 мая 2020 г. N 13 не является обоснованной, поскольку указанное Постановление вынесено по результатам рассмотрения административного дела в отношении ОАО "РЖД" и в нем содержатся выводы исключительно об отсутствии вины перевозчика в повреждении цистерны. Постановление лишь подтверждает исправное техническое состояние цистерны на всем пути следования, что исключает вину перевозчика.
Причиной течи груза явилось неприведение в транспортное положение сливо-наливной арматуры, следовательно, принятые Ответчиком меры для обеспечения безопасности перевозки груза явились недостаточными.
Течь груза устранена локомотивной бригадой путем закручивания крышки нижнего сливного прибора.
Факт возникновения аварийной ситуации зафиксирован актом о служебном расследовании инцидента при перевозке опасного груза от 17 апреля 2020 г., актом общей формы станции Плесецкая Северной ж.д. N 1818 от 14 апреля 2020 г., актом о техническом состоянии N 1 от 15 апреля 2020 г., письменными объяснениями дежурного по переезду Волкова, дежурной по ст. Плесецкая Куликовой, помощника машиниста Долманова, машиниста Годовикова.
Наличие течи груза подтверждается, в том числе и результатами перевески цистерны на станции назначения Северодвинск, которые зафиксированы в акте общей формы N 2/1155 от 15.04.2020г.и книгой контрольных перевесок вагонов формы ГУ-78, согласно которым установлено, что фактический вес груза составляет 65500 кг, по документу - 66486 кг. (в пределах нормы с учетом Рекомендаций МИ 3115-2008).
Кроме того, верхний загрузочный люк цистерны N 50677178 был опломбирован грузоотправителем пломбой ТП-2800-02 N РЖДС 3697819, а на нижний сливной прибор (из которого обнаружена течь) пломба грузоотправителем не устанавливалась, о чем указано в Протоколе совещания у и.о. начальника ст. Новоярославская N 37/р от 16.04.2020г.и не оспаривается ответчиком.
Доводы ответчика об отсутствии у истца убытков, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Представленные к возмещению убытки являются дополнительными расходами на оплату труда локомотивной бригады за пределами нормального рабочего времени, т.е. понесенные вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязательств, которые привели к внеплановой и незапланированной остановке поезда.
Оплата работникам за время ожидания устранения последствий инцидента произведена сверх той части заработной платы, которая выплачена за выполнение текущей деятельности.
Таким образом, Решение Арбитражного суда г. Москвы о взыскании с Публичного акционерного общества "Нефтегазовая компания "Славнефть" в пользу ОАО "РЖД" 1 465 руб. 96 коп. убытков является законным и обоснованным.
Все доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как необоснованные, так как не опровергают выводов суда, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 декабря 2020 года по делу N А40-183445/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183445/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ "СЛАВНЕФТЬ"