г. Пермь |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А71-13818/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Борзенковой И.В.
рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заявителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонного)
На мотивированное решение Арбитражного суда Удмуртской Республики.
от 05 февраля 2021 года,
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А71-13818/2020
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республики (межрайонного)
к индивидуальному предпринимателю Медведеву Владимиру Николаевичу (ОГРН 304182108500054, ИНН 182000385703)
о взыскании суммы штрафных санкций в размере 5500 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республике (межрайонное) п. Ува (далее - управление, заявитель, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Медведева Владимира Николаевича (далее - ИП Медведев В.Н., предприниматель, ответчик) 5500 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2021 года (резолютивная часть от 26 января 2021 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию факта пропуска срока исковой давности для взыскания финансовой санкции.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении предпринимателя проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон N 27-ФЗ), в ходе которой установлено, что ответчиком представлены:
1) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за май 2017 года представлены на 10 застрахованных лиц - 15.06.2017, то есть в установленный п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ срок. Предпринимателем самостоятельно были выявлены ошибки, в связи с чем 02.11.2018 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2017 г. на 1 застрахованное лицо;
2) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за май 2018 года представлены на 2 застрахованных лиц - 08.06.2018, то есть в установленный п.2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ срок. Предпринимателем самостоятельно были выявлены ошибки, в связи с чем 18.03.2019 представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за май 2018 г. на 1 застрахованное лицо;
3) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за апрель 2019 года представлены на 4 застрахованных лиц - 21.05.2019, с нарушением срока, установленного п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ;
4) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за август 2019 года представлены на 2 застрахованных лиц - 06.10.2019, с нарушением срока, установленного п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ;
5) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за сентябрь 2019 года представлены на 2 застрахованных лиц - 05.11.2019, с нарушением срока, установленного п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ;
6) сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за ноябрь 2019 года представлены на 1 застрахованное лицо - 17.01.2020, с нарушением срока, установленного п.2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
Управлением составлены акты о выявлении правонарушений от 28.01.2019 N 019S18190001436, от 14.05.2019 N 019S18190008947, от 30.05.2019 N 019S18190010913, от 11.11.2019 N 019S18190021279, N 019S18190021297, от 23.01.2020 N 019S18200000540.
Рассмотрев материалы проверки, Управлением вынесены решения от 11.03.2019 N 019S19190003330, от 24.06.2019 N 019S19190010831, от 10.07.2019 N 019S19190012089, от 20.12.2019 N 019S19190023379, N 019S19190023368, от 04.03.2020 N 019S19200002144 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику выставлены требования от 10.04.2019 со сроком исполнения до 30.04.2019, от 25.07.2019 со сроком исполнения до 13.08.2019, от 08.08.2019 со сроком исполнения до 27.08.2019, от 28.01.2020 со сроком исполнения до 17.02.2020, от 02.04.2020 со сроком исполнения до 21.04.2020.
Требования управления в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Рассмотрев указанное заявление, суд пришел к выводу, что заявленные требования к должнику не являются бесспорными. Определением суда от 18.09.2020 по делу N А71-10964/2020 в принятии заявления о выдаче судебного приказа судом отказано, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявление о взыскании финансовых санкций.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения управления в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом N27-ФЗ.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Порядок привлечения к ответственности страхователей установлен статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В части привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленный срок сведений по формам СЗВ-М за май 2017 г., за май 2018 г., судом первой инстанции установлено следующее.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Как верно установлено судом первой инстанции самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения управлением, ответчик реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений по формам СЗВ-М за май 2017 года, за май 2018 года, откорректировав их путем представления в управление дополнительных сведений за эти периоды, что допускает не применять к ответчику финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованного лица, не указанного в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорные периоды, не лишает ответчика возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенные ошибки и представить дополнительные сведения о застрахованном лице, о котором первоначально такие сведения не подавались.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Управления о взыскании 1000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М май 2017 года, за май 2018 года.
Самостоятельных доводов в указанной части апелляционная жалоба Управления не содержит.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в остальной части суд первой инстанцию так же правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ, за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен. Однако отсутствие в Федеральном законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки не свидетельствует о наличии у фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В п. 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17).
Согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, сведения по формам СЗВ-М (исходная) за апрель 2019 г., август 2019 г., сентябрь 2019 г., ноябрь 2019 г. представлены должником 21.05.2019, 06.10.2019, 05.11.2019, 17.01.2020 соответственно.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, именно с указанного момента с учетом имеющихся сведений по формам СЗВ-М взыскатель должен был обнаружить совершенное должником правонарушение и проверить соблюдение должником установленного п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ порядка и срока предоставления сведений.
Совокупность сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления самого позднего требования (со сроком уплаты до 21.04.2020 + 6 месяцев, срок на обращение в суд истек 21.10.2020), обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции только 16.11.2020 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовых санкций в сумме 4500 руб.
Пенсионным фондом ходатайство о восстановлении срока не заявлено.
Таким образом, суд апелляционной инстанции так же приходит к выводу об утрате заявителем возможности принудительного взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока на ее взыскание.
Учитывая совокупность указанных сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании суммы штрафа, суд приходит к выводу о пропуске фондом срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Управление считает, что к данным правоотношениям по аналогии подлежит применению пункт 3 статьи 48 Кодекса, согласно которому, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Данный довод фонда отклоняется судом апелляционной инстанции, так как пункт 3 статьи 48 Кодекса не носит универсального характера, его применение учитывает особенности взыскания недоимки, пеней и санкций с физических лиц.
Порядок принудительного взыскания обязательных платежей с организаций и индивидуальных предпринимателей регулируется статьями 46 и 47 Кодекса, которые не устанавливают новых сроков для обращения в суд в случае отмены судебного приказа.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Взыскание с фонда госпошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения его от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 февраля 2021 года (резолютивная часть от 26 января 2021 года) по делу N А71-13818/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13818/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Увинском районе Удмуртской Республики межрайонное
Ответчик: Медведев Владимир Николаевич