г. Воронеж |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А64-2402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Сурненкова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление": Юдаевой Н.Е., представителя по доверенности от 10.09.2020, паспорт РФ, Матвеевой Н.П., представителя по доверенности N 11 от 16.11.2020, паспорт РФ;
от публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания": Котова С.В., представителя по доверенности N ТЭК/Д/30 от 30.12.2020;
от открытого акционерного общества "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2020 по делу N А64-2402/2020 по иску публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" (ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210) к обществу с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" (ОГРН 1116827000938, ИНН 6827021872), при участии третьего лица: открытого акционерного общества "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД", о взыскании 381 051, 99 руб. и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" к публичному акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" о взыскании 390 816, 86 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", истец) обратилось (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Кочетовское домоуправление" (далее - ООО "КДУ", ответчик) о взыскании основного долга по оплате электрической энергии, поставленной на содержание общего имущества многоквартирных домов, за январь 2020 года в размере 324 235, 89 руб.
Определением арбитражного суда от 15.04.2020 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 09.06.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
ООО "КДУ" обратилось в арбитражный суд с встречным иском к ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о взыскании упущенной выгоды в размере стоимости повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги - электроэнергии за январь 2020 года в сумме 390 816, 86 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2020 исковые требования ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" удовлетворены, с ООО "КДУ" в пользу ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" взыскана задолженность в размере 324 235, 89 руб. В удовлетворении встречных исковых требований ООО "КДУ" отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2020, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "КДУ" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части взыскания задолженности за потребленную электроэнергию в размере 324 235, 89 руб. и принять в этой части новый судебный акт об удовлетворении требований истца в размере 86 833, 89 руб., а также отменить решение суда в части отказа ООО "КДУ" о взыскании с ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" упущенной выгоды в размере стоимости повышающих коэффициентов к нормативу потребления электроэнергии в сумме 390 816, 86 руб.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 26.04.2021 представитель открытого акционерного общества "РЖД" в лице Юго-Восточной дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", третье лицо) не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представители ООО "КДУ" поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и дополнения к жалобе ООО "КДУ", отзыва на апелляционную жалобу и дополнительных пояснений к отзыву ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что ООО "КДУ" является управляющей организацией на территории мкр. Кочетовка города Мичуринска Тамбовской области.
На общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах по ул. Олимпийская N N 11, 5, 9А, по ул. Коммунистическая NN 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е, 2А, 2Б, по ул. Революционная NN 12А, 1А, 1Б, 8А, по ул. Садовая NN 41, 43, 16А, по ул. Социалистическая N 1А, по ул. 7 Ноября NN 10, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 26, 2А, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 4, 40, 41, 43, 44, 46, 50, 52, 54, 6, 7, 7А, 7Б, 7В, по ул. Октябрьская NN 54, 58, 60, 62, 68, 70, 72, 74, 78, 80 мкр. Кочетовка г. Мичуринска, избран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией. Между собственниками помещений и управляющей организацией ООО "КДУ" подписаны договоры управления многоквартирными домами. Данный факт также подтверждается информацией, размещенной в сети Интернет на официальном сайте "ГИС ЖКХ" (dom.gosuslugi.ru).
В январе 2020 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" осуществляло энергоснабжение вышеуказанных многоквартирных домов.
20.10.2017 между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" (гарантирующий поставщик") и ООО "КДУ" (исполнитель) заключен договор энергоснабжения N 68020281025751, по условиям которого (п. 1.1) гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а исполнитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию.
В соответствии с п. 1.2 договора исполнитель приобретает электрическую энергию в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах или жилых домах коммунальной услуги электроснабжения и приобретения электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Датой начала поставки электрической энергии по договору является 01.10.2017.
Договор действует с 01.10.2017 и до прекращения обязательства исполнителя предоставлять коммунальные услуги энергоснабжения потребителям (п. 8.1 договора).
Согласно п. 5.3 договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц.
Оплата электрической энергии осуществляется до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 5.4 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2019 по делу N А64-8282/2018 отказано в удовлетворении исковых требований ООО "КДУ" к ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о признании договора энергоснабжения N 68020281025751 от 20.10.2017 не заключенным.
Во исполнение договора энергоснабжения N 68020281025751 от 20.10.2017 в январе 2020 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" осуществило поставку электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ООО "КДУ", что подтверждается актом приема-передачи электрической энергии (мощности) от 31.01.2020 N Э-004301/02. На оплату выставлен счет-фактура от 31.01.2020 N Э-004301/02.
31.01.2020 в адрес ООО "КДУ" посредством электронной почты ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" направило информацию о показаниях индивидуальных приборов учета, ведомости снятия показаний общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "КДУ" за январь 2020 года.
ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" производило расчет электрической энергии потребителям за период январь 2020 года без повышающего коэффициента.
Согласно уточненному расчету истца задолженность ООО "КДУ" по оплате электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, за период январь 2020 года составляет 324 235, 89 руб. (с учетом уточнения).
Поскольку ООО "КДУ" не оплатило образовавшуюся задолженность, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятого уточнения).
ООО "КДУ", в свою очередь, считает, что в случае несоответствия индивидуальных приборов учета установленным требованиям, а так же в случаях, когда данные индивидуальных приборов учета за период январь 2020 года не передавались, истец обязан был начислять плату за электроэнергию, потребленную индивидуальными потребителями, исходя из норматива потребления электрической энергии с учетом повышающих коэффициентов.
Согласно расчету ответчика при начислении индивидуальным потребителям объема электроэнергии исходя из норматива и с применением повышающего коэффициента объем, поставленный индивидуальным потребителям, у которых индивидуальные приборы учета не допущены в эксплуатацию, значительно превышается объем электроэнергии, выставленный индивидуальным потребителям истцом по первоначальному иску.
Ссылаясь на наличие убытков в виде упущенной выгоды в размере стоимости повышающих коэффициентов к нормативу потребления электрической энергии за январь 2020 года, ответчик обратился в арбитражный суд с встречным иском к ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" о взыскании 390 816, 86 руб.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" в полном объеме и отказе в удовлетворении встречных исковых требований ООО "КДУ" по следующим основаниям.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Отношения по оказанию коммунальных услуг в приоритетном порядке регулируются нормами жилищного законодательства (п. 10 ч. 1 ст. 4, ст. 8 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
На правоотношения истца и ответчика также распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (ч. 1). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 данного Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (ч. 12).
Обязанность граждан и организаций своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги предусмотрена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 настоящей статьи и ст. 171 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что собственниками помещений в многоквартирных домах по ул. Олимпийская N N 11, 5, 9А, по ул. Коммунистическая NN 1А, 1Б, 1В, 1Г, 1Д, 1Е, 2А, 2Б, по ул. Революционная NN 12А, 1А, 1Б, 8А, по ул. Садовая NN 41, 43, 16А, по ул. Социалистическая N 1А, по ул. 7 Ноября NN 10, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 23, 24, 26, 2А, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 39, 4, 40, 41, 43, 44, 46, 50, 52, 54, 6, 7, 7А, 7Б, 7В, по ул. Октябрьская NN 54, 58, 60, 62, 68, 70, 72, 74, 78, 80 мкр. Кочетовка г. Мичуринска, выбран способ управления управляющей организацией - ООО "КДУ".
В соответствии с п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Как следует из содержания п. 1, пп. "а" п. 9 Правил N 354 и положениями Правил N 124 потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирном доме, а исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией.
На основании п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918, управляющая организация как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (п. п. 2, 8, 9 пп. пп. "а", "б" п. 31, пп. "а" п. 32 Правил N 354).
Согласно п. 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Таким образом, выбранная в установленном законодательством порядке для управления многоквартирным домом управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям и является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют электроснабжение.
Из пп. "б" п. 31 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с п. 21.1 Правил N 124 управляющие организации, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями ч.ч. 17 и 18 ст. 12 Закона N 176-ФЗ, а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного п. 30 Правил N 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Как указано в п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В п. 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
В данном случае между сторонами заключен и действует договор энергоснабжения от 20.10.2017 N 68020281025751, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 03.07.2019 по делу N А64-8282/2018.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с изменениями, внесенными в Правила N 354 Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498, с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержания жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей организацией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Соответственно, независимо от решения собственников многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества многоквартирного дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется согласно п. 44 Правил N 354.
Согласно п. 44 Правил N 354 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных п. 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Управляющие компании в силу ст.ст. 161, 162 ЖК РФ должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе приобретать энергоресурсы посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров купли-продажи, поставки коммунальных ресурсов в целях использования их при предоставлении коммунальных услуг потребителям, и не могут осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу по энергоснабжению, в том числе предоставляемую для обеспечения общедомовых нужд.
В силу ст.ст. 44, 161 ЖК РФ ООО "КДУ" является для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования, которому собственники и должны производить оплату за оказанные услуги.
В силу ст.ст. 153 - 154, ч.ч. 2, 2.2 и 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме.
Как следует из материалов дела, договор энергоснабжения N 68020281025751 от 20.10.2017 заключен между сторонами на весь объем электрической энергии, поступающей в многоквартирные дома (индивидуальное потребление и ОДН).
Между тем, принимая во внимание, что, начиная с 2006 года, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" осуществляет поставку электрической энергии собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах по прямым договорам купли-продажи электрической энергии для бытовых потребителей, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 03.04.2018 N 59-ФЗ в Жилищный кодекс Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что фактически договор энергоснабжения N 68020281025751 от 20.10.2017 между ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и ООО "КДУ" действует только в части поставки электрической энергии на содержание общего имущества.
Указанные выводы суда первой инстанции сторонами не оспариваются.
Вместе с тем, как указал суд области, в рассматриваемом случае порядок поставки коммунальной услуги по прямым договорам, который был реализован собственниками, не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах как лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирных домов.
Согласно расчетам истца за январь 2020 года по спорным многоквартирным домам потребление электрической энергии на содержание общего имущества составило 324 235, 89 руб.
Проверив представленный ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" расчет основного долга ООО "КДУ" за январь 2020 года, суд первой инстанции правильно признал его соответствующим действующему законодательству, условиям договора и арифметически верным.
Ответчик, возражая против удовлетворения первоначального иска, предъявляя встречные требования к зачету, указал, что индивидуальные приборы учета электрической энергии, установленные в помещениях собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, непригодны к расчету в связи с истечением срока поверки.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил N 354).
Согласно подп. "г" п. 34 Правил N 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учета, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета (подп. "д" п. 81(12) Правил N 354).
Расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. В жилищном законодательстве средством стимулирования к установке приборов учета является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления.
Так, исходя из положений пп. "а(1)" п. 4 Приложения N 2 к Правилам N 354 в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4 (1): Pi = Ni x Nj x Kпов x Tкр, где: Ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с актом совместной проверки индивидуальных приборов учета, установленных в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "КДУ" в г. Мичуринске, мкр. Кочетовка от 15.11.2019, в отдельных квартирах спорных многоквартирных домов срок поверки приборов учета действительно истек (т. 3, л.д. 23 - 98).
Ответчик считает, что если бы истцом при начислении индивидуальным потребителям, у которых индивидуальные приборы учета не допущены в эксплуатацию, объема электроэнергии применялся бы повышающий коэффициент, то предъявляемый истцом по первоначальному иску к взысканию с ответчика объем электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества, оказался значительно меньше, что привело бы не только к снижению объема электроэнергии, потребленной на содержание общего имущества по спорному расчетному периоду, но и к значительно меньшим показателям общего объема электрической энергии определенных истцом, исходя из показаний всех индивидуальных приборов учета (без учета неподлежащих к эксплуатации) по отношению к общим показаниям всех общедомовых (коллективных) приборов учета.
Ссылаясь на наличие убытков в виде упущенной выгоды в размере повышающих коэффициентов к нормативу потребления электрической энергии за январь 2020 года, ответчик заявил встречные исковые требования о взыскании 390 816, 86 руб.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" упущенной выгодой являются не полученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В рассматриваемом случае факт истечения межповерочного интервала установлен сторонами в ноябре 2019 года, что подтверждается актом совместной проверки от 15.11.2019. Именно с этого момента индивидуальные приборы учета, установленные в помещениях собственников и пользователей помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "КДУ", не могут применяться в качестве расчетных.
По мнению управляющей компании, объем электроэнергии, поставленной на индивидуальное потребление, следовало определять по нормативам потребления с использованием повышающего коэффициента, поскольку у индивидуальных приборов учета истек межповерочный интервал.
Согласно подп. "д" п. 81 (12) Правил N 354 в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета прибор учета считается вышедшим из строя.
Вместе с тем нарушение срока поверки прибора учета само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии расчетным способом (применительно к данному спору - по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента).
Так как истечение межповерочного интервала не связано с вмешательством в работу системы учета, применение расчетного способа возможно только в случае, если это нарушение привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено, что первоначально все индивидуальные приборы учета были допущены в эксплуатацию в качестве расчетных приборов учета.
Поскольку ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что в спорном периоде индивидуальные приборы учета неверно фиксировали объем потребленного энергоресурса, оснований для применения норматива потребления и повышающего коэффициента не имеется.
Данная правовая позиция приведена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2017 N 301-ЭС17-8833, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2020 по делу N А62-9840/2018.
После установления факта выхода из строя прибора учета в течение трех месяцев расчет индивидуального потребления производился истцом исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в соответствии с пп. "а" п. 59 Правил N 354, согласно которому плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42 (1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных п. 80 (1) настоящих Правил случаях).
По истечении трех месяцев (трех периодов) после установления в ноябре 2019 года выхода из строя индивидуальных приборов учета, расчет должен производиться по нормативу в соответствии с п. 60 Правил N 354, согласно которому по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в п. 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подп. "а" и "в" п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подп. "б" п. 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в п. 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 43 настоящих Правил.
Учитывая, что выход из строя индивидуальных приборов учета установлен в ноябре 2019 года, истец правильно произвел расчет платы за электрическую энергию, поставленную в январе 2020 года собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "КДУ", исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса в соответствии с пп. "а" п. 59 Правил N 354. В этой связи, контррасчет индивидуального потребления по нормативу с применением повышающего коэффициента не применим, поскольку указанный метод расчета не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Упущенная выгода в размере повышающих коэффициентов к нормативу потребления электрической энергии на стороне управляющей организации в рассматриваемом случае не возникает, потому что исходя из подп. "а" п. 59 Правил N 354 применение повышающего коэффициента в спорном периоде не предполагается.
Согласно представленным истцом на диске платежным документам (т. 3, л.д. 114) повышающий коэффициент в расчете платы за электрическую энергию, поставленную в январе 2020 года собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "КДУ", не начислялся и к оплате не выставлялся.
Следует также учесть, что повышающий коэффициент не влияет на увеличение объема индивидуального потребления электроэнергии, а только увеличивает стоимость электроэнергии для конечных потребителей.
Исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, оснований для взыскания упущенной выгоды в пользу ООО "КДУ" не имеется.
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ООО "КДУ".
Кроме того, суд первой инстанции учел то обстоятельство, что задолженность по оплате электрической энергии на содержание общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "КДУ" за предыдущие периоды взыскана в судебном порядке вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Тамбовской области от 03.04.2018 по делу N А64-293/2017 (за периоды с июля 2016 года по сентябрь 2016 года), от 24.05.2019 по делу N А64-7820/2018 (за период июль 2018 года).
Доводы апелляционной жалобы ООО "КДУ" о том, что истцом по ряду потребителей, у которых истек не только срок поверки, но и срок эксплуатации приборов учета, неправомерно произведены начисления в спорный период по среднемесячному потреблению, подлежат отклонению.
Ответчик представил в суд апелляционной инстанции контррасчет задолженности по данным потребителям по нормативу, указав в этой связи, что за счет увеличения индивидуального потребления уменьшается объем потребления ООО "КДУ" на содержание общедомового имущества. По контррасчету ответчика его задолженность составляет 143 649 руб. 99 коп.
Из имеющихся в материалах дела актов совместной проверки составленных сторонами в ноябре-декабре 2019 года, следует, что у ряда потребителей эксплуатировались старые приборы учета класса точности 2,5.
Согласно п. 138 Основных положений N 442 (в редакции, действовавшей до 01.07.2020) для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.
В многоквартирных домах, присоединение которых к объектам электросетевого хозяйства осуществляется после вступления в силу настоящего документа, на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем подлежат установке коллективные (общедомовые) приборы учета класса точности 1,0 и выше.
В абз. 2 п. 142 Основных положений N 442 было предусмотрено, что приборы учета класса точности ниже, чем указано в п. 138 данного документа, используемые гражданами на дату вступления в силу названного документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в п. 138 настоящего документа.
В соответствии с п. 136 Основных положений 442 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.04.2020 N 554, вступившей в силу с 01.07.2020) под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В п. 1.38.5 ГОСТ 6570-75 установлено, что средний срок службы до первого капитального ремонта должен быть не менее 30 лет для однофазных счетчиков класса точности 2,0; с 01.01.1989 - 25 лет для однофазных счетчиков класса точности 2,5.
Таким образом, ГОСТ 6570-75 установлен средний срок службы приборов учета соответствующих классов точности, а истечение этого срока в силу п. 136 Основных положений 442 не означает, что приборы автоматически выходят из строя.
Исследования на предмет выхода из строя снятых у потребителей приборов учета в порядке их замены сторонами не производились.
Истечение средних сроков службы индивидуальных приборов учета, в отсутствие доказательств фиксации неисправности или некорректной работы, не свидетельствует о недостоверности их показаний.
Доказательств, подтверждающих потребление конкретными потребителями электрической энергии в значительно большем объеме после замены приборов учета, чем было определено по показаниям приборов учета в рассматриваемый период, в материалах дела не имеется.
Доводы ООО "КДУ" о том, что по некоторым потребителям истцом указаны "0" начисления, что также влияет на результаты расчета задолженности, отклоняются судебной коллегией.
Согласно п. 61 Правил N 354 основанием для перерасчета являются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу, выявленные в результате проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. При этом согласно абзацу 3 указанного пункта Правил, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Из приведенным норм права следует, что передача потребителями показаний индивидуальных приборов учета с нарушением установленного срока влияет на корректность расчета объема энергоресурса, поставленного на содержание общедомового имущества. Исключить в расчетном периоде влияние субъективного фактора (добросовестного или недобросовестного поведения потребителей при передаче показаний) при начислениях за энергоресурс невозможно, а длящийся характер отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг позволяет учесть использованные некорректные данные индивидуального потребления в последующем периоде.
Из расчета истца следует, что незначительный процент квартир имеет "0" начисления.
Истец мотивирует данные начисления отсутствием потребления электроэнергии в указанных квартирах.
ООО "КДУ" не опровергло сведения истца (ст.ст. 9, 65 АПК РФ), однако оно не лишено возможности проверить данную информацию и представить подтверждающие документы о наличии жильцов, о потреблении электроэнергии и т.д., что по смыслу п. 61 Правил N 354 будет являться основанием для перерасчета размера платы в том месяце, в котором были получены данные о фактическом объеме потребленного ресурса.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения принятого судебного акта.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 24.11.2020 по делу N А64-2402/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2402/2020
Истец: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
Ответчик: ООО "Кочетовское домоуправление"
Третье лицо: ОАО "РЖД"в лице Юго-Восточной железной дороги-Филиал РЖД, 19 Арбитражный апелляционный суд