город Омск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А75-19391/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также с использованием систем веб-конференции апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2972/2021) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2021 по делу N А75-19391/2020 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению Администрации города Сургута (ИНН 8602020249, ОГРН 1028600603525, 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Энгельса, 8) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093, 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, Дом 27) об оспаривании ненормативных правовых актов,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации", общества с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр недвижимости", общества с ограниченной ответственностью "Новоуральское БТИ",
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации города Сургута - Рагозина Е.В. (по доверенности N 118 от 30.04.2020 сроком действия до 30.04.2023), Головина Н.С., (по доверенности N 254 от 15.07.2019 сроком действия до 15.07.2022);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - представитель Миронов А.Г. (по доверенности N 1 от 09.01.2021 сроком действия по 31.12.2021);
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС по ХМАО - Югре, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 27.11.2020 N 0886/06/69-2149/2020 и предписания об устранении нарушений законодательства от 27.11.2020.
Определением суда от 07.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее -АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый центр недвижимости" (далее - ООО "Кадастровый центр недвижимости" и общество с ограниченной ответственностью "Новоуральское БТИ" (далее - ООО "Новоуральское БТИ").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2021 по делу N А75-19391/2020 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что является неверным вывод суда первой инстанции о том, что аукционная комиссия заказчика - Администрации города Сургута, не имела оснований для признания второй части заявки на участие в аукционе участника с заявкой N 2 - Западно-Сибирский филиал АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), поскольку в сведениях об участнике закупки были указаны все сведения о филиале юридического лица, а не о самом юридическом лице, из чего можно сделать вывод, что филиал подал заявку от своего имени, а не от имени юридического лица. Податель жалобы полагает, что действуя от имени юридического лица - АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", филиал в заявке на участие в аукционе должен был указать наименование самого юридического лица в качестве участника размещения заказа, а также место нахождения АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", соответствующее сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). По мнению Администрации, решение УФАС по ХМАО - Югре от 27.11.2020 N 086/06/69-2149/2020 и выданное на основании него предписание нарушают права и законные интересы Администрации (являющейся также уполномоченным органом), поскольку обязывают ее как заказчика и как уполномоченный орган пересмотреть заявки участников повторно, фактически заключить контракт с участником, заявка которого не соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, а также объективно создают возможность применения санкций к членам межотраслевой комиссии по осуществлению закупок, за действия, которые были совершены ими в рамках требований Закона N 44-ФЗ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ООО "Кадастровый центр недвижимости" и ООО "Новоуральское БТИ", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, отзыв на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель УФАС по ХМАО - Югре с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 03.11.2020 на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 0187300006520002159 о проведении открытого аукциона по объекту закупки: "Проведение кадастровых работ по изготовлению технической документации на объекты недвижимого имущества" (т. 1 л.д. 33-38).
Согласно документации об аукционе аукцион проводится в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Заказчиком работ является Администрация города Сургута, уполномоченным органом - Управление муниципальных закупок Администрации города Сургута (т. 1 л.д. 39-74).
17.11.2020 межотраслевая комиссия по осуществлению закупок рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе и приняла решение о несоответствии заявки N 2 Западно-Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ (участник закупки не является юридическим лицом), о чем составлен протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.11.2020 (т. 1 л.д. 75-77).
Не согласившись с действиями заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Западно-Сибирского филиала обратилось в антимонопольный орган с жалобой от 19.11.2020 N Ф-86-2-01-0418 (зарегистрирована 20.11.2020 N 2308-ж) (т. 1 л.д. 30-32)
Решением N 086/06/69-2149/2020 от 02.12.2020 (резолютивная часть объявлена 27.11.2020) Ханты-Мансийское УФАС признало жалобу обоснованной. В действиях заказчика и уполномоченного органа признано нарушение положений части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе (т. 1 л.д. 26-27).
На основании решения заказчику и уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушений законодательства от 02.12.2020, которым возложены обязанности отменить протокол итогов электронного аукциона от 17.11.2020 N 0187300006520002159-3; пересмотреть заявки участников повторно с учетом принятого решения N 086/06/69-2149/2020 от 27.11.2020 и действующего законодательства; в срок до 16.12.2020 исполнить предписание и до 17.12.2020 представить в Управление информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов (т. 1 л.д. 28-29).
Несогласие с решением и предписанием явилось поводом для обращения администрации в арбитражный суд.
27.01.2021 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Федеральный закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: 1) планирования закупок товаров, работ, услуг; 2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); 3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов; 4) особенностей исполнения контрактов; 5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг; 6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; 7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Аукционом в электронной форме (электронным аукционом) является конкурентная процедура, при которой информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В силу части 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона N 44-ФЗ (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно положениям части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены данной статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Из части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается. Заявка на участие в электронном аукционе не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных пунктом 5 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также пунктом 6 части 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона (часть 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу подведения итогов аукциона от 17.11.2020 заявка N 2 участника Западно-Сибирский филиал АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" признана не соответствующей требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку была оформлена от имени филиала, в то время как обособленное подразделение (филиал) не может являться самостоятельным участником закупки по смыслу Закона о контрактной системе.
Антимонопольным органом в оспариваемом решении признано неправомерным отклонение заявки участника.
Указанные выводы поддержаны судом первой инстанции, с чем соглашается апелляционный суд.
Так, согласно части 1 статьи 24.1 Закона о контрактной системе проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.
На основании части 1 статьи 24.2 Федерального закона N 44-ФЗ регистрация участников закупок в единой информационной системе осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок.
Согласно части 11 статьи 24.1 Федерального закона N 44-ФЗ оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных названным Федеральным законом, следующих документов и информации:
1) копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык учредительных документов юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
3) идентификационный номер налогоплательщика этого участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица);
4) решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки;
5) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);
6) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
7) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя). Электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (часть 6 статьи 24.1 Федерального закона N 44-ФЗ).
В случае подачи заявки на участие в электронном аукционе с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе возвращает заявку подавшему ее участнику в силу части 11 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Западно-Сибирского филиала зарегистрировано в единой информационной системе и получило аккредитацию на электронной площадке, что подтверждается сведениями об участнике закупки, номер реестровой записи 122689 (т. 1, л.д. 130). В Едином реестре участников закупок в единой информационной системе имеются сведения об участнике под ИНН 9729030514 - Западно-Сибирский филиал АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Следовательно, оператору электронной площадки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок" была предоставлена вся необходимая информация, в том числе по обособленному подразделению и лицам, которым предоставлено право действовать от имени участника закупки.
Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона N 44-ФЗ участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Как следует из пункта 2 статьи 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2 статьи 55 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Филиалы и представительства юридического лица не обладают самостоятельной процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
Как следует из Устава АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (т. 1 л.д. 131-174), для реализации предмета деятельности общество имеет филиалы, в том числе Западно-Сибирский; филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени общества, действуют на основании положений, утверждаемых советом директоров общества; руководители филиалов и представительств общества назначаются генеральным директором общества и действуют на основании доверенности, выданной обществом.
Как следует из представленных в материалы дела документов, и установлено судом первой инстанции, во второй части спорной заявки указаны номер в реестре аккредитованных участников размещения заказа (122689), ИНН участника, наименование и место нахождения филиала, соответствующие ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона, сведения о лицах, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Оформление заявки на участие в аукционе филиалом, а не самим обществом, и подписание ее директором филиала не свидетельствуют о том, что филиал является самостоятельным участником закупки, поскольку из системного толкования приведенных выше норм права следует вывод о том, что в силу установленного законодателем порядка ведения деятельности юридических лиц, участие в аукционе может принять только головная организация, даже если заявка и подается от имени филиала.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, Администрация имела возможность путем информационного взаимодействия получить у оператора электронной площадки не только доверенность, выданную Экзархо И.И. как директору Западно-Сибирского филиала, но и все необходимые документы и информацию, предусмотренные частью 11 статьи 24.5 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделки, совершенные руководителем филиала при наличии таких полномочий, считаются совершенными от имени юридического лица.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у администрации не имелось оснований для признания заявки на участие в аукционе N 2 не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, оспариваемые решение и предписание Ханты-Мансийского УФАС соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований Администрации, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация освобождена от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации города Сургута оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2021 по делу N А75-19391/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-19391/2020
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА, ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ - ЮГРЕ
Третье лицо: АО "РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР ИНВЕНТАРИЗАЦИИ И УЧЕТА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ - ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮРО ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ", ООО "КАДАСТРОВЫЙ ЦЕНТР НЕДВИЖИМОСТИ", ООО "Новоуральское БТИ"