Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2021 г. N Ф06-7429/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А57-32987/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "28" апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" апреля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шебалковой К. В.,
при участии в судебном заседании: представителя индивидуального предпринимателя Штырковой Ларисы Алексеевны - Клоков А.В., действующего на основании доверенности от 18.02.2021, представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова - Кашириной О.А., действующей на основании доверенности от 11.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Штырковой Ларисы Алексеевны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2021 года по делу N А57-32987/2020,
по исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саратова (ОГРН 1046405319410 ИНН 6453078895), город Саратов
к индивидуальному предпринимателю Штырковой Ларисе Алексеевне (ОГРНИП 311645309500169 ИНН 645311063607), город Саратов
о взыскании в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 715 670 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы (далее - ИФНС) по Ленинскому району г. Саратова обратилась в арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) Штырковой Ларисе Алексеевне о взыскании в доход федерального бюджета сумму неосновательного обогащения в размере 715 670 руб.
Решением суда от 02 марта 2021 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ИП Штыркова Л.А. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в иске.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС по Ленинскому району г. Саратова сослалась на верность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал. Полагает, что суд первой инстанции не принял меры к установлению фактической численности работников ИП Штырковой Л.А. в спорный период, что привело к неправильному определению процентного соотношения работников ответчика для целей предоставления субсидии.
Представитель истца возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.
Представителем ответчика заявлены ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств - копий заявлений работников ответчика о приёме на работу и увольнении и соответствующих приказов работодателя.
Данные ходатайства отклонены в силу следующего.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 АПК РФ).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.
Представленные суду апелляционной инстанции ответчиком дополнительные доказательства суду первой инстанции не направлялись. Уважительность причин непредставления доказательств в суд первой инстанции заявителем жалобы не обоснована. Довод апеллянта об отсутствии у него информации о рассмотрении судом первой инстанции настоящего дела опровергается почтовыми уведомлениями, свидетельствующими о получении ответчиком определений суда о назначении даты и времени судебного заседания (л.д. 79, 82).
Кроме того, представитель ответчика не обосновал каким образом представленные им копии приказов и заявлений работников соотносятся с информацией УПФР Ленинского района г. Саратова о численности работников в марте - мае 2020 года и как опровергают её.
При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, ходатайства о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела не подлежат удовлетворению.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей сторон, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции в виду следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 г. N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году и: федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576) утверждены правила предоставления субсидий в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате, распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Правилами установлено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Пунктом 3 Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по утверждённой форме.
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 г. или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 г.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. N 434.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 576 размер субсидий определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:
на количество работников в марте 2020 г. - в отношении организаций;
на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.
Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федераций от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии q порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления N 576, несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 г. получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям- представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральном казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
Как следует из материалов дела, ИП Штырковой Л.А. в ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова 22.05.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель 2020 г.
Налоговый орган на момент проверки соответствия критериям, установленным пунктом 3 Правил, располагал следующими сведениями о налогоплательщике:
Основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года 49.31.2 "Регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении". Отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Получатель субсидии включён в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 г, не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРИП.
По состоянию на 1 марта 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей.
Количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 года. Результат проверки - численность в марте 59, численность в апреле 54 (91 %).
На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.
С учетом изложенного, субсидия в размере 715 670 руб. (12 130 МРОТ*59 количество человек) поступила на счет Индивидуального предпринимателя, указанный в заявлении.
Впоследствии, в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 истцом было установлено, что ИП Штырковой Л.A. было не соблюдено условие о количестве работников получателя субсидии в месяце, в котором выплачивается субсидия не менее 90% от количества работников в марте 2020 г.
В УПФР Ленинского района г. Саратова был направлен запрос N 13-19/012003 от 20.07.2020 г. о количестве застрахованных лиц по форме СЗВ-М за март, апрель 2020 г. Получен ответ от 30.07.2020 г. N 10-03/15427, согласно которому количество застрахованных лиц по СЗВ-М в марте 2020 г. - 58 чел., в апреле 2020 г. - 52 чел., в мае - 51 чел.
В последующем, в УПФР Ленинского района г. Саратова был направлен дополнительный запрос N 13-19/013866 от 17.08.2020 г. по ИП Штырковой Л.А. о предоставлении информации по сдаче уточненных (Корректирующих) форм СЗВ-М за март, апрель, май 2020 г.; о количестве застрахованных лиц и дате представления уточненных форм СЗВ-М.
УПФР Ленинского района г. Саратова представило следующую информацию письмом от 19.08.2020 N 10-03/17551:
- за март 2020 г. сведения представлены на 58 чел. (исходная форма на 58 человек подана 14.04.2020 г., отменяющая форма на 1 человека была подана 13.07.2020 г. дополняющая форма на 1 человека - 13.07.2020 г.);
- за апрель 2020 г. на 52 чел. (исходная форма на 53 чел. 14.05.2020 г. отменяющая форма на 1 чел. - 25.05.2020 г., отменяющая форма на 1 человека,- 13.07.2020 г., дополняющая форма на 1 человека - 13.07.2020 г.);
- за май 2020 г. на 51 чел. (исходная форма на 51 чел. 11.06.2020 г., отменяющая форма на 1 чел. была подана 13.07.2020 г., дополняющая форма на 1 человека - 13.07.2020 г.).
13.08.2020 г. ИП Штырковой Л.А. направлено уведомление N 13-22/013712 : о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии, с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.
Требование о возврате субсидии не было исполнено ответчиком, что и явилось основанием для обращения с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Полагая, что субсидия за апрель 2020 г. перечислена ИП Штырковой Л.А. без соответствующих на то оснований, истец обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в пункте 4 Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьёй субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему, неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Чтобы констатировать неосновательное обогащение, необходимо установить отсутствие у лица оснований (юридических фактов), дающих ему право на получение имущества.
Из положений названной нормы следует, что под неосновательным обогащением понимается имущество, в том числе денежные средства, например, арендные и иные платежи за пользование имуществом, которое принадлежит заявителю, но без законных на то оснований сбереженное приобретателем.
Такими основаниями могут быть договоры, сделки и иные предусмотренные статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, основанием для возникновения у приобретателя обязанности возвратить неосновательное обогащение является получение имущества без установленных законом, иными правовыми или сделкой оснований.
Согласно представленному ответу ПАО "Сбербанк России" от 17.02.2021 г. возврат денежных средств, перечисленных по платежному поручению N 660602 от 25.05.2020 г., не обнаружен.
Довод жалобы о неверном определении количества работников ответчика в спорный период опровергаются представленной УПФР Ленинского района г. Саратова информацией.
При этом, количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчётности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утверждённой Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Доказательств того, что представленные в ИФНС сведения не соответствуют действительности, ответчиком в материалы дела не представлено.
Между тем, в силу положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания обстоятельств, на которых основаны возражения заявленным требованиям, лежит на ответчике.
На день вынесения решения ответчиком не представлены также и доказательства возврата выплаченных денежных средств (субсидии).
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о получении ответчиком денежных средств в размере 715 670 руб. без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, в связи с чем они должны быть возвращены в доход федерального бюджета.
Иные доводы апелляционной жалобы, приведенные в её обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
У арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, производится судом в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 02 марта 2021 года по делу N А57-32987/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-32987/2020
Истец: ИФНС России по Ленинскому району г. Саратова
Ответчик: ИП Штыркова Лариса Алексеевна