Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июля 2021 г. N Ф04-4265/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А27-20962/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачев К.Д.
Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Мельниковой М.Л. с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области и с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел", после перерыва помощником судьи Винник А.С. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант+" (N 07АП-2933/2021) на решение от 10.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20962/2020 (судья М. А. Сарафанникова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гарант+", город Кемерово (ОГРН 1074205019107, ИНН 4205138617) к Прокуратуре Кемеровской области-Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1024200685178, ИНН 4207012433), Прокуратуре города Кемерово, город Кемерово, Прокуратуре Заводского района города Кемерово, город Кемерово, о признании представления от 01.09.2020 N 2-122в-2020 недействительным третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово", город Кемерово (ОГРН 1144205004987, ИНН 4205284801), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, город Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373), Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1144205012808, ИНН 420527419471),
В судебном заседании приняли участие после перерыва:
от общества с ограниченной ответственностью "Гарант+" в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда: Соловьева Е.А. по доверенности от 11.01.2021 N 1 (до 31.12.2021); Филиппова О.И. по доверенности от 21.04.2021
от Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел": Фейтлихтер М.Г. по доверенности от 12.04.21 N 33
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант+" (далее - общество, ООО "Гарант+") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Прокуратуре Кемеровской области-Кузбасса, Прокуратуре города Кемерово, Прокуратуре Заводского района города Кемерово о признании представления от 01.09.2020 N 2-122в-2020 об устранении нарушений закона недействительным.
К участию в деле привлечены третьи лица общество с ограниченной ответственностью "Чистый город Кемерово" (далее - ООО "Чистый город Кемерово"), Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, налоговый орган), Региональная энергетическая комиссия Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса).
Решением от 10.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Гарант+" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что в представлении прокуратуры выявленным нарушением, вменяемым управляющей компании является "...нарушение в виде дополнительных (двойных) расходов оплаты коммунальной услуги - обращение с ТКО...". Доказательств двойного начисления платы за коммунальную услугу - вывоз ТКО - прокуратурой не представлено.
С учетом отказа общества от освобождения по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) по коммунальным услугам, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) ООО "Гарант+" с 01.01.2020 признается плательщикам НДС но всем коммунальным услугам, оказываемым покупателям, то есть в действиях ООО "Гарант+" отсутствуют нарушения налогового законодательства.
Так как НДС является косвенным налогом, его оплата возложена на конечного покупателя - потребителя коммунальных услуг. Обязанность по начислению и уплате в бюджет НДС возложена непосредственно на ООО "Гарант+" как на управляющую компанию, реализующую данную услугу населению. В отношении общества обязанность по исчислению налога и выставлению его покупателям закреплена статьями 149, 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В отзывах на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово просит принять законный и обоснованный судебный акт.
Отзывы на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не представлены.
Представители ООО "Гарант+" в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе. Представитель Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово в судебном заседании с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции. От РЭК Кузбасса поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 22.04.2021. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представители ООО "Гарант+" в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе.
Представитель Прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса в судебном заседании с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции. Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Кемерово представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка по поручению прокуратуры Кемеровской области-Кузбасса, Прокуратуры города Кемерово в связи с поступившей информацией органа государственного жилищного надзора о нарушениях управляющими компаниями города Кемерово требований законодательства при начислении НДС за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки в деятельности ООО "Гарант+" выявлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в незаконном включении для потребителей в стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) НДС.
Из материалов дела следует, что Постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2019 "Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "Чистый Город Кемерово" утверждены единые тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО.
Таким образом, в соответствии с Постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2019, сумма НДС уже включена в расходы организации, а установленные тарифы для населения являются конечными, повторное включение НДС на данную услугу управляющей компанией не основано на законе.
В нарушение указанных требований, ООО "Гарант+" взимает с жителей МКД наряду с оплатой услуг по обращению с ТКО, подлежащей перечислению в адрес регионального оператора ООО "Чистый город Кемерово", оплату НДС при получении услуг по обращению с ТКО, реализация которых от налогообложения освобождена.
Согласно представленной в прокуратуру района информации за истекший период 2020 года потребители услуг по обращению с ТКО оплатили ООО "Гарант+" начисленные им наряду с другими платежами за услуги ЖКХ, оплату услуг по обращению с ТКО(НДС) на общую сумму 1 717 670,60 рублей.
По факту выявленных правонарушений 01.09.2020 директору ООО "Гарант+" вынесено представление N 2-122в-2020.
Не согласившись с представлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие совокупности условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки в деятельности ООО "Гарант+" выявлены нарушения налогового законодательства, выразившиеся в незаконном включении для потребителей в стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) НДС, а именно в нарушение указанных требований, ООО "Гарант+" взимает с жителей МКД наряду с оплатой услуг по обращению с ТКО, подлежащей перечислению в адрес регионального оператора ООО "Чистый город Кемерово", оплату НДС при получении услуг по обращению с ТКО, реализация которых от налогообложения освобождена, стоимость которых соответствует предельному утвержденному тарифу.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, за обращение с ТКО.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Север" Кемеровской области, заключенным 22.11.2018 с Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области (в настоящее время - Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса) ООО "Чистый Город Кемерово" является региональным оператором по обращению с ТКО.
Деятельность регионального оператора осуществляется по регулируемым тарифам, которые устанавливаются РЭК Кузбасса.
Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами".
Государственное регулирование тарифов на территории Кемеровской области-Кузбасса на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с постановлением РЭК Кузбасса от 20.12.2019 N 691 "Об утверждении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" ООО "Чистый Город Кемерово".
Указанным нормативным правовым актом установлен тариф для населения с 01.01.2020 по 30.06.2020 в размере 332,43 руб./ м, с 01.07.2020 по 31.12.2020 в размере 332,46 руб./м
, который является предельным.
В соответствии с пунктом 36 пункта 2 части 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов, утверждён предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога.
Положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 01.01.2020 (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ).
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что операции по реализации услуг по обращению с ТКО, предусмотренные частью 2 статьи 149 НК РФ освобождаются от обложения НДС при установлении органом регулирования тарифов введенного с 01.01.2020 предельного единого тарифа на услуги регионального оператора без учета НДС.
ООО "Гарант+" является управляющей организацией, осуществляющей деятельность по управлению МКД.
Между ООО "Чистый город Кемерово" и ООО "Гарант+" заключен договор от 01.07.2019 N 102148 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и местах, определенных в договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а ООО "Гарант+" обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Оплата услуг ООО "Чистый Город Кемерово" по обращению с ТКО с 2020 года производится без учета НДС.
В свою очередь стоимость коммунальной услуги по вывозу ТКО предъявляется ООО "Гарант+" собственникам жилых помещений, с учетом НДС 20%, что следует из расчета платежа.
Согласно Приложению к постановлению РЭК Кузбасса от 20.12.2019 N 691 единый тариф на услугу регионального оператора ООО "Чистый Город Кемерово" по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2022 годы для населения НДС не облагается.
РЭК Кузбасса при установлении единых тарифов на услуги регионального оператора на 2020 год суммы входного НДС включила в расходы организации, что подтверждается представленным экспертным заключением РЭК Кузбасса от 19.12.2019. В силу императивных норм услуги регионального оператора не облагаются НДС, а включенные в предельный тариф суммы входного НДС трансформируются в себестоимость.
Согласно представленной в прокуратуру района информации за истекший период 2020 года потребители услуг по обращению с ТКО оплатили ООО "Гарант+" начисленные им наряду с другими платежами за услуги ЖКХ, оплату услуг по обращению с ТКО(НДС) на общую сумму 1 717 670,60 рублей.
Как следует из материалов дела, ООО "Гарант+" в платежных документах для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг производит начисление платы за обращение с ТКО, из расчета тарифа и норматива накопления твердых коммунальных отходов 57,43 руб., при этом отдельной строкой в расчете включен НДС - 11,49 руб. (20% от суммы 57,43 руб.), предъявляемый управляющей организацией собственнику жилого помещения к оплате в том же платежном документе (например, документ по единому лицевому счету от 18.12.2020 N 60НЕ361259).
Вместе с тем из приведенных норм ЖК РФ следует, что тариф по обращению ТКО, установленный органом регулирования цен субъекта РФ, является предельным для потребителя.
Доводы ООО "Гарант+" о том, что, не являясь региональным оператором и выступая исполнителем в части соответствующих услуг в отношении собственников жилых помещений, общество обязано начислять и уплачивать НДС, судом первой инстанции правомерно отклонены как противоречащие части 2 статьи 157 ЖК РФ.
Основания для предъявления управляющей организацией к оплате суммы НДС, начисленной сверх установленного тарифа, отсутствуют.
В соответствии с пунктом 29 части 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
ООО "Гарант+" не указано, по каким основаниям отказалось от освобождения таких операций от налогообложения.
В данном случае потребители - собственники жилых помещений МКД, управление которым осуществляется управляющей организацией, которая отказалась от соответствующей льготы, ставятся в неравные условия и несут бремя в виде дополнительных расходов по оплате НДС сверх установленного тарифа по обращению с ТКО, в отличие от собственников МКД, управляющие организации которых применяют указанную преференцию, предоставленную государством, что не является законным, а предъявление управляющей организацией к оплате НДС в соответствующей части противоречит требованиям части 2 статьи 157 ЖК РФ, устанавливающей обязанность оплаты коммунальных услуг по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом
Действия управляющей компании в виде начисления дополнительных расходов оплаты коммунальной услуги "обращение с ТКО" влекут нарушения прав собственников жилых помещений МКД.
Собственники помещений в многоквартирном доме, вправе принять решения о заключении договоров региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами от своего имени, в порядке, установленном пунктом 4.4 части 2 статьи 44, статьей 157.2 ЖК РФ, без участия управляющей организации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое представление прокурора соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание вышеуказанные положения процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия в оспариваемого представления вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у Прокуратуры имелись все основания для вынесения оспариваемого представления. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого представления и об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества являются обоснованными.
Доводы подателя жалобы, аналогичные доводам, приводимым в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-20962/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант+" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-20962/2020
Истец: ООО "Гарант+"
Ответчик: Прокуратура города Кемерово, Прокуратура Заводского района города Кемерово, Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса
Третье лицо: ООО "Чистый Город Кемерово", ИФНС по г. Кемерово, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса, Томская прокуратура