г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-223421/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу ИП Гафарова Али Оруджали оглы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.02.2021 по делу N А40-223421/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению ИП Гафарова Али Оруджали оглы (ИНН772375510705, ОГРНИП314774602801471)
к Московской административной дорожной инспекции (ИНН 7707821043, ОГРН5137746161790)
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Гафарова Али Оруджали оглы (далее также - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления МАДИ (далее также - административный орган) 05.11.2020 N 0356043010320110502004179 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда от 01.02.2021 заявление предпринимателя оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласился предприниматель и обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями ч.6 ст.121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом в порядке главы 29 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 20.09.2020 в 13:30 по адресу ул. Косыгина, д.29, г.Москва, Довихужаев Я.Н. - водитель транспортного средства марки "Хендэ 130", государственный регистрационный знак В562СА799, свидетельство о регистрации транспортного средства N 9915631246, осуществлял экономическую деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N 291551, действительного с 14.11.2019 по 13.11.2024, выданного ИП Гафарову Али Оруджали Оглы.
Указанное транспортное средство принадлежит на праве собственности Гафарову Э.А.
Водитель Довихужаев Я.Н. предъявил инспектору МАДИ путевой лист от 20.09.2020 N 292 (л.д. 32).
В путевом листе от 20.09.2020, выданным ИП Гафаровым Али Оруджали оглы, указано время выезда - 5 час. 30 мин.
При проведении проверки административным органом установлено, что время прохождения технического и медицинского осмотров в путевом листе не указано
Событием правонарушения явилось выдача водителю путевого листа и автомобиля без прохождения осмотров.
Административный орган пришел к выводу о нарушении предпринимателем п.2 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", выразившееся в нарушении требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения, выданного предпринимателю.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от дата N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств и осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу подп."б, в" пункта 16 статьи 9 Федерального закона от дата N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств установлен Приказом Минтранса РФ от дата N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств".
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса (п. 4 Порядка).
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер) (п. 7 Порядка).
В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения (п. 12 Порядка).
В силу п. 2 Порядка настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности).
05.10.2020 в отношении предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении.
12.10.2020 предпринимателю были направлены копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, об истребовании сведений и извещение о явке 05.11.2020 в 08:30.
15.10.2020 указанные документы получены предпринимателем, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 12500951197750.
05.11.2020 в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствии надлежаще извещенного предпринимателя.
05.11.2020 административным органом в отсутствии представителя предпринимателя вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0356043010320110502004179 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Предпринимателю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Полагая постановление от 05.11.2020 N 0356043010320110502004179 незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении принято уполномоченными должностными лицами в рамках полномочий государственного органа.
Срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) административным органом соблюден.
Извещение предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении подтверждается материалами дела и не оспаривается предпринимателем.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда о соблюдении административным органом порядка назначения административного наказания.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является существенное нарушение процессуальных требований, установленных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом апелляционной инстанции установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в один день, то есть 05.11.2020; законный представитель предпринимателя при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении материалов административного дела не присутствовал.
Рассмотрев 05.11.2020 административное дело, административный орган лишил предпринимателя возможности реализовать гарантированные ему законом процессуальные права при осуществлении в отношении него административного производства - ознакомиться с протоколом об административном правонарушении до рассмотрения административного дела, представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола и существу вменяемого ему правонарушения, а также воспользоваться квалифицированной помощью защитника, что не позволило рассмотреть дело об административном правонарушении полно и всесторонне, установить все значимые для дела обстоятельства.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушение административным органом положений статей 25.1, 28.2 КоАП РФ при вынесении оспариваемого постановления в один день с составлением протокола без участия представителя предпринимателя носит существенный характер и привело к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, выводы решения суда первой инстанции не соответствуют материалам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ) и судебный акт подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01.02.2021 по делу N А40-223421/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Московской административной дорожной инспекции от 05.11.2020 N 0356043010320110502004179 о привлечении ИП Гафарова Али Оруджали оглы к административной ответственности ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223421/2020
Истец: Гафаров Али Оруджали Оглы
Ответчик: МОСКОВСКАЯ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОРОЖНАЯ ИНСПЕКЦИЯ