Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2021 г. N Ф05-20270/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А40-180646/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
В.А.Свиридова, Ж.В.Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2021 по делу N А40-180646/20
по заявлению ПАО "ФСК ЕЭС"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконными решений
при участии:
от заявителя: |
Щербакова Е.В. по дов. от 21.09.2020; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) об отказе в государственной регистрации прав по постановке на кадастровый учет, вынесенное в отношении объекта недвижимости: Здание объединенное соединительных пунктов 20 кВ (СП-1, СП-2), площадью 162,4 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, д.Сколково, территория инновационного центра "Сколково", оформленного Уведомлениями от 03 августа 2020 года N 50/066/005/2019-6591/5, N 50/066/005/2019-6591/6; N 50/066/005/2019-6591/7; N 50/066/005/2019-6591/8, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении в отношении объекта недвижимости: Здание объединенное соединительных пунктов 20 кВ (СП-1, СП-2) площадью 162,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково".
Решением от 27.01.2021 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела 22.10.2019 Заявителем в Управление представлены заявления N 50-0-1-214/3002/2019-533 и N 5050/066-50/066/005/2019-6591 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении Объекта недвижимости.
03.08.2020 Заявителем получено уведомление об отказе государственной регистрации права собственности в связи с не устранением причин, препятствующих проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 указанного Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления за исключением установленных им случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном им порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (часть 2 статьи 14).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Оспариваемый отказ Управления был мотивирован следующим.
Представленное в техническом плане Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 054-Ф-60-РВ от 08.02.2019 не соответствует требованиям действующего законодательства, установленным к таким документам. Включенные в состав технического плана документы не соответствуют указанным требованиям, ввиду невозможности распознать текст документов в полном объеме. Проектная документация изготовлена комбинированным способом с применением графических редакторов и не являются электронными образами бумажных документов. В нарушение п. 52 Требований в графической части не соблюдены специальные условный знаки. В соответствии с п. 27 Требований в реквизите "1" раздела "Исходные данные" указываются реквизиты документов, на основании которых подготовлен технический план, а также документов, использованных при подготовке технического плана. Первыми указываются сведения о документах, на основании которых подготовлен технический план.
В силу статьи 10.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" осуществление градостроительной деятельности на территории инновационного центра "Сколково" регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково".
Представленное Заявителем Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано на основании Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - ФЗ "О Сколково").
Федеральный закон "О Сколково" устанавливает особый статус территории Инновационного центра "Сколково" и соответственно особый порядок получения РВЭ.
Согласно указанному Федеральному закону реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" возложена в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на управляющую компанию (пункт 2 статьи 2 ФЗ "О Сколково").
По распоряжению Президента РФ от 2 июля 2010 г. N 446-рп "О создании и обеспечении функционирования инновационного центра "Сколково" функциями управляющей компании наделена некоммерческая организация "Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий" (далее - "Фонд Сколково").
Управляющая компания выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории Центра (подпункт 2 пункта 1 статьи 5 ФЗ "О Сколково").
Управляющая компания проводит экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (пп. 7 пункта 1 статьи 5, пункт 23 статьи 15 ФЗ "О Сколково").
Форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объектов в эксплуатацию утверждаются управляющей компанией (пункт 23 статьи 15 ФЗ "О Сколково").
Приказ от 14.02.2020 N 29-Пр "О внесении изменений в правила проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденные Приказом от 16.10.2012 N 113" Председателя Правления Фонда "Сколково", а также Приказ от 16.10.2012 N 113 Президента Фонда "Сколково" "О правилах проекта сфере выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства" Президента Фонда "Сколково", прямо регулируют порядок выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию объектов.
Таким образом, в соответствии с ФЗ "О Сколково" и Приказом Президента Фонда "Сколково" управляющей компании предоставлена исключительная компетенция в отношении таких процедур, как утверждение, согласование и применение той ли иной проектной документации.
В частности, управляющая компания осуществляет:
- утверждение формы РВЭ;
- экспертизу проектной документации для последующей выдачи РВЭ;
- выдачу РВЭ.
- В соответствии с пунктом 21 статьи 15 ФЗ "О Сколково" проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять на территории Центра, и результаты инженерных изысканий, проводимых для подготовки такой проектной документации, не подлежат государственной экспертизе.
Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территории Центра не осуществляется (пункт 22 статьи 15 ФЗ "О Сколково").
Согласно пункту 1 статьи 20 ФЗ "О Сколково" на территории Центра не осуществляются полномочия органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемые управляющей компанией в соответствии с ФЗ "О Сколково" в т.ч. утверждение схем территориального планирования субъекта РФ, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Таким образом, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 54-Ф-60-РВ от 08.02.2019, выданное с учетом ФЗ "О Сколково", означает его соответствие требованиям действующего законодательства.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие правоустанавливающего документа на земельный участок.
Вместе с тем, ответчиком не был учтен Договор аренды N 50108/01006/0055-2018-19/215-м от 12.12.2018 г. (далее - Договор), представленный заявителем в регистрационное дело.
В соответствии с абз. 2 пункта 1.1. Договора (стр. 2 Договора) Заявителю передается во временное владение и пользование (в аренду) земельный участок с кадастровым номером 77:15:0020321:321, площадью 226 кв.м., адрес: Москва, д.Сколково.
В соответствии с пунктом 1.5 Договора участки предоставляются Арендатору для использования по следующему назначению: для проектирования и строительства объектов электроснабжения, включая электрические подстанции, трансформаторные подстанции (СП/ТП/РП/АББМ), предназначенные для приема, транспортировки и передачи электрической энергии потребителям на территории инновационного центра "Сколково" напряжением 20/0,4 кВ.
Согласно пункту 2.1. Договора договор заключен на неопределенный срок.
Договор аренды, заключенный на неопределенный срок, в государственной регистрации не нуждается.
Данная позиция отражена в пункте 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из апелляционной жалобы также следует, что Технический план объекта не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Вместе с тем, замечания, указанные ответчиком, были устранены заявителем в неоднократно скорректированных технических планах, представленных:
- 14.11.2019 г. - вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 14.11.2019 г. N 50-0-1-214/3002/2019-593;
- 23.12.2019 г. вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов от 23.12.2019 г. N 77-0-1-52/3001/2019-2502;
- 09.07.2020 г. - вместе с Заявлением о предоставлении дополнительных документов о 09.07.2020 г. г. N MFC-0558/2020-13425-l.
Проектная документация представлена в качестве Приложения N 1 к Техническому плану.
При этом Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию указано в числе прочих документов, которые были представлены кадастровому инженеру для подготовки Технического плана.
Однако, само по себе указание РВЭ в разделе "Исходные данные" не является препятствием для осуществления регистрационных действий и не приводит к недействительности или некорректности Технического плана.
Текст всех представленных документов является читаемым. Техплан подается на диске в специальном формате XML, в целях последующей выгрузки его в программу Управления. Формат XML един для всех баз и выгружаемых документов. Ни одно из Уведомлений Управления не содержало указания на то, что диск не открывается или не читается. Таким образом, все выгруженные файлы были читаемыми.
В приложении к иску имеется распечатанная версия Технического плана, из которой видно, что все файлы читаемы; ошибка при проверке ЭЦП - замечание Управления не подтверждено допустимыми и относимыми доказательствами.
В нарушении указанных норм права Управление в качестве доказательств обоснованности замечаний не представлены допустимые доказательства по делу.
Кроме того, 09.07.2020 Заявителем представлен в Управление скорректированный пакет документов, содержащий электронный файл в формате XML (выгружен из программы Кадастровым инженером 07.07.2020).
Содержащиеся в файле документы оформлены в соответствии с действующим законодательством. Ошибки при открытии файлов не возникает.
В последней представленной 09.07.2020 в Управление редакции Технического плана все обязательные условные знаки в графической части соблюдены.
Представленная Заявителем XML-схема Технического плана (версия 03) не предусматривает внесения сведений о состоянии (сохранности) наружного знака пункта. По этой причине для включения указанных сведений в Технический план в его состав включен документ "ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН - ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ" в формате *pdf, который отображает необходимые сведения.
Соответствующие разъяснения даны кадастровым инженером в разделе Технического плана "Заключение кадастрового инженера".
Все представленные в дело документы соответствуют ФЗ "О Сколково" и имеют особый статус, что не учтено регистраторами при проведении правовой экспертизы документов.
Технический план и иная проектная документация, представленные в регистрационное дело, соответствуют нормам действующего законодательства, а также ФЗ "О Сколково", что прямо подтверждается письмом Фонда "Сколково" о приобщении откорректированного технического плана от 11.03.2020 г. N 53/1220.
Таким образом, у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации прав по постановке на кадастровый учет, вынесенное в отношении объекта недвижимости: Здание объединенное соединительных пунктов 20 кВ (СП-1, СП-2), площадью 162,4 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, д. Сколково, территория инновационного центра "Сколково", оформленного Уведомлениями от 03 августа 2020 года N 50/066/005/2019-6591/5, N 50/066/005/2019-6591/6; N 50/066/005/2019-6591/7; N 50/066/005/2019-6591/8.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения части 1 статьи 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им правомерную оценку, и с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.01.2021 по делу N А40-180646/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180646/2020
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ