Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 августа 2021 г. N Ф03-3172/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
28 апреля 2021 г. |
А73-7851/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Воронцова А.И., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.
в судебном онлайн-заседании принимали участие:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации: Урсова В.С., представитель по доверенности от 01.01.2021;
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Магдыч К.И., представитель по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района
на решение от 24.02.2021
по делу N А73-7851/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745)
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1072706001081, ИНН 7729314745)
о взыскании 1 390 831,73 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края о взыскании убытков за период с 01.04.2017 по 02.12.2017, всего 1 390 831,73 руб. (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Первоначально заявления истца были приняты к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, затем суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, объединив дела N А73-7851/2020 и А73-7852/2020 для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Решением суда от 24.02.2021 с Управления жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края в пользу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ взысканы убытки в размере 1 175 543,82 руб., в остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление жилищно-коммунального хозяйства, экологии, транспорта и связи администрации Амурского муниципального района Хабаровского края просит судебный акт отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что у истца не могли возникнуть убытки, поскольку до 03.12.2017 указанному юридическому лицу регулирующим органом не установлен тариф на тепловую энергию. Поставка коммунального ресурса без утвержденного тарифа является предпринимательским риском истца.
В письменном отзыве Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края возражает против возмещения истцу убытков в отсутствии установленного тарифа.
В письменном отзыве ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном онлайн-заседании представитель ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возражал против доводов апелляционной жалобы, представитель Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края поддержал изложенную в письменном отзыве позицию.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора N 21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (г. Москва), функции по обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными ресурсами переданы с 01.04.2017 в ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В спорный период с 01.04.2017 по 02.12.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, являясь теплоснабжающей организацией, осуществляло снабжение тепловой энергией жилые многоквартирные дома, расположенные на территории Амурского муниципального района Хабаровского края (с. Тейсин).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.11.2017 3 33/23 утвержден и введен в действие на период с 2017-2020 гг. со сроком действия с 03.12.2017 по 31.12.2020 экономически обоснованный тариф на тепловую энергию для ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ: на период 03.12.2017 по 30.06.2018 в размере 4 124,38 руб./Гкал (без учета НДС).
При этом постановлением Губернатора Хабаровского края от 01.10.2016 N 100 "О предельных максимальных тарифах на тепловую энергию на 2017 год" (в редакции постановления от 30.12.2016 N 146), установлен предельный максимальный тариф для производства и передачи тепловой энергии на нужды населения размере 2 286,74 руб./Гкал (без учёта НДС).
В отсутствие утверждённого тарифа в период с 01.04.2017 по 02.12.2017, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ при расчёте заявленных ко взысканию убытков в размере 1 390 831,73 руб. применило тарифы АО "ГУ ЖКХ" (предшествующая ресурсоснабжающая организация), установленные постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 21.12.2015 N 40/2 в размере 4 417,05 руб./Гкал (без учёта НДС) - с 01.01.2017 по 01.07.2017 и в размере 4 506,06 руб./Гкал (без учёта НДС) - с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя иск ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, руководствовался следующим.
Согласно положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; при этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счёт средств соответствующей казны.
В силу части 4 статьи 154, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно части 3 названной статьи Закона N 190-ФЗ подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела, судом принята во внимание правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженная в постановлении Президиума от 09.03.2010 N 14231/09 по делу N А60-39531/2008-С1, и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 303-ЭС17-18242 о том, что применение тарифа, установленного для другого лица, возможно, если к лицу, осуществляющему поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый период, перешли те элементы системы коммунальной инфраструктуры, финансовые потребности по содержанию и обеспечению деятельности которых были учтены при утверждении соответствующего тарифа.
Согласно отзыву Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) и дополнений к нему, у ранее действующего предприятия, АО "ГУ ЖКХ", оказывающего услуги теплоснабжения, на обслуживании было 139 котельных, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ при этом передано на обслуживание 29 котельных, в связи с чем, у ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ отсутствовали основания для использования в расчетах тариф, установленный для предшествующей организации.
Убытки, исходя из разницы в тарифах (экономически обоснованного и льготного), рассчитаны судом с учётом экспертного заключения, подготовленного в рамках тарифного дела ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ от 30.10.2017 N 15/ч., поскольку стороны не согласились на проведение независимой экспертизы.
Возможность такого расчета убытков отражена в определении Верховного суда РФ от 05.02.2018 N 303-ЭС17- 14909.
Согласно заключению комитетом определена экономически обоснованная цена (тариф) на тепловую энергию, поставляемую ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на 2017 год, в размере 4 124,38 руб. за 1 Гкал (без учёта НДС). Экономически обоснованная цена (тариф) учитывает результаты хозяйственной деятельности учреждения по теплоснабжению с начала её осуществления (включая весь период 2017 года) и содержит перечень расходов учреждения, включаемых в необходимую валовую выручку для исчисления тарифа с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) исходя из годового объёма (в целом за 2017 год).
Таким образом, размер убытков истца составил 1 175 543,82 руб.
Лицом обязанным возмещать убытки учреждения, связанные с применением им предельно максимального тарифа, является муниципальное образование, в лице управления.
Обязанность муниципального образования по компенсации указанных убытков истца установлена частью 2 статьи 157 ЖК РФ и положениями статьи 69 БК РФ, Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 и принимаемых в его развитие подзаконных актов.
Наличие у Амурского муниципального района денежных средств в объёме достаточном для покрытия, в том числе, убытков ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ подтверждается Министерством ЖКХ края и актом сверки за 2017 год, согласно которому положительное сальдо на 01.01.2018 (перефинансирование) составляет 11 871 695,40 руб.
Установив обязанность муниципального образования по компенсации указанных убытков истца, суд первой инстанции удовлетворил иск частично.
Оценив повторно представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о доказанности истцом факта причинения убытков и оснований для удовлетворения иска в размере 1 175 543,82 руб.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, отсутствие в спорный период установленных органом регулирования тарифов для учреждения не освобождает обязанную сторону произвести оплату поставленных коммунальных ресурсов и не является основанием для отказа в иске в части возмещения межтарифной разницы.
Истец, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не обязан отвечать по социальным обязательствам публично-правового образования и безвозмездно предоставлять льготы потребителям за счет собственных ресурсов.
Иные возражения ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы права, подлежащие применению, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2021 по делу N А73-7851/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7851/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ Филиал "ЦЖКУ" Минобороны России по ВВо ЖКС N2, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" (по Восточному военному округу) жилищно- коммунальная служба N 2
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ЭКОЛОГИИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство финансов Хабаровского края, Арбитражный суд Хабаровского края