г. Хабаровск |
|
28 апреля 2021 г. |
А04-7961/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.
судей Мильчиной И.А., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление" на решение от 05.02.2021 по делу N А04-7961/2020 Арбитражного суда Амурской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление" (ОГРН 1142801000946, ИНН 2801192795) к государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539) о признании незаконными запроса и действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление" (далее - ООО "УК Амурблагуправление", Общество, управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с требованиями к государственной жилищной инспекции Амурской области (далее - ГЖИ Амурской области, инспекция) о признании незаконными запроса инспекции от 02.09.2020 N 04-7122 и действий инспекции по вынесению запроса от 02.09.2020 N 04-7122, как несоответствующие Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Требование мотивировано тем, что надзорным органом был нарушен порядок вынесения и осуществления запроса, поскольку от ГЖИ Амурской области документов о проведении проверки в управляющую организацию не поступало, неоконченных проверок не имеется.
Заявление было принято судом к рассмотрению, возбуждено производство по делу N А04-7961/2020.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 05.02.2021 в удовлетворении заявленных ООО "УК Амурблагуправление" требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК Амурблагуправление" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым при неправильном применении норм материального и процессуального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сведены к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению определением от 25.03.2021 Шестого арбитражного апелляционного суда.
ГЖИ Амурской области не представила отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, не принимали участие в судебном заседании апелляционной инстанции, что не препятствовало рассмотрению апелляционной жалобы в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
ООО "УК Амурблагуправление" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Амурской области в соответствие с лицензией N 028000069 от 27.04.2015 выданной ГЖИ Амурской области.
В соответствии с пунктом 5 протокола Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации действующего законодательства, а также по обсуждению вопросов деятельности органов государственного жилищного надзора, формирования комфортной городской среды и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, от 15.01.2020 N 41-ПРМ-МЕ предписано органам государственного жилищного надзора субъектов РФ продолжить проведение проверок по безопасности использования содержания внутридомового газового оборудования, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных шахт.
Запросом ГЖИ Амурской области от 02.09.2020 N 04-7122 у ООО "УК Амурблагуправление" истребована в срок до 22.09.2020 следующая информация:
1) о проведении технического диагностирования внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся на управлении в г. Благовещенске (в том числе представить заключения о техническом диагностировании): - п. Аэропорт, д.1; - п. Аэропорт, д.2; - п. Аэропорт, д.3; - п. Аэропорт, д.5; - ул. 50 лет Октября, 150; - ул. Горького, д. 24; - ул. Ленина, д. 203/3; - ул. Красноармейская, д. 169; -ул. Партизанская, д. 68, - ул. Пионерская, д. 71; - ул. Пионерская, д. 71/9; - ул. Пионерская, д. 112/2; - ул. Пионерская, д. 153; - ул. Чайковского, д. 97; - ул. Чайковского, д. 33;
2) о сроках эксплуатации газового оборудования указанных МКД, установленных изготовителем, либо о сроках, установленных проектной документацией, утвержденной в отношении газопровода МКД.
Не согласившись с действиями ГЖИ Амурской области по вынесению запроса от 02.09.2020 N 04-7122 и указанным запросом, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия ГЖИ Амурской области по вынесению запроса от 02.09.2020 N 04-7122 и указанный запрос соответствует требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Из анализа положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о государственной жилищной инспекции Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 03.08.2007 N 455, государственная жилищная инспекция Амурской области является исполнительным органом государственной власти Амурской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами а, б пункта 3 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, к числу лицензионных требований относится соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 161 ЖК РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ, то есть требований по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
На основании части 7 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
В отношении лицензиатов органами государственного жилищного надзора реализуется лицензионный контроль.
Следовательно, после получения лицензии на осуществление данного вида деятельности органом государственного жилищного надзора в отношении лицензиата осуществляется лишь лицензионный контроль.
В силу части 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения вышеуказанного Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2-10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за конкретным видом деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации; приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из части 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ следует, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Пунктом 4 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ, к грубым нарушениям отнесено нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 данного закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Исходя из приведенных норм, принятию мер по привлечению лица к административной ответственности, должна предшествовать проверка, порядок организации и проведения которой установлен вышеуказанным Законом N 294-ФЗ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что в деле отсутствует мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора); распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на проведение проверки, отсутствуют сведения о выполнении всех перечисленных требований в указанных статьях закона.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.
Частью 3 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи.
Согласно части 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступление, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах необоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), несоблюдения условий и методов установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, о фактах нарушения органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, гражданами требований к порядку размещения информации в системе. Основанием для проведения внеплановой проверки органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля (в случаях наделения органами государственной власти субъектов Российской Федерации уполномоченных органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля) является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ к запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В свою очередь, согласно материалам дела, запрос от 02.09.2020 N 04-7122 осуществлен в отсутствие распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Доказательств обратного инспекцией в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная инстанция считает верным вывод суда первой инстанции о нарушении надзорным органом порядка вынесения и осуществления запроса.
Вместе с тем, для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно материалам дела запрос ГЖИ Амурской области от 02.09.2020 N 04-7122 был направлен ООО "УК Амурблагуправление". В свою очередь указанный запрос Обществом не исполнялся, к административной ответственности Общество за не исполнение в указанный срок вышеназванного запроса не привлекалось.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия негативных последствий для Общества в связи с направлением оспариваемого запроса.
В этой связи, как верно указано судом первой инстанции, довод заявителя о привлечении к административной ответственности по аналогичным запросам не является основанием для вывода о наличии нарушения прав и законных интересов Общества в отношении конкретного оспариваемого Обществом запроса.
Таким образом, заявителем не обосновано и не доказано нарушение оспариваемым запросом прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемый запрос прав и законных интересов ООО "УК Амурблагуправление" в сфере экономической деятельности не нарушает, в связи с чем, основания для удовлетворения требований заявителя у суда отсутствовали.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ дана надлежащая правовая оценка, с указанием оснований принятого решения и которые, в соответствии с требованиями статьи 168 АПК РФ отражены в обжалуемом судебном акте.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя в силу ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.02.2021 по делу N А04-7961/2020 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Амурблагуправление" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7961/2020
Истец: ООО "УК Амурблагуправление"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурская область
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд (7961/20-а.ж,1т;2572/20-а.ж,1т;8974/20-1т;3130/20-а.ж;9481/17-а.ж;6566/20-доп.м)