Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 июля 2021 г. N Ф08-7118/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2021 г. |
дело N А53-25871/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии: Помникова О.И., представитель по доверенности от 30.12.2000, диплом от 30.06.2006,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2021 по делу N А53-25871/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоСпецСервис" (ИНН 0816016414, ОГРН 1110816002274)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "КомсомольскНефть" (ИНН 0816016527, ОГРН 1110816002395)
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоСпецСервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии (далее - Управление) от 21.07.2020 о назначении административного наказания N 0113/06/3730/60-КНД/ПР/2020.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2021 постановление Управления от 21.07.2020 о назначении административного наказания N 0113/06/3730/60-КНД/ПР/2020 было признано незаконным и отменено. Решение мотивировано тем, что материалами дела не подтверждён тот факт, что именно Общество осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых на спорном участке и получало от этого личную выгоду.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что выводы суда первой инстанции о непринятии Управлением мер к исследованию взаиморасчётов между ООО "КомсомольскНефть" и Обществом, а также указание Обществом в рамках настоящего дела на наличие договора аренды, по которому осуществляется взаимозачёт требований, являются не состоятельными. Договор на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту скважин от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС, заключенный между ООО "КомсомольскНефть" и Обществом, распространяется на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту скважин в границах лицензионных участков пользователя недр - ООО "КомсомольскНефть". Следовательно, Общество самостоятельно несёт полную ответственность за проведённые работы по восстановлению ранее ликвидированной скважины N 45, которая находится вне границы горного отвода и границы Манычского участка недр, указанного в лицензии ЭЛИ 00383 НЭ.
Выводы суда о том, что ликвидированная скважина N 45 находится вне границы горного отвода и границы Манычского участка недр, а также что трубопровод от скважины N 45 проложен до подземной ёмкости ООО "КомсомольскНефть" являются несостоятельными. Факт прокладки трубопровода от скважины N 45 до подземной емкости сборного пункта Манычского месторождения не является доказательством пользования недрами ООО "КомсомольскНефть" в отсутствии оформленной в установленном законодательстве порядке лицензии на право пользования недрами.
Выводы суда о том, что материалами дела не подтверждён тот факт, что именно Общество осуществляло деятельность по добыче полезных ископаемых на вышеназванном участке и получало личную выгоду, являются ошибочными.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционным судом удовлетворено ходатайство ООО "КомсомольскНефть" об участии в деле в режиме онлайн-заседания.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Общество, ООО "КомсомольскНефть", извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ООО "КомсомольскНефть" в назначенный день и время, не обеспечило подключение в режиме оналйн-заседания.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества и ООО "КомсомольскНефть", надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
06.02.2020 на основании обращения ООО "Таша" и приказа Управления от 03.02.2020 N 44-КНД государственными инспекторами Управления проведён плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории Прикумского СМО РК вблизи п. Рогульский по выявлению нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, которым установлено:
- проведены работы по консервации скважины N 46 и установления таблички о дате ввода в консервацию. Произведена ликвидация обваловки вокруг скважины N 46 и шламового амбара, проведена техническая рекультивация земельного участка. На месте ликвидированного шламового амбара имеются следы от выхода на поверхность нефтепродуктов. Предположительно шламовый амбар вместе с содержимым засыпан, зачистка амбара не проводилась. Образовавшиеся отходы от проведения работ по восстановлению законсервированной скважины в соответствии с законодательством в области обращения с отходами производства и потребления подлежат сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию;
- проведены работы по восстановлению ранее ликвидированной скважины N 45 с установлением на ней фонтанной арматуры. Произведены работы по обвалованию скважины и прокладке трубопровода от скважины до сборного пункта Манычского участка недр. Скважина N 45 находится за границами лицензионного участка недр. На месте ликвидированных шламовых амбаров имеются следы от выхода на поверхность нефтепродуктов. Предположительно шламовый амбар вместе с содержимым засыпан, зачистка амбара не проводилась. Образовавшиеся отходы от проведения работ по восстановлению ликвидированной скважины в соответствии с законодательством в области обращения с отходами производства и потребления подлежат сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию.
Результаты обследования зафиксированы в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 06.02.2020 N Р-02/02-2020, план-схемы N 1 и N 2, фототаблицы N 1 и N 2.
11.02.2020 Управлением в адрес Администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия направлен запрос о предоставлении следующей документации: Согласованный Проект рекультивации нарушенных земель с кадастровым номером 08:10:250201:28 при проведении работ по промышленной консервации скважины N 46 Манычского участка недр; Документ, подтверждающий право использования ООО "КомсомольскНефть" земельного участка под трубопровод и скважину N 45, которая находится за границами лицензионного участка недр.
Письмом от 12.02.2020 Администрация Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия сообщила, что согласованный проект рекультивации нарушенных земель с кадастровым номером 08:10:250201:28 при проведении работ по промышленной консервации скважины N 46 Манычского участка недр, а также документы, подтверждающий право использования ООО "КомсомолъскНефть" земельного участка под трубопровод и скважину N 45, в Администрации отсутствуют.
По факту восстановления ранее ликвидированной скважины N 45 и установления на ней фонтанной арматуры Управлением направлено письмо в адрес Нижне-Волжского управления Ростехнадзора о принятии мер в отношении ООО "КомсомолъскНефть".
Письмом от 14.02.2020 N 261-1222 Нижне-Волжское управление Ростехнадзора сообщило, что скважина N 45 находится вне границы горного отвода (выдан 18.08.2017 за N НГ-34-130 и зарегистрированный в реестре за N 130), совпадающего с границами Манычского участка недр (лицензия ЭЛИ 00383 НЭ).
В адрес Управления поступило письмо от 14.02.2020 Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Калмыкия о том, что имеются сведения об осуществлении противоправной деятельности, связанной с безлицензионным пользованием недрами на территории Черноземельского района. В частности установлено, что по указанию руководства ООО "КомсомольскНефть" работники указанной организации незаконно произвели расконсервацию скважины N 45 при отсутствии лицензии на пользование недрами не распространяются на скважину N 45.
17.02.2020 Управление издало приказ N 60-КНД о проведении внеплановой выездной проверки ООО "КомсомольскНефть". Решением Прокуратуры Республики Калмыкия от 19.02.2020 внеплановая выездная проверка была согласована.
В результате проведения внеплановой выездной проверки ООО "КомсомольскНефть" Управлением было установлено: ООО "КомсомольскНефть" является пользователем недр по лицензии ЭЛИ 00383 НЭ. Наименование участка недр предоставленного в пользование -Манычский. Вид пользования недрами - для разведки и добычи полезных ископаемых. Наименование основных видов полезных ископаемых, содержащихся в пределах предоставленного участка недр - углеводородное сырьё. Участок недр расположен в Черноземельском районе Республики Калмыкия. Лицензия зарегистрирована Отделом геологии и лицензирования по Республике Калмыкия Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу 27.08.2014 за N 119. В бланк лицензии на пользование недрами ЭЛИ 00383 НЭ внесены изменения, которые зарегистрированы Отделом геологии и лицензирования по Республике Калмыкия Департамента по недропользованию по Южному Федеральному округу 26.12.2016 N 124. Дата окончания действия лицензии 26 августа 2034 года.
Разработка Манычского участка недр осуществляется в соответствии с "Проектом пробной эксплуатации Манычского газонефтяного месторождения", выполненный в 2017 году ООО "СибГеоПроект". На данный проект имеется протокол заседания Центральной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 15.06.2017 N 6892, имеется горноотводный акт Ш НГ-34-130 от 18.08.2017 к лицензии ЭЛИ 00383 НЭ, который внесён в реестр за N 130. Срок действия горноотводного акта до 26.08.2034.
ООО "КомсомольскНефть" представило пояснения, согласно которым в подземную ёмкость сливается пластовая вода, которая в дальнейшем вывозится с помощью бойлеров на соседние месторождения. Справку о количестве закачиваемой воды в скважину N 45 за 2019 и январь-февраль 2020 с целью поддержания пластового давления (ППД) или утилизации ООО "КомсомольскНефть" так и не представлены. Работы по капитальному ремонту скважин проводятся по планам, утверждённым техническим руководителем организации и согласованным с заказчиком в соответствии с документацией на капитальный ремонт фонда скважин месторождения, площади, куста. ООО "КомсомольскНефть" были представлены: наряд-заказ на производство капитального ремонта скважины N 45; договор на выполнение работ по текущему и капитальному ремонту скважин от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС; документация ликвидации скважины N 45 Манычского месторождения Республики Калмыкия в электронном виде; копия заключения экспертизы промышленной безопасности документации -ликвидация скважины N 45 Манычского месторождения Республики Калмыкия NИТК-КЛ-01-2020. Работы по восстановлению ранее ликвидированной скважины N45 были проведены ООО "АвтоСпецСервис". Целью ремонта являлось подготовка скважины N45 под ППД (поддержание пластового давления). Работы на скважине N45 работы начаты в 17 часов 00 минут 10 ноября 2019 года и окончены в 08 часов 00 минут 12 декабря 2019 года. Перечень выполненных работ по скважине перечислены в таблице акта на выполненные работы по скважине N45.
Результаты внеплановой проверки зафиксированы в акте проверки от 26.03.2020 N 009/06/60-КНД/ПР/2020.
По результатам проведённых обследований и внеплановой проверки, Управление пришло к выводу о том, что Общество при проведении работ по восстановлению ранее ликвидированной скважины N 45 осуществляло пользование недрами в отсутствии оформленной в установленном законодательстве порядке лицензии на пользование недрами, в связи с чем, 22.06.2020 в отношении Общества уполномоченным лицом Управления был составлен протокол N 0113/06/3730/60-КНД/ПР/2020 по признака административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия протокола была получена Обществом 26.06.2020 (почтовый идентификатор N 35800048039798).
20.07.2020 Общество представило объяснение, в котором указало, что правонарушение не признаёт, событие административного правонарушения отсутствует.
21.07.2020 старшим государственным инспектором Управления рассмотрены материалы административного дела и вынесено постановление N 0113/06/3730/60- КНД/ПР/2020 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 800000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В силу части 1 статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности (часть 3 статьи 1.2 Закона N 2395-1).
Согласно преамбуле Закона N 2395-1 недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологических изучений и освоений.
Статья 11 Закона N 2395-1 предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определённых границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии со статьёй 23 Закона N 2395-1 одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании.
Объективная сторона правонарушения заключается в пользовании недрами без соответствующего разрешения (лицензии).
Субъектом правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее пользование недрами без лицензии, либо лицо, в чьих интересах осуществляется пользование недрами.
В материалы дела Управлением представлено решение Верховного суда Республики Калмыкия от 02.12.2020 по делу N 7-168/2020, которым подтверждается факт выполнения Обществом работ по текущему и капитальному ремонту скважин, на основании договора от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС, заключённого с ООО "Комсомольскнефть" заключён договор на выполнение. Целью ремонта являлось подготовка скважины N 45 под поддержание пластового давления (т.2 л.д. 131-132).
Наряду с этим, решением Верховного суда Республики Калмыкия от 02.12.2020 по делу N 7-168/2020 установлен факт проведения Обществом работ по восстановлению ранее ликвидированной скважины N 45 с установлением на ней фонтанной арматуры, её обвалование, прокладка трубопровода от скважины до сборного пункта Манычского участка недр и его присоединение к системе сбора и подготовки добываемой продукции Манычского участка недр.
Материалами дела подтверждается выполнение Обществом по поручению ООО "Комсомольскнефть" работ в соответствии с названным договором, что указано в акте (т.2 л.д. 148).
Доказательства недостоверности выполнения Обществом работ по договору от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС, в материалы дела не представлены.
Из содержания пункта 2.2.11, раздела 3 договора от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС следует, что результат работ по выводу скважины N 45 получает ООО "Комсомольскнефть".
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании представленных административным органом соответствующих доказательств, полученных в ходе административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При отсутствии, а равно недоказанности хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности (часть 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Представленные в материалы дела не содержат доказательств того, что непосредственно Общество при проведении работы в рамках договора от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС по скважине N 45 были произведены по поручению и под контролем ООО "КомсомольскНефть".
Доказательства выполнения Обществом каких либо работ, вне рамок договора от 01.01.2016 N 02/16-ТКРС, в материалы дела не представлены.
В силу пункта 1 статьи 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие события административного правонарушения, применительно к указанной статье, является основанием для отказа в привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Управлением не представлены доказательства осуществления Обществом деятельности по добыче полезных ископаемых на скважине N 45 Манычского газонефтяного месторождения".
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришёл к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что постановление Управления от 21.07.2020 о назначении административного наказания N 0113/06/3730/60-КНД/ПР/2020 является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмен у судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения Управления о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.02.2021 по делу N А53-25871/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-25871/2020
Истец: ООО "АВТОСПЕЦСЕРВИС"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республики Калмыкии
Третье лицо: ООО "КОМСОМОЛЬСКНЕФТЬ"